“Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 30 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя”.
(Дональд Д. Куинн, перевод с английского)
Много раз задавала себе вопрос: как получается так, что каких бы детей я ни брала, класс получается хороший? Мои выпускники сохраняют дружбу на долгие годы. Дружат, созваниваются, приходят друг к другу в гости. Самым старшеньким моим уже за 30... Моего первого “внука” зовут Никита и ему уже почти 13.
Сегодня, хочу поделиться секретами своей работы. И все свои умозаключения буду “подкреплять” высказываниями знаменитых людей.
Я не знаю, как так получается, я ничего не делаю специально. Я не могу сказать вам точно, что вы должны делать, а что ни в коем случае не должны...
Я только точно знаю, что работает правило, о котором мне рассказала моя мама. Я не помню, как оно звучит, смысл в том, что даже обезьянку можно чему-то научить, если за старания всякий раз давать ей банан...
Смысл в том, что любое свое действие по отношению к ребенку, нужно производить с любовью, с добром. Когда раньше были бумажные журналы, я на закладках писала “не навреди”. Это напоминание мне и другим учителям, что нельзя действовать сгоряча, необдуманно. Пожалуй – на эту мысль – обращаю ваше внимание.
Мне повезло – я – выпускница этой школы. И поэтому мне было просто принять все правила работы в школе. Многие учителя знакомы мне со школьной поры. Муза Павловна Головина, мой классный руководитель, видимо, тоже знала “правило банана”.
Детям нужны не поучения, а пример.
Жозеф Жубер
Она постоянно рассказывала нам, что прошлые выпускники всегда радовали её своими успехами в учебе, что её класс всегда носил звание правофлангового, что её дети всегда были первыми в сборе макулатуры, или рябины, или металлолома. И мы, шестиклассники, тоже старались соответствовать такому учителю. И соответствовали.
Личный пример – лучшее воспитание, но откуда взять столько хороших примеров?
Оганес Бабаян
Были первыми в смотре строя и песни, выступали с лучшей агитбригадой, и макулатуры больше всех в школе собирали... И дружим до сих пор. Спасибо, учитель.
Знаете, как наш директор разговаривает с первоклашками? Он наклоняется к ним и подчеркнуто вежливо разговаривает с ними на самые серьезные детские темы. Я тоже отношусь к тем людям, которые разговаривая с малышом, приседают на корточки. Вот такое образное сравнение, но на это тоже прошу акцентировать ваше внимание.
Будьте сами и человеком и младенцем, для того, чтобы учить ребенка.
В.Ф.Одоевский
Дети – это маленькие взрослые. А взрослые, как вы помните, это усталые дети. У нас много общего. И, помните, земля круглая. Сегодня мы с вами растим людей, которые будут нас лечить, начислять нам пенсию в пенсионном фонде, стричь нас, чинить нам водопровод, устанавливать газовую плиту, принимать роды у наших дочерей и внучек, забирать в армию наших сыновей и внуков, обслуживать в магазине. Помните об этом, когда входите в класс.
За 20 лет работы в школе, я выпустила три 9-х и три 11-х класса. Это 9г, 9а, 11б, 11е, 11б, 9м. Это были разные дети. С разными способностями, с разными темпераментами и разными характерами. Приходилось подстраиваться.
Но всегда помню: правило “банана” и что “земля круглая”.
В первые годы очень помогло ведение дневника классного руководителя. Мы проводили два раза в год такие исследования, как “социометрия” и “объективная характеристика класса”. Не буду углубляться в суть данных исследований, только скажу, что в результате них у меня на руках оказывалось две замечательных бумажки. Одна - отражала ситуацию в классе, психологический комфорт учащихся и выявляла проблемы (например, “отвергнутых”). А вторая – показывала, какие черты характера преобладают в классе, и какие качества “западают”. На основании этих исследований можно было вести воспитательную работу в классе, “выравнивать” обстановку. Создавать ситуацию успеха одним, воспитывать заботливость и отзывчивость у других. Когда выявлена болезнь, знаешь, как её лечить.
Например, в одном из классов А (академическом) учащиеся подобрались с высоким уровнем самостоятельности, с высокой активностью, широким кругозором. Учились все хорошо! Но у них “западали” такие качества, как заботливость, отзывчивость, ответственность “за поведение свое и товарищей”. Таким детям нужно давать больше самостоятельности, исключить чрезмерную опеку.
Хочешь, чтобы твой ребенок уверенно стоял на ногах – не держи его все время за руку.
