Урок русского языка по теме "Родственные слова". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: научить определять родственные слова, выделять общую часть слова.

Задачи:

  • сформировать представление о родственных словах, общей частью родственных слов;
  • закрепить знание изученных шагов учебной деятельности и умение их выполнять под руководством учителя;
  • тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, умение действовать по алгоритму;
  • развивать внимание, память, речь, мышление, воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы; воспитывать культуру общения, аккуратность.

Оборудование:

  • учебник “Русский язык” С.В.Иванова;
  • напечатанные слова;
  • карточки с рисунками домиков, карточки с заданиями для работы в парах ; мультимедиа;
  • елка с разноцветными игрушками ( красные, желтые ,зеленые);
  • набор блока алгоритма “ Родственные слова”; эталон для проверки работы;
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. Самоопределение к деятельности Прозвенел для нас звонок-

Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи старание.
Помоги нам потрудиться
Мы пришли сюда - учиться.

- Открыли тетради, записываем число, классная работа.

Проверяют готовность к уроку.

 

 

Записывают в тетрадях число, классная работа.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Пробное действие - С чего мы обычно начинаем урок русского языка?

- Как мы готовимся к минутке чистописания?

- Приготовили пальчики.

Минутка чистописания.

На доске карточки с буквами.

П С Т Я М Л

- Найдите лишнюю букву в этом ряду. Почему?

- Продолжи закономерность. Объясни свой выбор

я яя яяя

 

С минутки чистописания.

Делаем пальчиковую гимнастику.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

 

- Лишняя буква Я. Она гласная.

Дети прописывают в тетрадях букву Я.

- Каждое следующее написание буквы Я увеличивается на одну букву.

На доске открывается карточка с ребусом.

- Расшифруйте ребус :

7 Я

- Ребята, а что такое семья?

У каждого из вас дружные, крепкие семьи, есть

родственники. У одних большая семья, у других маленькая. Но если внимательно присмотреться к каждой семье, то можно увидеть сходства между родственниками. Какие?

 

 

 

- СЕМЬЯ.

- Это мама, папа, братья, сестры.

 

Похожи по цвету глаз, волос, внешность...

Как вы считаете, а у слов есть родственники?

А есть ли в этом рассказе “ родственники”?

 

Есть.

- Вы кто такие?

- Я Гусь, это Гусыня, а это наши гусята .

- А ты кто ?

- А я ваша тётка – Гусеница.

- Права ли Гусеница, считающая себя родственницей гусей?

(на доске выставляются карточки со словами: гусь, гусыня, гусята)

- Почему её нельзя принять в эту “семью” родственных слов?

- Какие слова из сценки являются родственными? Почему? Запишите их. ( карточка со словом “гусеница” убирается)

Чтение текста учеником.

 

 

 

- Нет. Гусь, гусыня, гусята - это птицы, а ГУСЕНИЦА относится к насекомым.

 

- ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЯТА. ( Имеют одинаковое значение, общую часть гус )

Пишут в тетради. 1 ученик у доски.

3. Постановка учебной задачи Сегодня на уроке:

- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

 

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

- Сформулируйте тему нашего урока? (Открывается окошко Родственные слова, когда дети назовут тему урока.)

 

- Будем учится находить и подбирать родственные слова, выделять общую часть.

- Какие слова являются родственными.

- Родственные слова.

4. Открытие нового знания.

(Построение пректа выхода из затруднения)

Что нам поможет ответить на поставленные вопросы?

Открываем учебник на странице79, читаем задание :

“Давай подумаем”

- Сравните слова по смыслу: одинаковые или разные? Докажите

- Чем еще похожи слова с похожим значением?

(общую часть выделяю дугой)

- Можете ли ещё дополнить ряд слов? Докажите.

Учебник русского языка

Коллективное выполнение

(1 ученик у доски)

Одинаковые. В них одинаковое значение. Снег.

- В словах общая часть снег и снеж. Это объясняет одинаковое значение слова.

