Цель: сформировать у обучающихся представление о видах обстоятельств по значению.
Задачи:
- Формировать навыки выделения обстоятельства в предложениях и определения их вида по значению.
- Развивать самостоятельность мышления обучающихся, а также их творческие способности.
- Воспитывать самостоятельно мыслящую личность.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня мы продолжаем наш с вами разговор о второстепенных членах предложения. Но прежде чем я конкретизирую тему урока, предлагаю вам повторить ранее изученный материал.
II. Актуализация знаний.
- Записать предложение, найти определённый второстепенный член предложения в нём, доказать свою точку зрения. (По одному ученику с каждого ряда выходит к доске, выполняет задание; дополнительное задание – орфографический, пунктуационный, фонетический разборы – предлагаются учащимся такого-то ряда, правильность же ответа определяют ученики соседнего ряда.)
1 ряд: найти определение в предложении “Любимая няня читала ему вслух и рассказывала сказки”
- укажите в данном предложении орфограммы-согласные.
2 ряд: найти дополнение в предложении “Однако, лёжа в постели в окружении игрушек, он никогда не испытывал скуки”
- объясните постановку запятых в предложении.
3 ряд: найти обстоятельство в предложении “Он почти не ходил в школу и не играл со сверстниками”
- назовите слово(а), в которых букв больше, чем звуков.
III. Работа по теме “Виды обстоятельств” .
1. Актуализация знаний
1. Какой из второстепенных членов предложения имеет несколько видов по значению? Давайте вспомним, что мы знаем об обстоятельстве (составляется кластер (элементы технологии проектного обучения).
2. Определите значение обстоятельств в третьем предложении.
3. Только ли значение образа действия, места имеют обстоятельства? Существуют ли другие виды обстоятельств по значению?
2. Цели и задачи урока
Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить обстоятельства в предложениях и тексте и определять их вид по значению. Построим мы с вами свою работу в виде исследования, которое будет проводиться в парах. Каждая из пар получит карточку с практическим заданием. В результате проделанной работы у вас должно сложиться чёткое представление о том, какие бывают виды обстоятельств по значению и как определить вид обстоятельства.
3. Изучение нового материала
Класс делится на группы по уровню знаний. Каждая группа выполняет задания по своей карточке и в конце урока знакомит нас с выводами по данной теме, сделанными на основе наблюдений и заданий по своим карточкам.
I группа
Сгруппируйте предложения с обстоятельствами, относящимися к одной группе. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос к обстоятельству, определите его группу по значению (в случае затруднения обращайтесь к учебнику). Укажите, чем выражено обстоятельство.
- Лошади бежали дружно.
- В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.
- Сегодня ты пришёл рано.
- По неосторожности я уронил книжку.
- Мы пришли вам помочь.
- Смотрела она, не мигая.
- Заливаются на деревьях певчие дрозды.
- На другой день проснулся я с головной болью.
- За давностью лет не сохранилось никаких документов.
- Недавно нас уже звали на помощь.
В ходе исследования заполните следующую таблицу
Виды обстоятельств | |||||
Вопросы | |||||
Примеры | |||||
Какой частью речи выражены |
II группа
В предложениях каждой группы найдите обстоятельства. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос и определите вид обстоятельства (при затруднении используйте таблицу учебника). Укажите, чем могут быть выражены обстоятельства.
I.
- Лошади бежали дружно.
- Смотрела она, не мигая.
II.
- В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.
- Заливаются на деревьях певчие дрозды.
III.
- Сегодня ты пришёл рано.
- На другой день проснулся я с головной болью.
IV.
- По неосторожности я уронил книжку.
- За давностью лет не сохранилось никаких документов.
V.
- Мы пришли вам помочь.
- Недавно нас уже звали на помощь.
В ходе исследования заполните следующую таблицу
Виды обстоятельств | |||||
Вопросы | |||||
Примеры | |||||
Какой частью речи выражены |
III группа
В каждой группе подчёркнуты обстоятельства. К какому слову они относятся? На какой вопрос отвечают? Чем выражены обстоятельства в приведённых предложениях? Найдите по таблице группу обстоятельств по значению.
