Классный час "Три летчика – три книги – три мировоззрения"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


По книгам Антуана де Сэнт-Экзюпери “Маленький принц”, Дэвида Ричарда Баха “Чайка по имени Джонатан Ливингстон” и Петрония Гай Аматуни “Гаяна”

Эпиграф:

“Длинен путь через наставления,короток и легок-через примеры”.
Сенека.

Цель:

  • формирование нравственности учеников.

Задачи:

  • формировать ценностные ориентации и убеждения
  • воспитывать активную жизненную позицию

Введение.

Сейчас в России,можно сказать,идет становление нового гражданского общества. Именно в школе решается задача воспитания новой креативной личности, формирования ценностных ориентаций, беждений, активной жизненной позиции как этого требует Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

Данный классный час позволяет на примере трех летчиков-писателей Антуана Сент Экзюпери, Дэвида Ричарда Баха, Перония Гай Аматуни - “что само по себе символично” - француза,американца,россиянина,их личных биографий, героев их произведений найти для себя ученикам достойные примеры для подражания и приобрести ненавязчиво те или иные моральные ценности,так необходимые им в их будущей жизни.

В истории литературы известны имена этих летчиков - писателей: француза, американца и, чем я больше всего горжусь, моего соотечественника - россиянина Петрония Гай Аматуни.

Антуан де Сент-Экзюпери родился во французском городе Лион, происходил из старинного провинциального дворянского рода, и был третьим из пятерых детей виконта Жана де Сент-Экзюпери и его супруги Мари де Фонколомб. В возрасте четырёх лет потерял отца. Воспитанием маленького Антуана занималась мать. 

Поворотным в его судьбе стал 1921 год — тогда он был призван в армию Франции. Прервав действие отсрочки, полученной им при поступлении в высшее учебное заведение, Антуан записался во 2-й полк истребительной авиации в Страсбурге. Сначала его определяют в рабочую команду при ремонтных мастерских, но вскоре ему удается сдать экзамен на гражданского лётчика. Его переводят в Марокко, где он получает права уже военного лётчика, а затем посылают для усовершенствования в Истр. В 1922 году Антуан заканчивает курсы для офицеров запаса в Аворе и становится младшим лейтенантом. В октябре он получает назначение в 34-й авиационный полк в Бурже под Парижем. В январе 1923 года с ним происходит первая авиакатастрофа, он получает черепно-мозговую травму. В марте его комиссуют. Экзюпери переселился в Париж, где и предался писательским трудам. Однако на этом поприще он поначалу не имел успеха и был вынужден браться за любую работу: торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине.

Лишь в 1926 году Экзюпери нашёл свое призвание — стал пилотом компании “Аэропосталь”, доставлявшей почту на северное побережье Африки. Весной он начинает работать по перевозке почты на линии Тулуза — Касабланка, затем Касабланка — Дакар. 19 октября 1926 года его назначили начальником промежуточной станции Кап-Джуби (город Вилья-Бенс), на самом краю Сахары.

В марте 1929 года Сент-Экзюпери вернулся во Францию, где поступил на высшие авиационные курсы морского флота в Бресте. Вскоре издательство Галлимара выпустило в свет роман “Южный почтовой”, а Экзюпери уезжает в Южную Америку в качестве технического директора “Аэропоста — Аргентина”, филиала компании “Аэропосталь”. В 1930 году Сент-Экзюпери производят в кавалеры ордена Почётного Легиона за вклад в развитие гражданской авиации. В июне он лично участвовал в поисках своего друга лётчика Гийоме, потерпевшего аварию при перелёте через Анды. В этом же году Сент-Экзюпери пишет “Ночной полёт” и знакомится со своей будущей женой Консуэло.

В сентябре 1939 года, на следующий день после объявления Францией войны Германии, Сент-Экзюпери является по месту мобилизации на военный аэродром Тулуза-Монтодран и 3 ноября переводится в авиачасть дальней разведки 2/33, которая базируется в Орконте (провинция Шампань). Это было его ответом на уговоры друзей отказаться от рискованной карьеры военного лётчика. Многие пытались убедить Экзюпери в том, что он принесёт гораздо больше пользы стране, будучи писателем и журналистом, что пилотов можно готовить тысячами и ему не стоит рисковать своей жизнью. Но Сент-Экзюпери добился назначения в боевую часть. В одном своём письме в ноябре 1939 года он пишет: “Я обязан участвовать в этой войне. Всё, что я люблю, — под угрозой. В Провансе, когда горит лес, все, кто не сволочь, хватают вёдра и лопаты. Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия. Я не могу оставаться в стороне[1]”.