Виктория Фролова
Но, в то же время, проводить мероприятия, направленные на сближение коллектива – различные выезды на природу, в лес, на каток, акции “Подарок другу”, или “Тайный друг”, и др. Но все равно, никто не застрахован от того, что что-то пойдет не так. Я никогда не забуду шок, который я испытала однажды, сидя на Последнем звонке. Сценарий вместе написали, роли распределили, ведущих выбрали, детям дала инструкции (высказала пожелания), как нужно приглашать на сцену учителей в каждой номинации. Дети сказали мне: “Да ладно, Е.Н., не волнуйтесь, все сделаем...” На сцене звучало так: “А сейчас на сцену поднимается самая добрая и внимательная, самая нами любимая - несравненная Катя Иванова (имя вымышленное). Выходит Катя и приглашает на сцену МАРЬИВАННУ, “МАРЬИВАННА, выйдите на сцену”. И вешает на грудь смущенной учительнице бумажную медаль. Всё! Ни слова об учителе, все о себе родимой! И так дальше. Мне было очень стыдно. Дальше все по сценарию – добрые слова учителям, подарки, поздравления.... Но я уже больше ничего не видела и не слышала.
Воспитатель, который не хочет неприятных сюрпризов
и не желает нести ответственность за то,
что может случиться – тиран.
Януш Корчак
Был другой класс, Е (общеобразовательный). Я называла его “класс Елены Николаевны”. Слабые дети. С ними – совсем по-другому. Учимся плохо. Придумывать не умеем. Цветы в классе портим, оценки в журнале рисуем. На сцену не выгнать. Приходилось самой придумывать сценарии, да не по одному, а по два, на выбор. И сами чего-то придумывали, работая по микроколлективам. Потом все варианты вместе обсуждали и выбирали самый лучший. И, о, чудо! – выбирали за основу предложенный мною вариант. Был случай: репетировали 100 раз, старались. В результате – не смогли “вытолкать” (в прямом смысле) на сцену двух учащихся. Но, именно среди этих детей совсем не было эгоистов, они искренне восхищались учителями, были добры и внимательны ко мне и друг к другу. В целом – добрые, хорошие дети. И как хорошо они выступили на Последнем звонке, как слаженно пели песню о школе...
Большую помощь в воспитании детей оказывают родители. Не стесняйтесь перекладывать часть работы на их плечи. Родители могут вывести небольшую группу учащихся на каток, в лес – пожарить сосиски, погулять. Родители могут оказать помощь в подготовке различных мероприятий. Родители обязательно едут с классом на все выезды, и чем младше дети – тем больше родителей везём с собой. Очень важно видеть родителям, как ведет себя ребенок в коллективе, как он реагирует на просьбы, как ведет себя в дороге, за столом.
Непослушное дитя лишает человеческого достоинства родителей.
Елена Ермолова
Не стесняйтесь поручить родителям подготовку выезда. Не берите все на себя. Родители готовят сюрпризы детям, дети – родителям. Никто никого не стесняется. Веселятся все вместе. И тогда родители лучше понимают своих детей, знают одноклассников, видят учителя в неформальной обстановке. Могут сделать для себя выводы о том, комфортно ли ребенку в этом коллективе, можно ли доверять данному педагогу, и др.
Когда родители умны
И добродетельно скромны,
То благонравны и сыны.
Себастьян Брант
На собраниях всегда есть о чем поговорить, что обсудить. Об оценках никогда не говорим, говорим об итогах успеваемости в целом, смотрим фотографии, обсуждаем поездки. О проблемах учащихся говорим с глазу на глаз, индивидуально, после общего собрания.
Уважайте детское желание быть хорошими,
берегите его, как самое тонкое движение человеческой души,
не злоупотребляйте своей властью,
не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство.
В.А.Сухомлинский
На собраниях стараюсь выстроить своё выступление логично, последовательно. Что-то записываем. Сейчас всю информацию отправляю с помощью школьной почты. И детям, и родителям. Очень удобно.
Никогда не сообщаю родителям результаты своих психологических исследований. Объясняю так: это – секреты моей работы как воспитателя. Важен результат.
В воспитании детей главное, чтобы они этого не замечали (юмор)
Всегда прошу родителей сообщать мне о болезни ребенка, писать записки, если его нужно отпустить домой по семейным обстоятельствам. Хорошо налажена связь с родителями через СМС – сообщения. И прошу “НЕ прилетать в школу на метле”. Говорю: “Если чувствуете, что у ребенка есть проблемы в отношениях с одноклассниками или с учителями – звоните, приходите, поговорим, встретимся, поймем, примем меры”. Работает. Индивидуальная работа “родитель – учитель-предметник” очень эффективна.
В первый раз в школу детей приводят родители,
а потом – дети родителей (юмор)
Чтобы контролировать успеваемость, приходится часто составлять для себя сводную ведомость. Сейчас, с введением электронного журнала, стало легче. За три недели до окончания четверти индивидуально каждому ученику указываю на предметы, по которым могут быть “не те, что нужно” отметки. Раньше, в бумажном журнале, напротив “спорных” отметок ставила карандашом галочки для учителей-предметников. Подходила к каждому, просила обратить внимание. Сейчас, с введением электронного журнала, галочку не поставишь, подхожу лично, приношу список детей, на которых нужно обратить внимание. Очень удобно и мне и учителю-предметнику. Опыт показывает, что в нашей школе работают очень внимательные и неравнодушные педагоги. (Главное – все делать вовремя, а не в последний момент, за день до окончания четверти). За это им – ВАМ, коллеги – большое спасибо.