I.
- Лошади бежали дружно.
- Смотрела она, не мигая.
II.
- В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.
- Заливаются на деревьях певчие дрозды.
III.
- Сегодня ты пришёл рано.
- На другой день проснулся я с головной болью.
IV.
- По неосторожности я уронил книжку.
- За давностью лет не сохранилось никаких документов.
V.
- Мы пришли вам помочь.
- Недавно нас уже звали на помощь.
В ходе исследования заполните следующую таблицу
Виды обстоятельств | |||||
Вопросы | время | образ действия | место | причина | цель |
Примеры | |||||
Какой частью речи выражены |
По окончании работы начинаем проверку: ученики из разных групп представляют свои результаты: сильные называют виды обстоятельств по значению, слабые – вопросы к каждому виду, средние приводят примеры, один из сильных подводит итог, сообщая, чем могут быть выражены обстоятельства. После предлагается обобщающая таблица для самоконтроля.
Виды обстоятельств | |||||
Вопросы | Время Когда? Как долго? |
Образ действия Как? Каким образом? |
Место Где? Куда? Откуда? |
Причина Почему? По какой причине? |
Цель Зачем? С какой целью? |
Примеры | Сегодня ты пришёл рано. | Смотрела она, не мигая. | Заливаются на деревьях певчие дрозды. | По неосторожности я уронил книжку. | Мы пришли вам помочь. |
Какой частью речи выражены | Наречия, существительные с предлогом и без предлога, деепричастия, глаголы в форме инфинитива, цельные словосочетания |
- Какие возникли вопросы?
IV. Закрепление.
Осталось только проверить, насколько теоретические ваши знания подкреплены практическими знаниями и умениями.
Выписать из текста все обстоятельства, определить их виды по значению.
Добежал медведь до леса (место), едва (образ действия) дышит. А тут девушки пришли по грибы (цель).
Выскочил медведь на поляну (место), девушки завизжали и так (образ действия) грохнули палками по бидону, что медведь упал. Он ткнулся мордой в сухую траву (место) и затих. Девушки убежали.
Медведь стонал-стонал, а потом (время) съел какой-то гриб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в своё логово (место).
- Взаимопроверка, оценивание;
- Комментирование ответов обучающимися.
Индивидуальное задание (для 2 – 3 сильных): составить и записать шуточный рассказ с использованием разных видов обстоятельств по шаблону.
(Обстоятельство времени) два зайца отправились (обстоятельство цели) (обстоятельство места). Но (обстоятельство места) не попали (обстоятельство причины). (Обстоятельство образа действия/степени) неудачная получилась вылазка.
- Слушаем составленные тексты (шаблон выведен на экран), анализируем правильность выполнения, выбираем лучший рассказ.
V. Контроль. Тест-пятиминутка
1. Какой второстепенный член предложения обозначает, при каких обстоятельствах и как происходит действие?
а) определение
б) дополнение
в) обстоятельство
г) подлежащее
2. В каком из вариантов ответа правильно указано обстоятельство в предложении “К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением”?
а) к убеждениям
б) нужно
в) относиться
г) с уважением
3. Определите вид однородных обстоятельств от жары и духоты по значению в предложении “ От жары и духоты книзу клонятся цветы”:
а) место
б) время
в) образ действия
г) причина
4. Определите вид обстоятельства напиться по значению в предложении “ Ягнёнок в жаркий день пришёл воды напиться”:
а) цель
б) время
в) образ действия
г) причина
5. Определите вид обстоятельства гораздо по значению в предложении “ Ожидание счастливых дней бывает иногда гораздо лучше самих этих дней”:
а) цель
б) место
в) образ действия
г) причина
6. Какое обстоятельство употреблено правильно в данных словосочетаниях?
а) обратно опечалился
б) опять приехал
VI. Рефлексия. Подведение итогов работы.
- Вернёмся к нашему кластеру.
- Что нового мы узнали?
- Что можно добавить в кластер?
- Новые сведения записываются в прямоугольники.
Оценки за урок.
VII. Д/з