“Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, —
значит, пересесть из него просто некуда”.
Антуан де Сент-Экзюпери
Пояснительная записка
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе. Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Волга, Байкал, Ладога, Арал, Черное море - это только некоторые адреса кричащих экологических проблем. Растут и горы бытового мусора. Нарастает беспокойство о наших "соседях по планете" - растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли. Поэтому экологическое воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Ведь экологическая культура - это наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.
Актуальность — Гимназисты проживают в условиях интерната, который по существу является их домом. Но данные наблюдений и диагностики свидетельствуют о низком уровне сформированности экологической культуры. Наблюдается противоречие между декларируемой любовью к родному краю и его экологии и поведением детей: многие бросают мусор мимо урны, выкидывают еду и посуду из окон интерната, складируют пакеты с мусором в комнатах. Поэтому особо актуальной является задача формирования ответственного, осознанного отношения к Природе, развития способности предвосхищать и предупреждать негативные экологические последствия собственной деятельности, тем самым восстановить утраченное равновесие и гармонию в отношениях "человек - природа". Возникла необходимость подготовки к будущей самостоятельной жизни воспитанника, осознающего личную ответственность за охрану природы и рационально использующего природные ресурсы.
Занятие проводилось для воспитанников 8а и 10в классов Гимназии искусств при Главе Республики Коми, города Сыктывкара.
Воспитанники 8 и 10 классов – это старшие подростки 14-16 лет. Данному возрасту детей присущи следующие особенности:
- осознание себя в окружающем мире (идентичность);
- становление социальной позиции;
- умение выбирать для свободного времени нужные, полезные дела, приносящие удовольствие, и развлечения, не приносящие вреда;
- умение устанавливать и поддерживать контакты, оценить, что могут дать контакты с другими;
- совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь вначале контролем по результату или заданному образу, а затем - процессуальным контролем, т.е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности;
- привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи;
- испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Нравится мыслить, делать самостоятельные открытия;
- умение самостоятельно строить взаимоотношения с теми, с кем живешь; совершенствуется способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. [1]
Итак, если подытожить возрастные особенности, то можно сказать, что подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей.
Возрастные особенности обусловливают выбор формы проведения занятия: проектная деятельность с использованием технологической игры “Метоплан”. Цели технологии заключаются в организации индивидуальной и групповой мыследеятельности по решению той или иной проблемы, наработке каждым участником технологии своего индивидуального опыта по обсуждаемой проблеме и его обогащении в результате групповой работы. [2] Тем самым технология “Метоплан” позволяет развивать, личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.
Цель системной деятельности: формирование экологической культуры старших подростков (14-16 лет) посредством использования технологии “Метоплан” С.С. Кашлева и проектной деятельности.
Цель занятия: формирование у старших подростков личностного отношения к проблемам экологии и содействие развитию активной жизненной позиции.
Задачи:
- Развивать у каждого воспитанника личную ответственность за состояние окружающей среды.
- Формировать систему представлений о средствах преодоления проблем экологии.
- Углублять научные знания об экологических проблемах, выявлять последствия воздействия человека на природу.
- Развивать процессы мышления, речь, внимание через анализ проблемы, сопоставление фактов, публичное выступление, формулирование собственной точки зрения;
- Формировать культуру межличностного, межвозрастного общения посредством организации групповой деятельности.
- Развивать интерес воспитанников к охране природы, их самостоятельность и инициативность.
Оборудование: ноутбук, экран, диапроектор, 3 ватмана, фломастеры, ручки для каждого, три листка разного цвета (красный, зелёный, жёлтый) на каждого участника.
Ход занятия
Этапы реализации технологической игры “Метаплан”: 1 этап Формулировка проблем-вопросов (10 мин)
Ведущий: Ребята, мы с вами учимся, живём, работаем в стенах замечательного образовательного учреждения - гимназии искусств. Нас с вами окружает творческая, возвышенная атмосфера. Мы имеем замечательную возможность обогащаться духовно, изучая шедевры классической музыки, полотна великих художников, постигая ступени сценического искусства. Казалось бы, все вокруг гармонично, возвышенно, прекрасно, но почему-то, в реальной действительности, нам иногда приходится сталкиваться с дисгармонией бытия - мусор в школьных коридорах и на территории гимназии, испачканные стены, испорченные стенды. Нас, взрослых, и некоторых ребят это совсем не устраивает. И поэтому, инициативная группа из воспитателей гимназии и ребят – Майбурова Влада, Ермолина Проши и Вяткина Виталия, вы их хорошо знаете, решили привлечь внимание окружающих к данной проблеме и создали творческий проект - сняли фильм, который называется “Хорошо там... Плохо там...?!” [Приложение 1] Предлагаем его вашему вниманию (просмотр фильма). (по вопросу приложения 1 обращайтесь к автору).
