Введение
Развлечения для детей раннего и дошкольного возраста
“Чтобы воспитать человека думающим
и чувствующим, его следует, прежде
всего, воспитать эстетически”.
Фридрих Шиллер
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить “ по законам красоты”. Эстетическое воспитание происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Слово “красивый” рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – все это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях и средствами искусства.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие – творчество и смекалку, третьи – воображение и память, но объединяет их всех общая задача – воспитание у детей потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает мир и себя, учится ориентироваться в пространстве и целенаправленно действовать в нем. Самое ценное в таких мероприятиях то, что они служат хорошей школой для обогащения практического опыта. Веселая, здоровая атмосфера игр и развлечений передается и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми. При организации досуговой деятельности детей надо руководствоваться психолого – педагогическими принципами, на которых формируются основы культуры ребенка. Наиболее значимыми являются деятельностный подход, принципы интереса и нравственно – эстетической направленности, сочетание индивидуальной и коллективной деятельности, единство отдыха и познания. Совместная работа при организации развлечений, отдыха, праздников формирует ценностно – ориентационное единство группы, рождает традиции, улучшает организационную структуру детского коллектива, что приведет впоследствии к повышению у каждого ребенка уровня культурно – досуговой деятельности. При подготовке и проведении физкультурных развлечений надо учитывать особенности сезона, рационально распределять физическую нагрузку в разных видах деятельности, подбор детей осуществлять близкими по возрасту группами. Праздники и досуги строятся на хорошо знакомых детям играх, упражнениях. По содержанию и композиции могут быть разными: составлены из спортивных игр, включать в себя выполнение основных движений, состоять из игр – эстафет, спортивного ориентирования.
Большой силой эмоционального воздействия обладает музыка, поэтому желательно, чтобы она звучала на физкультурных развлечениях. Однако следует вдумчиво относиться к отбору музыкальных произведений. Так, маршировать удобно под бодрую, энергичную музыку, а гимнастические упражнения выполнять под плавную и ритмичную. Музыкальное сопровождение должно быть с четкой и ясной фразировкой, вызывать у детей хорошую моторную реакцию. Музыка должна быть доступна восприятию ребенка. Можно использовать детские песни. Музыку и песни из любимых мульт- и кинофильмов, музыкальных сказок, отдельные части взрослых эстрадных песен, понятных детям. Одним словом, музыкальная фонограмма должна соответствовать уровню эстетической подготовленности ребенка. Музыкально – ритмические упражнения воспитывают у детей грациозность, осознанное выполнение движений и сочетание движений с ритмом стихов, песенок, музыки. Эти упражнения должны постоянно присутствовать в “репертуаре движений ребенка”, поскольку они способствуют его эстетическому обогащению. Ребенок вначале учиться слушать музыку и понимать ее характер ( грустная – веселая, быстрая – медленная), а затем непринужденно соединять движение с музыкой. Умение слушать музыку ценно и полезно в любом возрасте.
В задачи воспитателя при руководстве играми и развлечениями входят наблюдение за состоянием играющих и регулирование нагрузки. Дозировать нагрузку в играх можно, пользуясь общепринятыми приемами:
- увеличить или уменьшить общее время игры. А также изменить количество повторений всей игры или отдельных ее эпизодов;
- регулировать длительность перерывов в игре или проводить игры совсем без перерывов;
- проводить игру на большем или меньшем участке, с большим или меньшим количеством препятствий, преодолеваемых в игре;
- удлинять или сокращать дистанции для перебежек, проползания, варьировать количество прыжков.
При подборе подвижных игр и развлечений важно учитывать индивидуальные возможности и способности детей.
Младшие дошкольники
Дети младшего дошкольного возраста активны, они много двигаются, ходят, бегают, лазают, поднимаются по лесенкам, выполняют некоторые другие движения, но их опыт двигательной активности еще невелик, а движения недостаточно координированы. Совместные действия в коллективе сверстников, ориентировка в пространстве затруднительны. Малыши еще не владеют целым рядом двигательных навыков, поэтому часто содержание их деятельности однообразно.
Для повышения активности и обогащения движений младших дошкольников большое значение имеет создание необходимых условий, использование различных предметов, игрушек ( мячей, шариков, обручей, кубиков, скакалок и т.п.), побуждающих их к различным двигательным действиям. Организация двигательной и игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста требует постоянного внимания педагога, его помощи и даже непосредственного участия в играх и упражнениях малышей.
Старшие дошкольники
Дети 5-6 лет более самостоятельны и активны, чем младшие дошкольники. Их движения становятся более точными, быстрыми, ловкими, они лучше ориентируются в пространстве, увереннее действуют в коллективе.
Несмотря на достаточный двигательный опыт, самостоятельность и активность, дети старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи и руководстве взрослого при организации подвижных игр и развлечений. Во время их проведения надо приучать воспитанников выполнять определенные правила.
