Музыковед и фольклорист Константин Брэилоу писал: “Из всех элементов музыки ни один не возбуждал столько учёных споров, не давал повода для более отвлечённых и противоречивых суждений, чем ритм. Его опр5еделения простираются от метафизики до технической точности, тем не менее его общая теория до сих пор отсутствует”.
В теории существует узкое и широкое толкование понятия ритм. Ритм от греческого – теку – это временная организация музыки; в более узком смысле – последовательность длительностей звуков, отвлечённая от высоты. Музыкальный ритм организован посредством тактов, значит музыкальное время в качестве единицы размера имело длительность, являясь метрическим временем, следовательно темп – это скорость, зависящая от единицы длительности, т.е. одно вытекает из другого и тесно с ним связано. Каждый звук, каждое слово, как звук, несёт смысловую нагрузку, поэтому ритм существования одного человека соприкасается с ритмом другого и тогда возникают те или иные взаимоотношения. Эрнест Ансерме в статье “Структура ритма” пишет: “наше внутреннее время, то есть наше психическое время, (а с ним и наша деятельность чувства), оформляется на основе нашего пульса. В свою очередь, наш пульс определён ритмом сердца: систола-диастола”. И.П.Павлов утверждал, что нет ничего более важного в жизни человеческого организма, чем ритм. Ритмично бьётся сердце, протекают сложные химические превращения при обмене веществ в организме. Кроме того, благодаря влиянию ритма, мы значительно экономим энергию, выполняя любую деятельность, в том числе и умственную работу. В древности считали, что все органы обладают характерными частотами вибрации и правильно выбранные частоты внешнего воздействия помогают восстановить организм. Но также, если чрезмерно воздействовать ритмическим звуковым потоком, а с физиологической точки зрения любая мелодия представляет собой совокупность гармонических колебаний в звуковом диапазоне частот, то можно причинить непоправимый ущерб организму. Поэтому представляется важным понимание значения ритма при подборе репертуара для слушания, дошкольных заведениях и в начальной школе, чтобы наши учащиеся поняли и осознали как положительное воздействие музыки, так и возможность отрицательного воздействия. “Нельзя просто услышать ритм. Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его сопроизводит”, “соделывает”. Воспроизведение ритма с психологической стороны представляет особый интерес именно потому, что в нём с чрезвычайной яркостью обнаруживается, что восприятие есть процесс актинодейственный” - писал Б.М.Теплов
Именно сложность данного понятия для понимания его студентами, заставили меня обратиться к этой теме и провести занятие в форме мастерской.
Мастерская “Ритм - ?”
Цель: углубление понимания учащимися понятия ритма как сути взаимоотношений.
Возможности для участников:
- Смогут обратиться к своим внутренним ощущениям;
- Станут участниками небольших инсценировок;
- Создать иллюстрации на заданную тему;
- Участники смогут осознать многогранность понятия ритм.
Оборудование: бумага, фломастеры, аудиозаписи, диктофон, музыкальные инструменты.
Ход мастерской
– Сейчас прозвучит музыкальное произведение. Во время звучания вслушайтесь в свои ощущения и затем постарайтесь их описать.
(звучит ритмичная музыка)
- Опишите, пожалуйста, ваши ощущения.
- Как вы думаете, почему ощущения разные?
Взаимоотношения.
- Напишите, что по-вашему взаимоотношение? Ваши ассоциации.
Работа в группах 4-5 человек.
- Определите в группе какой вид взаимоотношений вы будете показывать. Средства показа любые кроме слова (пантомима, мимика, театральная сценка, рисунок и т.д.). через 7 минут группы предъявляются, а мы определяем какие взаимоотношения вы продемонстрировали и какими средствами.
б) Предъявление от групп. (десять минут)
в) – Напишите вза-и-мо-от-но-ше-ни-я и составьте наибольшее количество слов из него.
Вот что получилось: знания, ноша, мания, том, мошна, веяние, вишня, отношение, я...
- Напишите, опираясь на слова, которые у вас получились, что такое взаимоотношение, от чего зависит? (пять минут)
– Может ли музыка передать взаимоотношения? Послушайте произведение и постарайтесь через свои ощущения на этот вопрос.
(звучит двухголосная инвенция И.С.Баха).
- Что передано в музыке и какими средствами?
(ответы записываются на доске: “беседа шла в умеренном темпе, спокойно, мелодия звучала плавно и т.л.”)
Двигательная импровизация.
- Сейчас вам предлагается подвигаться. Будет звучать музыка, а вы подвигайтесь так как откликнетесь на неё.
(звучит вальс И.Штрауса)
- Давайте поразмышляем над тем – почему звучало одно произведение для всех, но характер движений был разный. От чего это зависело? ( внутреннего состояния каждого, от внешней атмосферы взаимоотношений, от ощущения ритма каждого).
Пишу на доске слово
Р
И
Т
М
- Придумайте ассоциации на каждую букву.
Вот что получилось:
Р – рокот, риск, рывок, редкий...
И – история, идея, игра, искренность...
Т – темп, танец, тема, ток, техника...
М – мама, мелодия, марш, мотив...
- Вам предлагается в разных формах показать, что такое ритм, и дать своё определение. (пантомима, мимика, танцевальные движения, рисунки и т.д.)
Участники предъявляют и дают свои комментарии.
В заключение предлагается написать рассказ-эссе “Ритм – это...”
Участники мастерской могут зачитывать эссе или вывешивать их на доске.
Рефлексия предлагает продолжить разговор, начатый каждым в эссе 6 роль ритма в жизни человека.