- Вот такой фильм у нас получился ...
- Сейчас я хочу обратиться к вам и узнать ваше мнение относительно увиденного:
- Скажите, можем ли мы говорить о гармонии в душе каждого из нас, можем ли констатировать душевное равновесие после просмотра этих кадров?
- Почему?
- Какими были ваши чувства?
- Дополните, кто хочет еще высказаться?
- Скажите, были ли изменения в вашем состоянии в течение просмотра фильма, когда вы смотрели первые кадры и потом? Какие?
- Ребята, как, по-вашему:
1. О чем этот фильм?
2. Какую проблему затронули авторы фильма?
Вывод: действительно, первозданная красота природы и пагубное воздействие на нее человека не должны оставлять равнодушными здравомыслящих людей. Опыт взаимодействия человека с окружающей природной средой является показателем экологической культуры поколения. А для того, чтобы этот опыт жизнедеятельности человека был созидательным необходимо обладать элементарными экологическими знаниями.
Вот поэтому, наша творческая киногруппа сделала этот фильм и вышла с предложением обсудить волнующие их проблемы, касающиеся экологии бытия. Мы поговорим о том,
Что такое экология и экологическая безопасность? (красный лист)
Актуальны ли проблемы охраны окружающей среды в наши дни? (жёлтый лист)
Как лично мы можем повлиять на сохранение природы и обеспечить безопасность среды обитания человека, в том числе и ближайшей (дом, школа, село, город)? (зелёный лист) (вопросы вывешиваются на доске) [Приложение 2]
- Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, какие правила, необходимо выполнять для того, чтобы занятие проходило успешно для каждого из присутствующих
Правила:
- Прочитай первое правило. Как вы его понимаете? (Доверительный стиль общения)
- Как вы понимаете второе правило? (Безоценочность суждений)
- Пожалуйста следующее правило. (Активное участие)
- И последнее правило? ( Уважение к говорящему, принцип активного слушания)
- Чтобы наша работа была продуктивной нам необходимо выбрать хранителя времени
(Выбор хранителя времени). [Приложение 3]
Во время работы детей звучит спокойная мелодичная музыка. [Приложение 4]
Формирование УУД, выполняемые учащимися на данном этапе
Личностные УУД:
- актуализация внутренней позиции воспитанника;
- формирование эмоционального отношения к природе, экологии;
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно;
- раскрепощение, вовлечение в действие;
Коммуникативные УУД:
- создаем условия для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в совместную деятельность;
- развитие умения слушать и вступать в диалог;
Познавательные УУД:
- актуализация знаний по теме экология.
2 этап Индивидуальное смыслотворчество (12 минут)
Ведущий:
- Итак, у вас на столах лежит раздаточный материал: листы бумаги 3 цветов. Ваша задача в течение 12 минут ответить письменно на вопросы на всех трёх листах: на красном пишите ответ на 1 вопрос, на желтом – на 2 вопрос, и на зелёном отвечаете на 3 вопрос.
Формирование УУД, выполняемые учащимися на данном этапе:
Личностные УУД:
- развитие способности к самовыражению;
Регулятивные УУД:
- постановка задач деятельности;
Познавательные УУД:
- развитие общеучебных УУД: восприятие научного определения понятий “экология”, “экологическая культура”;
- умение осознано и произвольно строить высказывание в письменной форме через формулировку данных понятий.
3 этап Представление участниками своих индивидуальных смыслов, обмен смыслами. (10 минут)
Ведущий:
- Сейчас каждый из вас по кругу озвучит свой вариант ответа на каждый проблемный вопрос. (Происходит обмен ответами между участниками технологии).
Формирование УУД, выполняемые учащимися на данном этапе:
Регулятивные УУД:
- волевая саморегуляция как способность мобилизации сил;
Коммуникативные УУД:
- умение слушать своих товарищей и вступать в диалог;
Познавательные УУД:
- формируется умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- формируется умение строить логическую цепь рассуждений.
4 этап Анализ, обобщение индивидуальных смыслов в творческих группах (12минут).
Ведущий:
- Сейчас, мы с вами разложим листы по цвету в коробочки (коробочки для красных, желтых и зелёных листов).
- Теперь нам необходимо создать три творческие группы (с помощью считалочки: красный, желтый, зелёный: распределяются на 3 группы по цвету).
