Урок русского языка по теме "Значение фразеологизмов". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: овладение основами знаний по фразеологии русского языка; обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами.

Задачи: 

Образовательные:

  • развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи.
  • формировать орфографические навыки.

Развивающие:

  • формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц.
  • развивать творческие способности и образное мышление школьников, обогащать их словарный запас.
  • развивать умение работать со словарями.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.
  • воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.

Тип урока: урок обобщения знаний

Формы работы: коллективная, работа в парах, групповая работа, индивидуальная (дифференцированная) работа учащихся

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, наглядный

Средства: учебник, фразеологический словарь,  карточки, тетради

Ход урока

1. Самоопределение деятельности

“Громко прозвенел звонок – начинается урок!
Наши ушки на макушке, глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем – ни минуты не теряем!!!”
Девиз нашего урока “Новый день- новые знания!”

2. Актуализаця знаний.

На доске записаны слова:

- слово

- текст

- предложение

Как данные понятия связаны между собой? Составьте из слов логическую цепочку.

Текст - предложение - слово

Мы уже знаем, что наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Не зная отдельных слов, нельзя понять, о чём говорится в предложении. Но, оказывается, есть предложения, смысл которых складывается не из значения отдельных слов, а только от их сочетания.

  • Как называются такие предложения? (фразеологизмы)
  • Что такое фразеологизмы? (Это устойчивые сочетания слов)

Постановка учебной задачи.

Сегодня мы будем говорить о значении фразеологизмов и их использовании в речи.

Итак, не будем бить баклуши
Вы засучите рукава
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.

Групповая работа (работают 5 групп по индивидуальному заданию на карточках)

Цель: умение выделять фразеологизмы в предложении.

Карточка-задание (1 группа)

Укажите предложение с фразеологизмом, запишите его в тетрадь, фразеологизм подчеркните и объясните его значение.

а) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.

б) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.

в) В луже сидеть — любимое занятие свиней.

Карточка-задание (2 группа)

Укажите предложение с фразеологизмом, запишите его в тетрадь, фразеологизм подчеркните и объясните его значение.

а) Заткнул за пояс топор и отправился в лес.

б) Топором не размахивай.

в) Хоть я и не мастер, но любого инженера заткну за пояс.

Карточка-задание (3 группа)

Укажите предложение с фразеологизмом, запишите его в тетрадь, фразеологизм подчеркните и объясните его значение.

а) Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену.

б) Комар сел мне на шею.

в) Только дай слабину — мигом на шею сядут!

Карточка-задание (4 группа)

Укажите предложение с фразеологизмом, запишите его в тетрадь, фразеологизм подчеркните и объясните его значение.

а) Сидел кот в мешке и мяукал.

б) Кот из мешка голову высунул и опять спрятался.

в) Эти ваши предложения — кот в мешке.

Карточка-задание (5 группа)

Укажите предложение с фразеологизмом, запишите его в тетрадь, фразеологизм подчеркните и объясните его значение.

а) Не только дом разрушен — двора не осталось.

б) После войны остался Семён один — ни кола ни двора.

в) Двор был окружён забором из кольев, называемым здесь частоколом.

После выполнения задания каждая группа представляет результаты своей работы.

Задание 2 (групповая работа).

Каждая группа получает 2 карточки с заданиями. На первой карточке - загадка- фразеологизм, на второй - перечень фразеологизмов. Я предлагаю вам разгадать фразеологические загадки и подобрать к этой отгадке подходящие по смыслу фразеологизмы из перечня предложенных.

Цель: умение подбирать фразеологизмы на заданную тему.

Фразеологические загадки. (карточки)

1 группа

- Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

2 группа

- Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её “просит” рваная обувь; она в голове у вечных путаников.

3 группа

- Её толкут или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими.

4 группа

- Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

5 группа

- Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди; на вешают при разговоре.

Фразеологизмы (карточка, которую получает каждая группа)

Повесить нос, уши развешать, тянуть за язык, вешать лапшу на уши, вывести на чистую воду, держать язык за зубами, в рот воды набрал, заварить кашу, зарубить на носу, как в воду глядеть, ботинки просят каши, совать нос , в рот воды набрал, с тобой каши не сваришь, водить за нос. выйти сухим из воды, проглотить язык, каша в голове, язык без костей, хлопать ушами, уши повяли, расхлёбывать кашу, не разлить водой.

Представление результатов работы каждой группой.

Мы с вами знакомились с фразеологизмами, сходными и противоположными по значению.

Я предлагаю вам найти пары фразеологизмов-синонимов и фразеологизмов-антонимов и соединить их стрелками.

Задание 3 (работа в группах)

Цель: умение находить близкие и противоположные по значению фразеологизмы.

1 группа.

Найдите фразеологические синонимы.

Витать в облаках Связывать по рукам и ногам
Вставлять палки в колеса Семи пядей во лбу
Сию минуту В тот же миг
Ума палата Строить воздушные замки

2 группа

Найдите фразеологические синонимы.

Как сквозь землю провалился Не в духе
Встал не с той ноги Днём с огнём не найдёшь
Кот наплакал Набрать в рот воды
Играть в молчанку С гулькин нос

3 группа

Соедините стрелками фразеологизмы из правого и левого столбика, противоположные по значению.

Душа в душу За тридевять земель
Угасшее светило Как сквозь землю провалился
Рукой подать Восходящая звезда
Как из-под земли вырос Как кошка с собакой

4 группа

Соедините стрелками фразеологизмы из правого и левого столбика, противоположные по значению.

В поте лица Хоть пруд пруди
Повесить голову Взять себя в руки
С гулькин нос Воспрянуть духом
Выйти из себя Палец о палец не ударить

5 группа

Соедините стрелками фразеологизмы из правого и левого столбика, противоположные по значению

Одержать победу наносить вред
Обратить внимание набраться сил
Приносить пользу оставить без внимания
Выбиться из сил потерпеть поражение

Задание 4 (групповая работа) На доске развешены картинки к фразеологизмам. Задача каждой группы: догадаться, о каком фразеологизме идёт речь, записать их в тетрадь.

Цель: обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами.

Фразеологизмы:

  • комар носа не подточит.
  • намылить шею.
  • на краю земли.
  • как снег на голову.
  • как две капли воды.
  • два сапога пара.
  • белая ворона.
  • кот в мешке.
  • у разбитого корыта.
  • ни кола, ни двора.

Задание 5 (фронтальная работа)

Игра. О каком животном так говорят?

...носа не подточит (комар), как....в воде (рыба), делать из ... слона (мухи), когда ... на горе свистнет (рак), ...на смех (курам), как .... на сене (собака), биться как ... об лёд (рыба), как сонная ... (муха)

Рефлексия

Итак, подведем итог:

  • Что я узнал на уроке?
  • Чему я научился?
  • Что у меня вызывало трудности?
  • Что мне нужно еще узнать?
  • Над чем  мне нужно еще поработать?

Самооценка. Оцените сами свою работу на уроке. Какую бы  оценку вы себе поставили?

Домашнее задание: Уч. стр.101 №2