Сохранение и укрепление здоровья учащихся в учебно-воспитательном пространстве урока

Разделы: Общепедагогические технологии


“Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто”.
Сократ

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью.

Здоровье состоит из нескольких компонентов:

  • Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания.
  • Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.
  • Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.
  • Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности.

Ребенка можно назвать здоровым, если он:

  • В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
  • В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
  • В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
  • В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Сам термин “здоровье” рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие [3, 187].

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам проф. Н.К.Смирнова, “здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся” [4, 258].

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
  • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами.

Технологии здоровьесбережения позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед нами, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.

Ученик устает на уроке не от объема полученных знаний, не от интенсивности урока, а от отсутствия интереса, отсутствия развития творческой деятельности на уроке, именно развития, так как доказано, что научиться творчески, мыслить можно, но для этого необходимо твердое желание научиться этому.

Цель учителя – разжечь это желание и постоянно поддерживать его так, чтобы для ученика было незаметно время, потраченное на данный урок. Всем известно чувство, когда время “летит”, если занимаешься любимым делом, и очень долго “идет”, если делаешь то, чего не желаешь.

Урок – главная составная часть учебного процесса. Уроки в нашей школе длятся 40 минут: и на каждом из этих отрезков времени рождается как интерес к предмету, так и смертная скука. Класс может сплотиться вокруг захватывающей сердца ребят мысли, но также легко предаться опасному безделью. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Конечно, урок – фактор движения обучения в целом, трудная работа для ученика, означающая 40 минут концентрации внимания и напряжения.

Следует заметить, что физика, изучается в среднем и старшем звене, с 7-8 класса, когда у школьников уже начинают проявляться и обостряться различные хронические и “приобретенные” заболевания. Не менее важен и тот факт, что по шкале трудности предметов (по И. Г. Сивкову) физика занимает “почетное” третье место – 9 баллов из 11. По шкале трудности И.Александровой, М. Степановой физика в 9 классе, например, имеет самый высокий ранг трудности. Естественно, что при изучении этого предмета школьникам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки.

В новых современных условиях перед нами встает задача качественного обучения данному предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников.

В решении данных задач нам помогают здоровьесберегающие технологии.

С этих позиций нами представлен опыт использования современных психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий на уроках физики.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса, предполагают соблюдение санитарно-гигиенических норм: чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. Отметим, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников:

“Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь – это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку”.

Существуют определенные требования к уроку с позиций здоровьесбережения, которые следует знать и выполнять:

- число видов учебной деятельности, используемых учителем;

- число использованных учителем видов преподавания;

- использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из “потребителей знаний” в субъектов деятельности по их получению и созиданию;

- длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами;

- позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;

- оздоровительные моменты (физкультминутки, гимнастика для глаз, динамические паузы, минутки релаксации);

- наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;

- благоприятный психологический климат на уроке. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, который применяется в работе, для раскрытия способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

Элементы, применяемые в работе:

- накопительная система бонусов;

- карточки, характеризующие состояние;

- “Мордашки”, характеризующие настроение;

- рефлексия.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

- наличие на уроке микроконфликтов между учителем и учащимися: из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой, проявления дискомфортных состояний и т.д.

- эмоционально-смысловые разрядки (улыбки, шутки, использование юмористических картинок, поговорок, пословиц, афоризмов с комментариями, стихотворений, музыкальных минуток и т.п.)

- темп и особенности окончания урока.

Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока и учителя.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Для снятия эмоционального напряжения используем игровые технологии, игровые обучающие программы, оригинальные задания и задачи, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.

В этом направлении проводим нетрадиционные уроки, деловые игры, игры-упражнения, викторины, физические турниры, дидактические игры, кроссворды, ребусы, загадки, используем прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное физическое явление, стихотворения, сказки [2].

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. А. Шаталов)

Работаем по конспектам.

Проблемное обучение

Часто урок начинаем с вопроса ПОЧЕМУ? Применяем рассказы о необычных жизненных ситуациях, решаем “рационализаторские задачи”, учебный мозговой штурм (УМШ).

Компьютерные технологии обучения

Компьютер на уроке позволяет реализовать в обучении современные технологии. Персональный компьютер это техническое средство обучения, помогающее нам решать насущные задачи активизации познавательной деятельности и развития нестандартного, творческого мышления учащихся в сочетании с мероприятиями, направленными на охрану физического и психического здоровья школьников.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию нелинейно, с возвратом к нужному фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, предлагается создание мультимедийных презентаций, сопровождающей изучение какой-либо темы курса.

Технологии уровневой дифференциации [1]

а) объяснение нового материала;

б) домашнее задание;

в) отработка навыков при решении задач.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

На уроках физики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью.

При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

Таким образом, учителю желающему сохранить здоровье своих воспитанников необходимо:

- создавать на уроке благоприятный психологический климат;

- задавать посильное домашнее задание, желательно разноуровневое;

- учитывать психосоциотипы (экстраверт, интроверт), сенсорную типологию (чувственное восприятие) и другие психологические аспекты, приемы и методы, направленные на сохранение здоровья детей на уроке;

- учитывать возрастные, психические особенности учащихся при подборе методик и технологий обучения;

- организовать урок с учетом разнообразия видов учебной деятельности и соблюдением временного промежутка каждого вида – уменьшится физическая, психологическая усталость;

- работать систематически, комплексно – только тогда система даст результат;

- через преподаваемый предмет формировать у учащихся ценность здоровья и здорового образа жизни – мотивация к поддержанию здоровья и принятию здорового образа жизни;

- постоянно самостоятельно изучать вопросы возрастной физиологии, психологии, охраны здоровья школьников.

Список литературы.

1. Никишина И. В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель,2007.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1987. – 750 с.

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.:АРКТИ, 2003. – 272 с.