Интегрированный урок (биология + ИКТ) по теме "Повторение и закрепление пройденного материала по темам "Пресмыкающиеся" и "Компьютерные презентации"". 7-й класс

Разделы: Биология, Информатика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели урока: обобщить и систематизировать знания по темам: “Класс Пресмыкающиеся” и “Компьютерные презентации”

Задачи урока:

  • Образовательные: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности пресмыкающихся, о взаимоотношениях их со средой обитания, роли в природе и жизни человека; сформировать представление о многообразии древних пресмыкающихся, раскрыть причины их вымирания;
  • Развивающие: продолжить формирование умений работать с дополнительными источниками информации, составлять компьютерные презентации, опорно-схематические конспекты; выделять признаки животных, проводить анализ, делать выводы, развивая мышление обучающихся;
  • Воспитывающие: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, повысить уровень культуры общения, дисциплинированности, усидчивости, любовь к природе, обосновать необходимость охраны пресмыкающихся.

Тип урока: комбинированный урок

Форма проведения: Интегрированный урок (биология + информатика) с использованием информационных технологий.

Оборудование:

  • презентация “Многообразие пресмыкающихся”; видеофильм “Крокодилы”
  • компьютеры, медиа-проектор;
  • муляжи рептилий,
  • 7 карточек для самостоятельной работы в минигруппах,
  • плакат – рефлексия (цветные магниты), таблица “Класс Пресмыкающиеся”,
  • раздаточный материал: рисунки, фото рептилий, фломастеры, жетоны (поощрения);
  • схема “Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека”,
  • таблица “Сравнение признаков классов земноводных и пресмыкающихся”, кроссворд “Пресмыкающие”.

Предварительная подготовка: задание учащимся на урок – подготовка материала для создания мини-презентаций по отрядам: чешуйчатые, крокодилы, черепахи; сообщение о древних пресмыкающихся; схем, таблиц, кроссворд и т.д.

План урока:

  1. Орг. момент. (1 мин)
  2. Актуализация знаний. (5 мин)
  3. Теоретическая часть. (10 мин)
  4. Физминутка.(3 мин.)
  5. Практическая часть. (15 мин)
  6. Просмотр работ учеников. (5 мин)
  7. Рефлексия (2 мин.)
  8. Итог урока. Домашнее задание. (2 мин)

Ход урока

I. Организационный момент Здравствуйте, ребята. Мы рады видеть вас и гостей, и надеюсь, что наш урок он будет плодотворным и принесёт вам новые открытия. (слайд 1)

Девиз нашего урока: “Сегодня учимся, играя, а завтра в жизни побеждаем” (слайд 2).

II. Актуализация знаний.

Речь сегодня пойдёт об удивительных животных. О них сложено много легенд и сказаний. Это их считают: (слайд 3)

  • способными к гипнотическому взгляду (змеи)
  • долгожителями (черепахи)
  • ужасно кровожадными (крокодил)
  • быстрыми и юркими (ящерицы)
  • ужасно переменчивыми (хамелеон)
  • стали символом медицины (змея).

Опрос по изученному материалу:

- Кто эти таинственные животные, почему их так называют? (Пресмыкающиеся) – фронтальное.

- Какова цель нашего урока будет, какими способами мы будем её достигать, что по вашему мнению мы будем использовать в нашей работе.

- На доске составить классификацию класса пресмыкающихся, на примере прыткой ящерицы - индивидуальное

- Всегда ли на Земле были современные пресмыкающиеся? (Нет, от древних пресмыкающихся, объяснение) - фронтальное

- От каких животных произошли древние пресмыкающиеся? - индивидуальное

- Что послужило причиной вымирания древних пресмыкающихся? (Выдвижение гипотез и их обсуждение:

  • резкое похолодание
  • появление конкурентов – теплокровных животных
  • смена голосеменных растений на покрытосеменные

Итог: современные пресмыкающиеся представляют собой лишь разрозненные остатки богатого и разнообразного мира рептилий. Населяющих Землю в мезозойскую эру. Сейчас насчитывается более 7 000 видов рептилий. Класс включает 4 отряда, мы с вами рассматриваем по программе только три (слайд 4).