Дети должны научиться:
- начинать и прекращать игры по сигналу воспитателя;
- быстро и четко занимать места для начала игры;
- играть честно, без обмана; если был пойман или осален во время игры, быстро выходить на определенное место;
- во время ловли не ударять товарищей, а легко касаться рукой;
- не наталкиваться во время бега на других, уметь ловко увертываться, а если кто-то нечаянно толкнул – не обижаться;
- не убегать далеко за границы площадки;
- не смеяться над тем, кто во время игры поскользнулся, упал, а, наоборот, подбежать и помочь товарищу подняться;
- играть дружно, не зазнаваться при победе, но и не унывать после проигрыша.
В день здоровья с детьми старшего дошкольного возраста можно организовать простейшие туристские походы. Их цель – совершенствование основных видов движений (ходьба, бег, лазанье, метание, прыжки) и развитие физических качеств. Пешие переходы к месту прогулки нередко влияют на формирование таких черт характера, как выдержка, дисциплинированность, чувство товарищества, ответственность. Ценное влияние оказывают эти прогулки и на эстетическое воспитание детей. Они вызывают положительные эмоции и радостное настроение, учат видеть и чувствовать красоту окружающего мира.
Задачи:
1. Создать условия для положительных эмоций, праздничного настроения;
2. Cпособствовать укреплению здоровья;
3. Учить детей выполнять общеразвивающие упражнения в соответствии с текстом, ритмом;
4. Учить эстетическому отражению движений в игровой форме.
Оборудование: скамейка, погремушки, 2 скакалки (дорожка, ручеек), игрушка-заяц.
Воспитатель: (держит в руках накрытого куском материи зайца). Отгадайте загадку: “Прыгает ловко, грызет морковку!” Кто это?
Дети: Зайчик.
Воспитатель: Правильно, это Зайчик (показывает). Хотите поиграть с Зайчиком? Но чтобы до него добраться, надо выполнить несколько заданий. (Ходьба за воспитателем.)
Воспитатель: (останавливается). Теперь придется идти по мостику. Вы ведь не боитесь трудностей?
Дети проходят по скамейке.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мостик вы хорошо перешли. А теперь давайте покажем зайчику, какие вы ловкие да умелые. Пусть он посмотрит, как вы делаете зарядку.
Раздает детям погремушки ( по две на каждого) и проводит зарядку в игровой форме.
Воспитатель:
Погремушки дети взяли,
С ними быстро зашагали!
Дети идут вслед за педагогом, помахивая погремушками (20-30 с).
Воспитатель:
Стали бегать и скакать,
Погремушками играть!
Дети бегают, звеня погремушками. (20-30 с).
Воспитатель:
Надо в круг теперь нам встать,
Погремушки показать!
Все становятся в круг.
Воспитатель:
Погремушки поднимать,
А потом их опускать.
Поднимать и опускать!
Поднимать и опускать!
Дети поднимают и опускают погремушки.
Воспитатель: (приседает и постукивает ручками погремушек об пол).
Стали дети приседать.
Погремушками стучать,
Стук – и прямо!
Стук – и прямо!
Стук, стук, стук!
Дети приседают, стучат погремушками, встают. Повторяют эти движения дважды; на слова: “стук, стук, стук” быстро стучать ручками погремушек об пол трижды, затем поднимаются.
Воспитатель: ( переходит на бег ).
А теперь мы все бежим,
Погремушками гремим.
Дети бегут за воспитателем, размахивая погремушками.
Воспитатель: (переходит на спокойную ходьбу ).
Тихо, тихо все пойдем,
Погремушки уберем!
Все проходят мимо коробки и кладут туда свои погремушки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, сделали зарядку и стали еще сильнее. Но чтобы до зайчика добраться, надо перепрыгнуть ручеек, не замочив ног.
Все выполняют упражнение.
Воспитатель: Идем дальше. Смотрите, какая узкая дорожка. По ней надо прыгать на одной ножке, и тогда мы попадем к зайчику.
Не следует требовать, чтобы малыши обязательно допрыгали до конца дорожки. Они могут прыгать произвольно, на середине пути поменять ногу. Важно, чтобы дети упражнялись в выполнении этого движения. Тот, кто пропрыгал дорожку, может погладить зайчика.
Воспитатель: Зайчик очень рад, что к нему пришли такие хорошие ребята. И он хочет с вами поиграть.
Подвижна игра “Зайка серый умывается”.
Дети становятся полукругом перед воспитателем и все вместе произносят:
Зайка серый умывается,
Зайка в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл хвостик,
Вымыл ухо, вытер сухо!
В соответствии с текстом малыши выполняют движения, а затем прыгают на двух ногах. Продвигаясь вперед, - “направляются в гости”. Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями.
Дети прощаются с Зайцем и уходят в группу.