 Сент-Экзюпери сделал несколько боевых вылетов на самолете “Блок-174”, выполняя задачи по аэрофоторазведке, и был представлен к награде “Военный крест” (фр. Croix de Guerre)[2]. В июне 1941 года, уже после поражения Франции, он переехал к сестре в неоккупированную часть страны, а позже выехал в США. Жил в Нью-Йорке, где в числе прочего написал свою самую знаменитую книгу “Маленький принц” (1942, опубл. 1943). В 1943 ннгоду он вступил в ВВС “Сражающейся Франции” и с большим трудом добился своего зачисления в боевую часть. Ему пришлось освоить пилотирование нового скоростного самолета “Лайтнинг” Р-38.

“У меня забавное ремесло для моих лет. Следующий за мной по возрасту моложе меня лет на шесть. Но, разумеется, нынешнюю мою жизнь — завтрак в шесть утра, столовую, палатку или белённую известкой комнату, полёты на высоте десять тысяч метров в запретном для человека мире — я предпочитаю невыносимой алжирской праздности... ...я выбрал работу на максимальный износ и, поскольку нужно всегда выжимать себя до конца, уже не пойду на попятный. Хотелось бы только, чтобы эта гнусная война кончилась прежде, чем я истаю, словно свечка в струе кислорода. У меня есть, что делать и после неё” (из письма Жану Пелисье 9—10 июля 1944 г.[3]).

31 июля 1944 года Сент-Экзюпери отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полёт и не вернулся.

Сама биография этого человека вызывает уважение, а его книга “Маленький принц” стала у меня - настольной. Когда я получаю свой новый класс, мы начинаем вместе читать это произведение.

 

Вместе рассматриваем рисунки и знакомимся с ягнёнком и планетой, с которой он прилетел. Волнуемся, чтобы баобабы её не разрушили. Узнаём интересные критерии оценок взрослыми наших друзей. Путешествуем вместе с маленьким принцем по другим планетам, узнавая интересные сведения о их обитателях. Нас очень трогают отношения маленького принца и Его розы,что живёт на его планете, и ... - его изумление, когда он видит огромное количество, точно таких же, но...-это не его розы... Знакомимся с Лисом, замечаем с каким нетерпением он ждёт встречи с маленьким принцем, как готовиться к ней. Учимся понимать ,что - МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ КОГО ПРИРУЧИЛИ. Читая эту книгу мы находим дорогу к познанию настоящей правды. Она учит нас ДОБРУ, ЛЮБВИ, УМЕНИЮ ДРУЖИТЬ и ЗАБОТИТСЯ О ВЗРОСЛЫХ.

Это чтение ненавязчиво высвечивает перечисленные моральные ценности и заставляет задуматься о них. Советую родителям на собрании обсудить с детьми дома эту книгу, содержание которой озвучат дома их дети.

Внимательно слушая ответы Президента В.В. Путина на пресс-конференции в декабре 2012 года, я отметил для себя два важных момента, на которые следует обратить внимание при воспитании подрастающего поколения — “идеология и духовные скрепки, которые сейчас нам необходимы. Эти три произведения подчеркивают содержание этих двух высказываний.

Ричард Бах родился 23 июня 1936 года в городе Оук-Парк, штат Иллинойс. По семейному преданию, он является отдалённым потомком композитора Иоганна Себастьяна Баха.[1] Учился в Университете Лонг-Бич штата Калифорния. Служил в ВВС США пилотом F-84F, впоследствии занимался исполнением воздушных трюков. Почти все его произведения так или иначе касаются темы полёта. Всемирную писательскую славу Баху принесла повесть “Чайка по имени Джонатан Ливингстон” (1970), опубликованная в том числе и в СССР в журнале “Иностранная литература” № 12 за 1974 г.[2]

 

Как говорил великий американский фантаст Рэй Брэдбери- “эта книга действует сразу в двух направлениях. Она сообщает мне чувство Полёта и возвращает мне молодость”.