  • Схема – Пресмыкающиеся:
  • Отряд Чешуйчатые (слайд 5)
  • Отряд Крокодилы (слайд 6)
  • Отряд Черепахи (слайд 7)
  • Отряд Клювоголовые (слайд 8)

III. Физминутка.

Установить соответствие признаков к отрядам Пресмыкающихся. (слайд 9)

Крокодилы – взмахи руками;

Черепахи – наклоны туловища в сторону;

Змеи – приседания.

  • Костный панцирь;
  • Роговые щитки;
  • Мелкие чешуйки;
  • Глаза и ноздри на возвышенности;
  • Веки неподвижны;
  • Пищу глотают целиком;
  • Бывают морскими, сухопутными, пресноводными;
  • Втягивают голову и ноги.   (слайд 10)

IV. Закрепление и обобщение знаний и способов деятельности.

Учитель информатики. Теоретический материал:

Мы с Вами изучили такую большую и интересную тему: Технология обработки графической и мультимедийной информации.

И сегодня у нас заключительный урок. (слайд 11)

Давайте повторим:

О современных компьютерах говорят как о мультимедийных устройствах. (слайд 12)

Под словом мультимедиа понимают способность сохранения в одной последовательности данных разных видов информации: числовой, текстовой, логической, графической, звуковой и видео.

Вопрос: Как называются устройства компьютера, предназначенные для работы со звуковой и видеоинформацией? - устройствами мультимедиа.

Вопрос: Относятся ли к ним устройства для записи и воспроизведения мультимедийных данных? — да, это дисководы CD-ROM, DVD и т. п.

Вопрос: какие программы называются мультимедийными программными средствами? - специальные программы, позволяющие создавать, редактировать и воспроизводить данные.

Компьютерные презентации являются одним из видов мультимедийных проектов.

Вопрос: Что лежит в основе презентации? - набор слайдов, на которых размещаются текст, графики, рисунки.

Вопрос: Какие основные этапы создания презентации? - выбор общего оформления, добавление новых слайдов и их содержимого, выбор разметки слайдов, изменение цветовой схемы, применение различных шаблонов, создание эффектов анимации, работа со звуком.

Продолжите мысль - разница между слайдами презентации и страницами книги состоит в том, что -… у презентации более разнообразные формы представления.

- Только ли презентации можно назвать мультимедийными программными средствами? – нет, есть ПО для создания и работы с мультимедийными данными. И вы поработаете с разными технологиями.

Переходим к практической части нашего урока. (слайд 13)

Работа самостоятельная, в группах по 2 человека. Каждая группа выполняет свою работу: мини-проект, создание кроссворда и построение сравнительной таблицы, составление схемы. Какая именно достанется Вам? – покажет жребий.

Проведем жеребьевку. - Вы все получили задание. Если нет вопросов, рассаживайтесь за компьютеры и приступайте к работе. На работу вам отводится 25 минут:

1) Презентация “Чешуйчатые”;

Учитель: Ящерицы предпочитают терять хвост, а не голову. Будьте мудры, как змеи, и бесхитростны, как голуби - говорится в Библии. (слайд 14)

2) Составление схемы “Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека”;

3) Презентация “Крокодилы”;

Учитель: Крокодилы долгожители. Они стареют к 70-80 годам, но известны факты их жизни свыше 100 лет. (слайд 15)

4) Составление таблицы и её заполнение “Сравнение земноводных и пресмыкающихся”;

5) Презентация “Черепахи”;

Учитель: У японцев черепаха считается эмблемой долговечности. (слайд 16)

6) продолжи мысль о пресмыкающихся ;

7) составление кроссворда “Пресмыкающиеся”.

Защита творческих работ: кроссворда, презентации, схему, таблица, продолжи мысль.