Самое главное правило внушаю детям – учимся для себя. Вы – лицеисты, лицо школы, очень способные и талантливые. Просто – лучшие дети страны! Я вами горжусь. Например: “Мне очень приятно, когда наш класс на педсовете (при всей школе!) похвалили”. Или: “Я очень расстроилась, что нашему классу было сделано замечание. Давайте, вместе подумаем, можно ли это исправить”.
Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того,
что происходит в душе, есть единственное воспитание.
Л.Н.Толстой
Стараюсь донести информацию (иногда, оценить ситуацию) с помощью, так называемых “я - сообщений”. Нотаций не читаю. Если очень рассержена, говорю спокойно: “Я очень рассержена и расстроена вашим поведением (поступком). Представьте, что сейчас я ругаю вас, кричу, топаю ногами. Вот как я рассержена! Надеюсь, вы понимаете причину, вернемся к этому разговору завтра (после урока, и др.). Подумаем, что можно сделать. А сейчас – продолжаем урок”. Как правило, дети очень хорошо (на эмоциональном уровне) понимают суть дела – провинились, надо как-то исправлять ситуацию.
Воспитание – это наука, научающая наших детей обходиться без нас.
Эрнст Легуве
Но мы избежали обвинений, оскорблений, унижения достоинства учащихся. Да и учитель сохранил своё лицо. Что немаловажно.
Любой воспитатель старается сделать все, чтобы его ученики стали успешными в жизни. Для того, чтобы детям помочь определиться с выбором профессии, сотрудничаю с психологической службой школы, совместно проводим тренинги на выявление профессиональных способностей. Участвуем в проекте “Бинилект”, где пытаемся разобраться в себе, познать себя, сформулировать свои цели, узнаем, как нужно добиваться намеченных целей, учимся быть успешными людьми. Проводим вместе с детьми часы общения.
Если хочешь, чтобы дети тебя услышали,
попробуй говорить тихо – с кем-нибудь другим.
Энн Ландрес
Один из последних - “Идеальный мир”. Ребята рассуждали на темы: идеальная школа, идеальный учитель, идеальный ребенок, идеальный родитель, идеальная работа.
Величайшая ошибка, которую обыкновенно делают в воспитании,
- не приучают юношество к самостоятельному рассуждению.
Готхольд Эфраим Лессинг
Наговориться не могли. Пришли к выводу, что идеального мира не существует. А “идеальный ребенок уважает родителей, да и старших вообще, т.к. понимает, что они прожили гораздо больше, у них богатый жизненный опыт, к которому стоит прислушаться”. Представляете, эти дети считают, что взрослым МОЖНО доверять, к мнению взрослых МОЖНО прислушаться. Как, по-вашему, это хорошо? Можно ли это считать результатом совместной работы родителей и педагогов нашей школы? Я думаю, да.
Стоит сказать несколько слов о личности педагога.
Воспитатель сам должен быть воспитан.
К.Маркс
Очень важно, чтобы классный руководитель (воспитатель) был человеком неравнодушным. Детьми ценятся такие качества, как юмор, “современность” учителя. Дети терпеть не могут занудства. Детям очень хочется говорить с учителем, пить чай в неформальной обстановке, делиться секретами, тем, чего, порой, невозможно сказать при всем классе.
Все усилия при воспитании окажутся тщетны,
пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы.
Джон Рескин
Ребенку не нравится, когда его постоянно “тыкают носом” за “тройку” по физике. И в школе. И дома. Да не интересует его физика! Ему более важны вопросы нравственности, что хорошо, что плохо. Подросткам важно знать, как нужно (или можно) поступить в той или иной жизненной ситуации. Вот об этом хотят говорить дети с учителем. Дайте им это. И тогда... Я думаю, тогда отношения в классе выйдут на новый уровень. И тогда и взрослый, и ребенок будут ЧУВСТВОВАТЬ себя счастливее, спокойнее, увереннее.
Уважаемые коллеги, подытожу сказанное. А как этим распорядиться – решать вам.
Знания + опыт = мастерство
- Правило “банана”= люби!
- “Земля круглая” = уважай!
- Не навреди!
- Социометрия + Объективная характеристика класса + советы психолога = план работы классного руководителя-воспитателя.
- Родители = усталые дети. Подружись с ними!
- Продумай ход родительского собрания. Общее – на позитиве. Похвали слабого ребенка. За малое.
- Родитель – учитель-предметник. Помоги им встретиться!
- “Не проспи” окончание четверти!
- Не будь занудой! Будь интересен.
- Разговаривай с детьми “о жизни”.
Фундамент (основу) педагогического мастерства составляют: личность педагога, знания и педагогический опыт. Опыт – это знания. Знания – это мастерство и победы. Желаю вам, уважаемые классные руководители (воспитатели), новых маленьких и больших побед!