Урок информатики по теме "Координатная сетка". 2-й класс

Разделы: Информатика, Начальная школа

Класс: 2


Базовый учебник: Горячев А.В., Горина К.И.,   Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах,   2 класс, часть 1

Цель урока: познакомить учащихся с понятием системы координат

Задачи:

обучающие: формирование начальных знаний о системе координат, разбор понятий “координата”, “координатная сетка”; ознакомление с локализацией предметов на координатной сетке, обучение умению находить предмет на координатной сетке

развивающие: развитие познавательных и творческих способностей учащихся, наглядно-образного мышления

воспитательные: воспитание внимательности и аккуратности при выполнении заданий

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, мультимедийный проектор (или интерактивная доска)

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

1. Постановка целей урока

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Презентация “Координатная сетка” (№1)

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Формулирует цель для учащихся: сформировать начальные знания об системе координат, о размещении объектов (предметов) на плоскости (демонстрация Слайд 1)

Деятельность ученика

Осознают цель, поставленную учителем

2. Введение нового материала

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Презентация “Координатная сетка” (№1)

Деятельность учителя

Изложение нового материала с демонстрацией презентации к уроку.

Слайд 2

Учитель загадывает одну из игрушек, сообщая, что она находится во 2-м шкафу. Дети должны отгадать ее. Пусть это произойдет с 3-го раза. Затем учитель загадывает игрушку в первом шкафу (дети "угадывают" ее со второго раза). И лишь во третьем шкафу пусть ученики "угадают" игрушку с первого раза.

Вопросы: "Можно отгадать игрушку сразу, если известен только номер шкафа?" (Можно, но не сразу.) "А если полок будет гораздо больше?" (Будет еще труднее.) "Может быть, нужно указать номер полки?" (Да.)

Далее игра производится только с указанием номера полки: угадай задуманную игрушку на первой (второй, третьей, четвертой) полке.

Вопросы: "Всегда можно угадать игрушку сразу, если известен только номер полки?" (Нет.) "А если шкафов будет много?" (Будет еще труднее.) "Может быть, нужно указать номер шкафа?" (Да) Но в предыдущей игре мы указывали номер шкафа, но игрушку не всегда находили с первого раза. Как же быть? Дети должны сами догадаться, что нужно указать и номер шкафа, и номер полки.

Учитель объясняет, что номер шкафа и номер полки являются координатами игрушки. А шкафы, их номера, номера полок с игрушками образуют координатную сетку. После этого учитель "загадывает" игрушку, указывая и номер шкафа, и номер полки.

Например: первый шкаф, вторая полка.

На этой полке стоит матрешка. Провести игру 2-3 раза: 3-й шкаф, 1-я полка - кораблик; 4-й шкаф, 2-я полка - мишка; 2-й шкаф, 4-я полка - самолетик.

Выполнить задание 50(а) из тетради,

а) Помоги Незнайке найти игрушку: 2-й шкаф слева, 3-я полка снизу. Раскрась эту игрушку

Ответ: 2-й шкаф, 3-я полка - ведро, его и нужно раскрасить.

Деятельность ученика

Знакомятся с текстом ресурса, задают уточняющие вопросы, запоминают основные моменты. Выполняя задание 50 (а) , вызвать одного ученика к интерактивной доске (или к компьютеру учителя), чтобы он щелчком мыши на заданной координатами игрушке указал её. Если ученик сделает правильный выбор – игрушка закрасится сама собой (смотрите комментарии к слайду). Остальные учащиеся закрашивают игрушку в тетради

3. Первичное закрепление материала

Презентация “Координатная сетка” (№1) Слайд 3

Деятельность учителя

Выполнить задание 50(б)

б) Помоги Незнайке положить на место мяч: нарисуй его в 3-м шкафу на 2-й полке

Ответ: Ученики должны найти 3-й шкаф и в нем вторую полку и нарисовать там мяч.

Деятельность ученика

Вызвать одного ученика к интерактивной доске (или к компьютеру учителя), чтобы он щелчком мыши на заданной координатами полке указал её. Если ученик сделает правильный выбор – мяч сама собой переместится на нужную полку (смотрите комментарии к слайду). Остальные учащиеся рисуют мяч в тетради

Деятельность учителя

Слайд 4, 5, 6, 7

Задание 51(а)

а) Кто живет по адресам (подъезд, этаж): (2, 4); (4,2); (1,1)?

Ответ:

  • (2, 4) – девочка на балконе;
  • (4,2) – мальчик в окошке;
  • (1,1) – бабушка в окошке

Деятельность ученика

Вызывать по очереди трёх учащихся для выбора нужного объекта к интерактивной доске (или к компьютеру учителя), остальные учащиеся выполняют задание в тетради

Деятельность учителя

Слайд 8

Задание 51(б)

б) Определите адреса кошки и собаки

Ответ:

  • Адрес кошки – (5,3)
  • Адрес собаки – (3,5)

Деятельность ученика

Вызывать по очереди к интерактивной доске (или к компьютеру учителя) двух учащихся для выполнения задания, остальные учащиеся выполняют задание в тетради. Адрес вписывается в текстовое поле на слайде.