Рефлексия - Голос – от каждой группы в виде магнитных жетонов (прикрепить к плакату на доске) по каждой презентации:

  • Отлично – КРАСНЫЙ, СИНИЙ.
  • Хорошо – ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ (слайд 17)

V. Закрепление материала (слайд 18)

1) Загадка:

Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но - ах
Удрала, а хвост в руках.

Вопрос учителя: о каком процессе идёт речь в загадке? (регенерация)

2) Решение биологических задач.

А) Ящерицы, в отличие от лягушек, могут жить на суше, вдали от водоемов. Почему?

- Эти животные уже не зависят от воды так, как лягушки. Тело их защищено от потери влаги чешуйчатой кожей; дышат они легкими; более совершенный механизм дыхания обеспечивается грудной клеткой; размножение не зависит от воды; имеют внутреннее оплодотворение; зародыши защищены оболочками; у них происходит увеличение относительных размеров головного мозга и появление зачатков коры больших полушарий, а значит, у пресмыкающихся усложняются рефлексы; большая подвижность головы обеспечивает более полное использование органов чувств.

Б) Оказывается, прыткая ящерица в жаркие дни бодра и подвижна, а в прохладную погоду она менее активна. Почему?

- Потому что это холоднокровные, зависящие от температуры воздуха, животные.

В) При попытке поймать ящерицу у охотника часто остается только часть хвоста. Почему же это происходит, ведь хвост мертвой ящерицы может выдержать вес превышающий вес животного в несколько раз?

- Это защитный рефлекс. Оторванный хвост продолжает извиваться и отвлекает внимание врага от ящерицы, которая убегает. Хвост, отросший вторично не может быть использован, потому что отрастание его требует немалых сил и часто истощает ящерицу. Вообще потеря хвоста для животного - драма, в нем находится большое количество питательных веществ, нередко в нем содержится более 50 % всего накопленного жира.

Г) Существует некоторая закономерность: чем голоднее ядовитая змея, тем быстрее погибает её жертва при укусе. Объясните это явление.

- Яд - это видоизмененная слюна. Ядовитые железы - это не что иное, как околоушные слюнные железы. Чем голоднее змея, тем больше яда.

Д) Последние десятилетия особое внимание уделяется ядовитым змеям и вместо уничтожения их охраняют, а многие даже внесены в Красную книгу. Почему?

- Змеи уничтожают грызунов, яд - ценное сырьё для фармацевтической промышленности.

VI. Выводы. (слайд 19)

Пресмыкающиеся имеют следующие признаки:

  • Роговой покров тела, рост происходит линькой;
  • Нет желёз, имеют веки, барабанную перепонку;
  • Ноги по бокам тела, короткие, с 5 пальцами;
  • Дышат многоячеистыми лёгкими;
  • Сердце 3-х камерное с неполной перегородкой;
  • Оплодотворение внутреннее, откладывают яйца;
  • Делятся на отряды черепахи, чешуйчатые, крокодилы;
  • Обитают на суше (есть водные, полуводные).

VII. Задание на дом (слайд 20)

1. Параграфы 42 и 43 (Биология. Животные), р/т № 2 стр. 41-42

2. Вспомнить и записать в тетрадь список литературных и научно-популярных произведений, в которых упоминаются представители класса Рептилий.

3. Параграф 2.5 (учебник информатики) – стр.94-98.

VIII. Рефлексия обучающихся (в тетради) (слайд 21)

Проанализируйте урок. Сделайте вывод: что нового вы узнали сегодня на занятии? Чему научились …”? Что понравилось на уроке или не понравилось?

Оцените своё личное отношение к пройденной теме по шкале:

А) отличное

Б) хорошее

В) удовлетворительное

Вы, ребята, молодцы, показали хорошие знания. А это лишний раз доказывает правильность фразы – ПОВТОРЕНИЕ – ОСНОВА ПРОЧНОГО ЗАПОМИНАНИЯ. (слайд 22)

Спасибо за урок. (слайд 23)