Цель: Расширить знания по данной теме и познакомить с творчеством великих ученых математиков, привить интерес к математике.
|
Первая страница журнала
История возникновения математики (сообщение учащихся сопровождается показом слайд фильма)
Ученик Математика-одна из древнейших наук. Первый период ее развития – формирование основных математических понятий-начался в глубокой древности. Без овладения знаниями о простейших количественных отношениях и пространственных формах человек не смог бы решить даже простейшей задачи, которые возникли в его практической деятельности. Люди вырабатывали простейшие представления о форме, о мере, а в эпоху шелля (60 тыс. лет назад) подошли к представлению о числе. Понятие фигуры формировалось в процессе практического освоения действительности. Линии режущих концов орудий и их симметричные формы, линии нарезок, и их параллельность, формы, близкие к треугольнику, трапеции, кругу, цилиндру, конусу и т. Д. - все эти свойства лишь в процессе длительного их использования многими поколениями людей были отвлечены от соответствующих материальных носителей и получили право рассматриваться как признаки некоторых геометрических фигур. Например, простейших геометрический орнамент первобытных племен представляет собой условное изображение животных или подражание некоторым трудовым и техническим процессам. Понятие числа формировалось, прежде всего, в процессе определения количества добытой дичи, выловленных рыб, собранных съедобных плодов, количества воинов в племени, расстояния до мест охоты, рыбной ловли, соседних дружественных или враждебных племен. Числа были необходим для решения каждой задачи, с которой древний человек сталкивался в своей практической деятельности. Сооружение крепостей и храмов, прокладка каналов и дорог требовала умения решать сложные математические задачи.
Вторая страница журнала
Математика стран Азии (сообщение учащихся сопровождается показом слайд фильма)
Математика стран ислама развивалась из потребностей практики: землеустройства, геодезии, возведения военных сооружений, архитектуры астрономии. Большое внимание уделялось разработке численных методов. Учеными стран ислама были найдены различные способы построения параболы, эллипса, приближенно построены правильные семи- и девятиугольники. Особое внимание уделялось теории параллельных прямых. Ученые стран ислама, работавшие в области теории параллельных прямых, не допускали возможности существования неевклидовой геометрии. Все их усилия были направлены на доказательство пятого постулата с помощью утверждений, казавшихся им более простыми или очевидными. Таким образом, их доказательства чаще были ошибочными.
Выдающиеся результаты были получены в плоской и сферической тригонометрии. Ученые продемонстрировали большое вычислительное искусство при составлении тригонометрических таблиц, решили ряд сложных задач сферической тригонометрии.
Математики Азии оказали большое влияние на развитие математических знаний в Западной Европе. Об этом свидетельствуют такие термины, как “цифра”, “арабская цифра”, “алгебра”, “алгоритм”, “корень”, “синус”, многочисленные астрономические термины, названия многих звезд.
Третья страница журнала
(выступления учащихся в национальных костюмах)
1. На экране портрет ученого Мухаммед Бен Мусса аль-Хорезми.
Ученик. Мухаммед бен Мусса аль-Хорезми (783-ок. 850) – выдающbйся среднеазиатский математик. Жил и работал в столице арабского халифата Багдаде, возглавлял библиотеку “Дома мудрости” (своеобразной академии). Арифметический трактат ученого “Об индийском счете” послужил началом к введению десятичной нумерации в Азии и Европе. Алгебраический трактат аль-Хорезми “Краткая книга об исчислении алгебры и альмукабалы” стал основой алгебраической науки. Тригонометрические таблицы ученого были одними из первых на Ближнем Востоке.
Латинизированная фамилия ученого (Algjoritmi)сначала служила названием всей десятичной позиционной системы счисления, а в наше время является наименованием одного из фундаментальных математических понятий – понятие алгоритма.
2. На экране портрет ученого Аль-Бируни.
Ученик. Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль- Бируни(973-1048)-выдающейся среднеазиатский математик и естествоиспытатель. Родился в столице Хорезма городе Кяте. Аль-Бируни был ученым-энциклопедистом.
Его исследования относятся к математике, астрономии, географии, натурфилософии, минералогии, истории, этнографии. В теоретической арифметике Бируни изучал суммирование рядов и комбинаторные задачи, отдельный трактат посвятил “правилу трех”, рассматривал различные способы нахождения числа п, классифицировал различные способы решения уравнений первой степени и систем линейных уравнений.
3. На экране портрет ученого Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям.
Ученик. Омар Хайям (1048-ок. 1131) –выдающbйся ученый и поэт. Научные труды посвящены математике, астрономии, философии. Предложил подробную классификацию и теорию графического решения кубических уравнений. Большое внимание уделял теории параллельных прямых и впервые явно заметил пятый постулат Евклида более простым утверждением. В сущности, именно он впервые вывел некоторые теоремы неевклидовой геометрии Лобачевского и Римана.
Мировую славу принесли Омару Хайяму его замечательные рубаи, по праву принадлежит к шедеврам мировой лирики.
4. На экране портрет ученого Мухаммед Насирэддин ат-Туси.
Ученик. Мухаммед Насирэддин ат-Туси (1201-1274) азербайджанский астроном и математик. Получил важные результаты в тригонометрии, которой посвятил отдельную книгу, выделив тем самым этот важный отдел математики. В теории параллельных прямых сформулировал новый постулат - эквивалент v постулата Евклида - и вывел ряд утверждений, являющихся ему равносильными.
Свои работы ученый посвятил астрономии, медицине, минералогии, логике. Он перевел и прокомментировал труды выдающихся ученых Древней Греции.
4. На экране портрет ученого Мухаммед Тарагай Улугбек.
Ученик. Мухаммед Тарагай Улугбек (1394-1449) - выдающейся узбекский астроном и математик, организатор и руководитель Самаркандской астрономической школы, где работали такие выдающиеся математики, как аль-Кушчи и аль-Каши. Улугбек активно способствовал созданию в Самарканде научной школы, открыл высшее учебное заведение (медресе). Выдающиеся результаты были получены учеными, работающими в знаменитой Самаркандской обсерватории .По приговору реакционного духовенства Улугбек предательски был убит, а его обсерватория уничтожена. Некоторые ученые спаслись, покинув Самарканд, где после гибели Улугбека свирепствовал террор.
Четвертая страница журнала. Развлекательная
Исполнение танцев (казахский, узбекский, азербайджанский, таджикский, арабский, индийский)
Пятая страница журнала.
ЗанимательнаяОтгадывание и решение старинных занимательных задач.