Чувство полёта - это путь к совершенствованию. Стая чаек, к которой принадлежал Джонатан, не знала этого чувства. Ей полёт нужен был только для того, чтобы добывать себе пищу. “КАЖДАЯ ИЗ ПТИЦ ХИТРОСТЬЮ И СИЛОЙ ПЫТАЛАСЬ УРВАТЬ КУСОК ПОЖИРНЕЕ.” НО ЧАЙКИ ПО ИМЕНИ ДЖОНАТАН НЕ БЫЛО В ЭТОЙ СТАЕ. ОН НЕ ПРИНЯЛ СТЕРЕОТИПОВ ЕЁ ЖИЗНИ: тренировался вдали от остальных, высоко над морем и берегом. Голодный, радостный, пытливый, он стремился к познанию своих собственных возможностей, к открытию нового, к свободе. Он установил мировой рекорд скорости пролёта для чаек, стал первой чайкой, научившейся выполнять фигуры высшего пилотажа. Это далось ему ценой огромных усилий. Много раз он хотел бросить свою затею и жить как все, но какая-то внутренняя сила заставляла его вновь и вновь взмывать к небесам. ОТКРЫВ В СЕБЕ НЕОБОЗРИМЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ОН ХОТЕЛ “ЗАРАЗИТЬ” ЭТИМ СТРЕМЛЕНИЕМ И ДРУГИХ. НО СТАЯ ПОСЧИТАЛА ЕГО ОПЫТЫ ПОЗОРОМ ДЛЯ СЕБЯ, ПОПРАНИЕМ ДОСТОИНСТВА И ОБЫЧАЕВ СТАИ. Даже родители не поняли его и недоумевали, почему он не похож на них. Джонатан стал изгнанником.

Оставшись один,он не поник духом и продолжал совершенствовать свои полёты: научился спать в воздухе, не сбиваться с курса ночью, мог пролететь сотни миль от заката до восхода солнца, даже летать в перевёрнутом состоянии. ОН ПОНЯЛ, ПОЧЕМУ ТАК КОРОТКА ЖИЗНЬ ЧАЕК: ЕЁ СЪЕДАЕТ СКУКА, СТРАХ И ЗЛОБА. ОН ОТКРЫЛ, ЧТО ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ, К РЕАЛИЗАЦИИ СВОЕЙ СУЩНОСТИ, К СВОБОДЕ МЫСЛИ.

Изгнанники не возвращаются: чайка, которая заговорит с изгнанником, сама становится изгнанницей. Таков закон Стаи. Но Джонатан вернулся. Любовь потянула его к родным. Чайки же отвернулись от него. Однако постепенно их, одну за одной, стало, как магнитом, поворачивать в его сторону. Здесь было и любопытство, и признание, и желание следовать примеру Джонатана. ИЗГНАННИК СТАЛ НАСТАВНИКОМ. ЛЮБОВЬ ОКАЗАЛАСЬ СПОСОБНОЙ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ДАЖЕ НЕЗЫБЛЕМЫЕ ЗАКОНЫ И СОЗДАВАТЬ СВОИ.

ПРОЧИТАВ ЭТУ ПРИТЧУ, я даю ученикам вопросы к обсуждению:

- Как понимала смысл своего существования Стая чаек, и как понимал этот смысл Джонатан?

- Что руководило стремлением Джонатана к совершенствованию? Почему он не захотел быть как все?

- В чём обвинила его стая? Почему она считала его эксперименты позором? За что она изгнала его?

- Почему, несмотря на строгий закон, запрещающий изгнаннику возвращаться, Джонатан вернулся в свою семью? Что побудило его к этому?

- Как вы понимаете закон: “Чем выше летает чайка, тем дальше она видит?” Подвластен ли этому закону человек?

- Встречали ли вы людей в жизни или в литературе, похожих на Джонатана? Кто они?

- Как вы понимаете эпиграф к книге: “Истинному Джонатану - Чайке, живущей в каждом из нас”?

Ученики активно отвечают (письменно - каждый излагает свою точку зрения), иллюстрируя ответы изображением чаек.

Так я получаю ещё одну возможность заглянуть во внутренний мир моих воспитанников..