Деятельность учителя

Физпауза. Учитель просит детей встать у парт и выполнять те упражнения, которые он попросит. Эти упражнения должны содержать координаты учеников. Например:

- Ученики первого ряда, имеющие номера 2,4,6 поднимают правую руку вверх, а имеющие номера 1,3,5 левую руку вверх.

- Ученики второго ряда имеющие номера 1,3,5 подпрыгивают вверх 3 раза, а имеющие номера 2,4,6 приседают 3 раза и т.п.

Учитель следит за правильностью выполнения упражнений.

4. Закрепление материала

Деятельность учителя

Слайд 9

Задание 52(а)

а) Напиши адрес каждого предмета

Деятельность ученика

Вызывать по очереди к интерактивной доске (или к компьютеру учителя) двух учащихся для выполнения задания, остальные учащиеся выполняют задание в тетради. Адрес вписывается в текстовое поле на слайде.

Деятельность учителя

Слайд 10, 11, 12

Задание 52(б)

б) Рассели (нарисуй предметы по их адресам)

Деятельность ученика

Вызвать по очереди ученика к интерактивной доске (или к компьютеру учителя), чтобы они щелчком мыши на заданной координатами квадратику указал его. Если ученик сделает правильный выбор – предметы сами собой будут перемещаться в нужный квадрат (смотрите комментарии к слайду). Остальные учащиеся рисуют предметы в тетради

Деятельность учителя

Слайд 13

Задание 52(*в)

*в) Помоги найти мальчику свое окошко по заданному пути и запиши его адрес.

Задание очень похоже на диктант по клеточкам. Мы подходим к дому, по первой стрелке попадаем в первый подъезд, затем по второй - во второй, третья стрелка поднимает нас на второй этаж и т.д. Адрес мальчика: (1, 5).

Деятельность учителя

Слайд 14

Задание 53

Определи адрес своего места в классе

Деятельность ученика

Выполняют самостоятельно в тетрадях

5. Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Работа с ЭОР (№2, 3, 4)

Деятельность учителя

Запускает программную среду, комментирует принцип работы с программной средой.

Даёт задание для выполнения учащимися: Определить и совместить основные термины, относящиеся к компьютерной технике

Деятельность ученика

Осознают задание, выданное учителем

6. Работа за компьютером (если есть такая возможность)

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Работа с ЭОР (№2, 3, 4)

Деятельность учителя

Оказывает помощь, выступает в роли координатора.

Деятельность ученика

Выполняют задания интерактивного теста, задают уточняющие вопросы. Если есть возможность, то учащиеся выполняют задание на компьютерах, если нет - то по-прежнему - по одному на компьютере учителя или возле интерактивной доски

7. Итог урока

Домашнее задание

Деятельность учителя

Совместно с учащимися формулирует выводы.

Подводит итог урока. Выдает домашнее задание, в котором предполагается выполнение задания № 55, 56(а), 59(а,б), стр. 25-26

Деятельность ученика

Совместно с учителем формулируют выводы

Приложение к плану-конспекту урока “Координатная сетка”

Таблица 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
Презентация к уроку “Координатная плоскость” Модуль П-типа презентация  
Доставь подарки по адресам Модуль П-типа Интерактивное задание http://school-collection.edu.ru/catalog/res/
1ad77455-c144-4b42-b49d-f28027be64a2/?sort=
order&from=
17c0dadd-de65-48bc-a43e-0ee2da40534c&interface=
pupil&rubric_id[]=92689
- карточка ресурса “Координаты - К (N 193001))”

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
1ad77455-c144-4b42-b49d-f28027be64a2
/%5BNS-INF_2-01-07-09%5D_%5BIM_089%5D.swf
- ресурс

Запиши координаты корабля (букву и число) Модуль П-типа Интерактивное задание http://school-collection.edu.ru/catalog/res/
c20608a4-bc2e-4c75-b855-c7496036b891/?from=
17c0dadd-de65-48bc-a43e-0ee2da40534c&interface=
pupil
- карточка ресурса “Координаты - 1 (N 193243)”

http://files.school-collection.edu.ru/
dlrstore/c20608a4-bc2e-4c75-b855-c7496036b891/%
5BNS-INF_2-01-06%5D_%5BIM_085%5D.html
- ресурс

Расставь корабли Модуль П-типа Интерактивное задание http://school-collection.edu.ru/catalog/res/
324e2e13-517a-4b2a-a966-1a71d81c3263/?sort=
order&from=
17c0dadd-de65-48bc-a43e-0ee2da40534c&interface=
pupil&rubric_id[]=92689
- карточка ресурса “Координаты - 2 (N 193116)”

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
324e2e13-517a-4b2a-a966-1a71d81c3263/%
5BNS-INF_2-01-06%5D_%5BIM_086%5D.swf
- расставь корабли

Технологическая карта урока Текстовый файл (Приложение 2) текст