- Итак, каждой творческой группе необходимо изучить все представленные ответы, а затем оформить на листах ватмана результаты вашего группового смыслотворчества и защитить свой творческий проект. Это может быть схема, рисунок, ребус, алгоритм. На работу группам даётся 12 мин. Выбор хранителя времени, во время работы детей звучит музыка. [Приложение 4]
Формирование УУД, выполняемые учащимися на данном этапе:
Личностные УУД:
- выбор социальных и личностных ценностей;
Регулятивные УУД:
- происходит сотрудничество в поиске решений поставленных вопросов;
Коммуникативные УУД:
- взаимодействие членов коллектива со сверстниками во время работы в группах;
- коллективное обсуждение проблемы;
- сотрудничество в поиске решений поставленных вопросов;
Познавательные УУД:
- умение структурировать знания;
- развитие логических УУД: выбор оснований и критериев для сравнения.
5 этап Представление итогов работы творческих групп (20 мин)
Ведущий:
- Время истекло, просим представить свой творческий проект группу, которая изучала первый вопрос (выступления 1 группы).
- Предлагаем показать результат сотворчества 2 группы (выступление 2 группы).
- И в завершении просим выступить 3 группу.
- Еще раз спасибо группам за работу. Мы увидели в творческом исполнении обобщённый вариант наших ответов на поставленные вопросы
- Что такое экология и экологическая безопасность?
- Почему охрана окружающей среды является очень актуальной проблемой в наши дни?
- Какой личный вклад в сохранение природы и безопасности среды обитания может внести каждый человек?
- Друзья, посмотрите, у нас с вами получились интересные работы. Может у вас есть какие-то предложения, где и как можно использовать наши совместные творческие проекты? Какие еще будут предложения? (предложение вывесить на информационный стенд).
Формирование УУД, выполняемые учащимися на данном этапе:
Личностные УУД:
- осознание чувства удовлетворения, значимости;
- формирование элементарного социального опыта;
Коммуникативные УУД:
- формируется навык управлять поведением партнёра через контроль, коррекцию и оценки действий;
Познавательные УУД:
- формируется умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
6 этап – рефлексия (6 мин.)
Ведущий:
- Сегодня нам пока сложно решать глобальные проблемы загрязнения окружающей среды, но в наших силах изменить состояние дворовой территории гимназии, школьных коридоров, повлиять на поведение других людей. Если каждый из нас, прежде чем выбросить полиэтиленовый пакет, вспомнит, что процесс его разложения занимает более 1000 лет, остановит тех, которые хотят выкинуть мусор не в контейнер, то мы сможем сделать чище среду, в которой живем. А сегодня планета Земля кричит “SOS”!
Об этом есть замечательные строки поэта, послушайте их:
Стали люди сильные как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нет
Чёрные — сотрёшь ли человек?!
Все, что нас окружает, все, что мы видим вокруг, это деяние рук человека. А рука – это то, что всегда с нами, это часть нас самих и именно от наших рук зависит жизнь на Земле. Итак, сейчас каждому из вас предстоит серьезная и очень ответственная работа. Подумайте, ребята, что может каждый из вас сделать, чтобы уберечь Землю от экологической катастрофы? Чем может помочь Земле? [Приложение 2]
Вы видите, перед вами лежат макеты рук. Напишите, пожалуйста, туда свой вариант ответа. Это будет наша “ рука помощи Земле” (дети пишут свои предложения “ рука помощи Земле” на подготовленных макетах руки вырезанных из бумаги, в это время звучит музыка). [Приложение 4]
Ребята, я вижу, многие уже справились с работой. Предлагаю вам публично представить свою запись и протянуть свою руку помощи Земле. Кто первый? Затем дети по очереди выходят, зачитывают свой ответ и наклеивают макет руки на плакат Земли.
Ребята, посмотрите, какое разнообразие ответов, в них желание и готовность быть активным, деятельным в решении данной проблемы. Давайте определимся, что нам по плечу, за что мы возьмемся и сделаем сегодня, завтра.
- Скажите, а в наших силах повлиять на мнение гимназистов и сделать нашу школу чище, лучше?
(ответы детей)
Дорогие ребята, я благодарю вас за работу, за активность, искренность, креативность. На память я хочу подарить вам буклеты, в которых содержится полезная информация об охране природы. Я уверенна она вам пригодится.
Формирование УУД, выполняемые учащимися на данном этапе:
Личностные УУД:
- происходит принятие того, что было сделано на занятии;
- происходит личностный выбор ценностного отношения к природе и экологии;
Коммуникативные УУД:
- развитие умения слушать и вступать в диалог;
- осознание человеком себя как члена творческого коллектива;
Познавательные УУД:
- формируется умение осознанно строить речевое высказывание;
- умение строить логическую цепь рассуждений;
- происходит оценивание усвоенного материала.
Использованная литература.
- Возрастные особенности. Подростковый возраст (11-15 лет). Социальная ситуация развития. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elabuga-shcool8.narod.ru/vozrast.html
- Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. – Минск, “Университетское” 2001
Приложения.
- Фильм “Хорошо там... Плохо там...?!”
- Вопросы по экологии
- Правила поведения на занятие
- Музыка