Урок русского языка по теме "Виды обстоятельств". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цель: сформировать у обучающихся представление о видах обстоятельств по значению.

Задачи:

  • Формировать навыки выделения обстоятельства в предложениях и определения их вида по значению.
  • Развивать самостоятельность мышления обучающихся, а также их творческие способности.
  • Воспитывать самостоятельно мыслящую личность.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня мы продолжаем наш с вами разговор о второстепенных членах предложения. Но прежде чем я конкретизирую тему урока, предлагаю вам повторить ранее изученный материал.

II. Актуализация знаний.

- Записать предложение, найти определённый второстепенный член предложения в нём, доказать свою точку зрения. (По одному ученику с каждого ряда выходит к доске, выполняет задание; дополнительное задание – орфографический, пунктуационный, фонетический разборы – предлагаются учащимся такого-то ряда, правильность же ответа определяют ученики соседнего ряда.)

1 ряд: найти определение в предложении “Любимая няня читала ему вслух и рассказывала сказки

- укажите в данном предложении орфограммы-согласные.

2 ряд: найти дополнение в предложении “Однако, лёжа в постели в окружении игрушек, он никогда не испытывал скуки”

- объясните постановку запятых в предложении.

3 ряд: найти обстоятельство в предложении “Он почти не ходил в школу и не играл со сверстниками”

- назовите слово(а), в которых букв больше, чем звуков.

III. Работа по теме “Виды обстоятельств” .

1. Актуализация знаний

1. Какой из второстепенных членов предложения имеет несколько видов по значению? Давайте вспомним, что мы знаем об обстоятельстве (составляется кластер (элементы технологии проектного обучения).

2. Определите значение обстоятельств в третьем предложении.

3. Только ли значение образа действия, места имеют обстоятельства? Существуют ли другие виды обстоятельств по значению?

2. Цели и задачи урока

Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить обстоятельства в предложениях и тексте и определять их вид по значению. Построим мы с вами свою работу в виде исследования, которое будет проводиться в парах. Каждая из пар получит карточку с практическим заданием. В результате проделанной работы у вас должно сложиться чёткое представление о том, какие бывают виды обстоятельств по значению и как определить вид обстоятельства.

3. Изучение нового материала

Класс делится на группы по уровню знаний. Каждая группа выполняет задания по своей карточке и в конце урока знакомит нас с выводами по данной теме, сделанными на основе наблюдений и заданий по своим карточкам.

I группа

Сгруппируйте предложения с обстоятельствами, относящимися к одной группе. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос к обстоятельству, определите его группу по значению (в случае затруднения обращайтесь к учебнику). Укажите, чем выражено обстоятельство.

  1. Лошади бежали дружно.
  2. В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.
  3. Сегодня ты пришёл рано.
  4. По неосторожности я уронил книжку.
  5. Мы пришли вам помочь.
  6. Смотрела она, не мигая.
  7. Заливаются на деревьях певчие дрозды.
  8. На другой день проснулся я с головной болью.
  9. За давностью лет не сохранилось никаких документов.
  10. Недавно нас уже звали на помощь.

В ходе исследования заполните следующую таблицу

Виды обстоятельств
Вопросы          
Примеры          
Какой частью речи выражены  

II группа

В предложениях каждой группы найдите обстоятельства. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос и определите вид обстоятельства (при затруднении используйте таблицу учебника). Укажите, чем могут быть выражены обстоятельства.

I.

  1. Лошади бежали дружно.
  2. Смотрела она, не мигая.

II.

  1. В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.
  2. Заливаются на деревьях певчие дрозды.

III.

  1. Сегодня ты пришёл рано.
  2. На другой день проснулся я с головной болью.

IV.

  1. По неосторожности я уронил книжку.
  2. За давностью лет не сохранилось никаких документов.

V.

  1. Мы пришли вам помочь.
  2. Недавно нас уже звали на помощь.

В ходе исследования заполните следующую таблицу

Виды обстоятельств
Вопросы          
Примеры          
Какой частью речи выражены  

III группа

В каждой группе подчёркнуты обстоятельства. К какому слову они относятся? На какой вопрос отвечают? Чем выражены обстоятельства в приведённых предложениях? Найдите по таблице группу обстоятельств по значению.