Дети пишут слова. Читают написанное. Доказывают свой выбор.

- Если слова имеют одинаковое значение и общую часть, то они могут быть кем?

- Как будем выделять общую часть?

Давайте попробуем сделать вывод:

Какие слова в русском называются родственными?

(Алгоритм выставляется на доске)

А теперь сравним ваш вывод с правилом в учебнике. Обоснуйте свое мнение.

- Молодцы, хорошо поработали, теперь отдохнем.

Родственниками.

- Дугой.

 

Родственные слова:

1) Сходны по смыслу;

2) Имеют общую часть с одинаковым лексическим значением

Ученик читает правило.

Мнения совпадают т. к. совпадают с нашим алгоритмом

Физкультминутка Музыкальная пауза с показом движений на экране. Дети выполняют зарядку вместе с лесными жителями под веселую ритмичную музыку.
5. Первичное закрепление Над словами родственными
Держит власть.
Выясним умело линию родства-
Родственные запишем мы слова.

Упр.3 стр.79

- Что будем делать?

Лесок, лесной, лесник, лесоруб.

Проверка

Докажите, что эти слова родственные. Как выделяем общую часть ?

Какие слова являются родственными?

 

 

 

Нам надо потренироваться записывать родственные слова, находить и выделять общую часть.

1 ученик работает у доски.

Применяем алгоритм :

1. Имеют общее значение ЛЕС.

2. Имеют общую часть ЛЕС. Значит слова являются родственными .Выделяем дугой.

Слова у которых есть общая часть с одинаковым лексическим значением.

Физкультминутка Я буду читать пары слов, если они будут иметь одинаковое значение - хлопаем в ладоши над головой;

если разное - хлопаем в ладоши внизу.

Дом – дым
Кот- котик
Сад- садовник
Стена- стеночка
Река- лодка
обед- стол
Сила- силач

Дети выполняют движения.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой - Молодцы ! Вместе хорошо поработали! А как проверить хорошо ли вы усвоили новую тему?

Правильно!

- А сейчас делаем работу самостоятельно:

У вас листок с рисунками домиков. У домиков записаны слова. Соберите семью родственных слов в свой домик. Пользуясь простым карандашом. Соедините слова с домиками.

  1. Смешной, смех, смешить.
  2. Вода, наводнение, водный.
  3. Летун, летать, вылет.

Проверьте по эталону на доске.

Если правильно выполнили – поставьте + , если неверно -

- Кто выполнил все правильно? У кого были ошибки? Где ошиблись?

Почему возникла ошибка?

Молодцы! Поняли свои ошибки !Отлично!

Написать самостоятельную работу!

 

 

 

 

 

 

Каждый проверяет свою работу по эталону на доске.

 

 

 

(включил слово ВОДИТЬ) Забыл про алгоритм выполнения.

7. Включение нового знания в систему знаний повторения А теперь поработайте в парах.

Найдите лишнее слово в каждой строчке, докажите.

Запишите только родственные слова, выделите общую часть.

Лед, след, ледник.

Горка, горный, горит.

Сосна, сосняк, соснул.

Проверка

Ученики работают в парах.

 

 

 

 

 

Ученики читают, доказывают свой выбор.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке Какую задачу ставили?

 

Удалось решить задачу?

Какие слова называются родственными?

Какие признаки имеют родственные слова?

- Какие же трудности у вас еще встречаются? Мы с вами будем еще тренироваться и все у вас получится

- Оцените свою работу на этом уроке с помощью нашей елочки.

Кто усвоил тему, может объяснить товарищу маме, повесьте красную игрушку.

Кто понял, но не может пока объяснить – желтую;

Если у вас есть сомнения - зеленую.

Вы хорошо поработали! Спасибо!

Научиться находить родственные слова и выделять у них общую часть.

Да.

Родственные слова:
Сходны по смыслу;
имеют общую часть с одинаковым лексическим значением

Затрудняемся в нахождении общей части.

 

Дети вешают свои игрушки на елочку.