После знакомства с именами Сент Экзюпери и Ричарда Баха очень приятно, с большой долей гордости, сообщить своим ученикам, что у них тоже есть соотечественник, которого можно смело поставить в этот ряд лётчиков — писателей, это ПЕТРОНИЙ ГАЙ АМАТУНИ.

Петроний Гай Аматуни родился в 1916 году, детство его прошло в Армении,юность прошла в Москве.

В 16 лет он увлёкся авиамоделированием, что определило его судьбу не только в профессии,но и в литературе.

Во время Великой Отечественной войны кавалерист Аматуни получил серьёзное ранение. После успешного лечения он был направлен в авиационное училище, где после обучения остался лётчиком — инструктором. После окончания войны Аматуни работал в ДОСААФ, затем-в Ростовском авиаотряде Аэрофлота.

В 1944году (по совпадению или провидению-это год гибели Сент Экзюпери) в печати появляется первый рассказ Аматуни, а через четыре года последовала и первая книга “Маленький лётчик Пиро”. Герои этой повести затем ещё встретятся нам в других сказочных произведениях писателя.

Всего Аматуни создал около двадцати произведений. Его именем названа библиотека в городе, где он родился - Пролетарске Ростовской области.

“Донской Экзюпери” - так была озаглавлена одна из статей о нём в областной газете. Любовь к небу нашла своё отражение в самых различных литературных формах: реалистических очерках, в сказках и в научно-фантастических произведениях, где небо уже “разрастается” до масштабов космоса.

Фантастические произведения писателя вошли в классику этого жанра. В 1957 году в Ростове вышла повесть “Тайна Пито-Као”, переизданная затем ещё несколько раз. Это произведение стало первой книгой, задуманной трилогии “Гаяна”. На остров Пито-Као прилетает звездолёт с вымышленной планеты Гаяна, но пришельцы погибают. Герои находят в отсеке корабля сейф с кино дневником жителей Гаяны, это была краткая энциклопедия знаний гаянцев, предназначенная для соседей. За обладание научным наследием гаянцев на Земле разворачивается настоящая борьба.

Во второй книге трилогии “Тиунэла” события происходят в основном в нашей стране. С Земли стартует звездолёт “Юрий Гагарин”, взявший курс на Гаяну. Автор становится членом экспедиции и пишет от первого лица.

Заключительная книга трилогии - “Парадокс Глебова”. Герои попадают на Гаяну. Жизнь на планете представляет идеальную модель устройства общества, где “долгожителем становится тот кто, кто умно и интересно живёт”...

Создание замечательной трилогии совпало по времени с эпохой триумфального освоения космоса, первого полёта человека в космос и, может быть, являлось фантастической гипотезой развития исследований Вселенной, целью которых должно было стать установление мирных, дружеских отношений с возможными инопланетными соседями, и - НИКАКИХ “ЗВЁЗДНЫХ ВОЙН”.

В заключительной части романа “Если б заговорил Сфинкс” Аматуни так пишет о своей жизни: “Я принадлежу к числу тех, о ком можно сказать, что им везет в жизни.

И потому, что четверть века я был профессиональным лётчиком, что 10 000 часов счастья испытал я в замечательном и бесконечно многообразном Небе Земли.

И потому, что встречал - немало - людей прекрасных, чей личный пример украшал и украшает мою жизнь”.

Люди, близко знавшие Петрония Гай Аматуни вспоминают, что это был очень образованный, начитанный человек, он покорял своим обаянием, всегда был честен и бескорыстно помогал людям.

В заключение вспомним напутственные слова писателя из книги “Крепкий орешек”: “...Если вы любите Настоящую Жизнь и только начинаете её - летайте!.. Не ищите тихой гавани, ведь покой - это установившееся движение!”

Эти слова переплетаются со словами Ричарда Баха, которые начертаны художником вместе с профилем чайки над доской у меня в кабинете математики: “ОСОЗНАЙ ТО, ЧТО УЖЕ ЗНАЕШЬ И ТЫ НАУЧИШЬСЯ ЛЕТАТЬ”, и я стараюсь постоянно, как на уроках математики, так и в любых контактах с моими учениками - ободрить их, призвать к полёту, как в математике так и в жизни, вселить в них уверенность в своих силах. В этом мне помогают книги этих трёх лётчиков-писателей.

И как приятно бывает слышать от моих выпускников, когда они покидают школу слова: “Владимир Семёнович! Мы научимся летать!”