I.

  1. Лошади бежали дружно.
  2. Смотрела она, не мигая.

II.

  1. В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.
  2. Заливаются на деревьях певчие дрозды.

III.

  1. Сегодня ты пришёл рано.
  2. На другой день проснулся я с головной болью.

IV.

  1. По неосторожности я уронил книжку.
  2. За давностью лет не сохранилось никаких документов.

V.

  1. Мы пришли вам помочь.
  2. Недавно нас уже звали на помощь.

В ходе исследования заполните следующую таблицу

Виды обстоятельств
Вопросы время образ действия место причина цель
Примеры          
Какой частью речи выражены  

По окончании работы начинаем проверку: ученики из разных групп представляют свои результаты: сильные называют виды обстоятельств по значению, слабые – вопросы к каждому виду, средние приводят примеры, один из сильных подводит итог, сообщая, чем могут быть выражены обстоятельства. После предлагается обобщающая таблица для самоконтроля.

Виды обстоятельств
Вопросы Время

Когда?

Как долго?

Образ действия

Как?

Каким образом?

Место

Где?

Куда? Откуда?

Причина

Почему?

По какой причине?

Цель

Зачем?

С какой целью?

Примеры Сегодня ты пришёл рано. Смотрела она, не мигая. Заливаются на деревьях певчие дрозды. По неосторожности я уронил книжку. Мы пришли вам помочь.
Какой частью речи выражены Наречия, существительные с предлогом и без предлога, деепричастия, глаголы в форме инфинитива, цельные словосочетания

- Какие возникли вопросы?

IV. Закрепление.

Осталось только проверить, насколько теоретические ваши знания подкреплены практическими знаниями и умениями.

Выписать из текста все обстоятельства, определить их виды по значению.

Добежал медведь до леса (место), едва (образ действия) дышит. А тут девушки пришли по грибы (цель).

Выскочил медведь на поляну (место), девушки завизжали и так (образ действия) грохнули палками по бидону, что медведь упал. Он ткнулся мордой в сухую траву (место) и затих. Девушки убежали.

Медведь стонал-стонал, а потом (время) съел какой-то гриб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в своё логово (место).

- Взаимопроверка, оценивание;

- Комментирование ответов обучающимися.

Индивидуальное задание (для 2 – 3 сильных): составить и записать шуточный рассказ с использованием разных видов обстоятельств по шаблону.

(Обстоятельство времени) два зайца отправились (обстоятельство цели) (обстоятельство места). Но (обстоятельство места) не попали (обстоятельство причины). (Обстоятельство образа действия/степени) неудачная получилась вылазка.

- Слушаем составленные тексты (шаблон выведен на экран), анализируем правильность выполнения, выбираем лучший рассказ.

V. Контроль. Тест-пятиминутка

1. Какой второстепенный член предложения обозначает, при каких обстоятельствах и как происходит действие?

а) определение

б) дополнение

в) обстоятельство

г) подлежащее

2. В каком из вариантов ответа правильно указано обстоятельство в предложении “К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением”?

а) к убеждениям

б) нужно

в) относиться

г) с уважением

3. Определите вид однородных обстоятельств от жары и духоты по значению в предложении “ От жары и духоты книзу клонятся цветы”:

а) место

б) время

в) образ действия

г) причина

4. Определите вид обстоятельства напиться по значению в предложении “ Ягнёнок в жаркий день пришёл воды напиться”:

а) цель

б) время

в) образ действия

г) причина

5. Определите вид обстоятельства гораздо по значению в предложении “ Ожидание счастливых дней бывает иногда гораздо лучше самих этих дней”:

а) цель

б) место

в) образ действия

г) причина

6. Какое обстоятельство употреблено правильно в данных словосочетаниях?

а) обратно опечалился

б) опять приехал

VI. Рефлексия. Подведение итогов работы.

  • Вернёмся к нашему кластеру.
  • Что нового мы узнали?
  • Что можно добавить в кластер?
  • Новые сведения записываются в прямоугольники.

Оценки за урок.

VII. Д/з