Цели урока: обобщить и систематизировать знания по темам: “Класс Пресмыкающиеся” и “Компьютерные презентации”
Задачи урока:
- Образовательные: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности пресмыкающихся, о взаимоотношениях их со средой обитания, роли в природе и жизни человека; сформировать представление о многообразии древних пресмыкающихся, раскрыть причины их вымирания;
- Развивающие: продолжить формирование умений работать с дополнительными источниками информации, составлять компьютерные презентации, опорно-схематические конспекты; выделять признаки животных, проводить анализ, делать выводы, развивая мышление обучающихся;
- Воспитывающие: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, повысить уровень культуры общения, дисциплинированности, усидчивости, любовь к природе, обосновать необходимость охраны пресмыкающихся.
Тип урока: комбинированный урок
Форма проведения: Интегрированный урок (биология + информатика) с использованием информационных технологий.
Оборудование:
- презентация “Многообразие пресмыкающихся”; видеофильм “Крокодилы”
- компьютеры, медиа-проектор;
- муляжи рептилий,
- 7 карточек для самостоятельной работы в минигруппах,
- плакат – рефлексия (цветные магниты), таблица “Класс Пресмыкающиеся”,
- раздаточный материал: рисунки, фото рептилий, фломастеры, жетоны (поощрения);
- схема “Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека”,
- таблица “Сравнение признаков классов земноводных и пресмыкающихся”, кроссворд “Пресмыкающие”.
Предварительная подготовка: задание учащимся на урок – подготовка материала для создания мини-презентаций по отрядам: чешуйчатые, крокодилы, черепахи; сообщение о древних пресмыкающихся; схем, таблиц, кроссворд и т.д.
План урока:
- Орг. момент. (1 мин)
- Актуализация знаний. (5 мин)
- Теоретическая часть. (10 мин)
- Физминутка.(3 мин.)
- Практическая часть. (15 мин)
- Просмотр работ учеников. (5 мин)
- Рефлексия (2 мин.)
- Итог урока. Домашнее задание. (2 мин)
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Мы рады видеть вас и гостей, и надеюсь, что наш урок он будет плодотворным и принесёт вам новые открытия. (слайд 1)Девиз нашего урока: “Сегодня учимся, играя, а завтра в жизни побеждаем” (слайд 2).
II. Актуализация знаний.
Речь сегодня пойдёт об удивительных животных. О них сложено много легенд и сказаний. Это их считают: (слайд 3)
- способными к гипнотическому взгляду (змеи)
- долгожителями (черепахи)
- ужасно кровожадными (крокодил)
- быстрыми и юркими (ящерицы)
- ужасно переменчивыми (хамелеон)
- стали символом медицины (змея).
Опрос по изученному материалу:
- Кто эти таинственные животные, почему их так называют? (Пресмыкающиеся) – фронтальное.
- Какова цель нашего урока будет, какими способами мы будем её достигать, что по вашему мнению мы будем использовать в нашей работе.
- На доске составить классификацию класса пресмыкающихся, на примере прыткой ящерицы - индивидуальное
- Всегда ли на Земле были современные пресмыкающиеся? (Нет, от древних пресмыкающихся, объяснение) - фронтальное
- От каких животных произошли древние пресмыкающиеся? - индивидуальное
- Что послужило причиной вымирания древних пресмыкающихся? (Выдвижение гипотез и их обсуждение:
- резкое похолодание
- появление конкурентов – теплокровных животных
- смена голосеменных растений на покрытосеменные
Итог: современные пресмыкающиеся представляют собой лишь разрозненные остатки богатого и разнообразного мира рептилий. Населяющих Землю в мезозойскую эру. Сейчас насчитывается более 7 000 видов рептилий. Класс включает 4 отряда, мы с вами рассматриваем по программе только три (слайд 4).
- Схема – Пресмыкающиеся:
- Отряд Чешуйчатые (слайд 5)
- Отряд Крокодилы (слайд 6)
- Отряд Черепахи (слайд 7)
- Отряд Клювоголовые (слайд 8)
III. Физминутка.
Установить соответствие признаков к отрядам Пресмыкающихся. (слайд 9)
Крокодилы
– взмахи руками;Черепахи
– наклоны туловища в сторону;Змеи
– приседания.- Костный панцирь;
- Роговые щитки;
- Мелкие чешуйки;
- Глаза и ноздри на возвышенности;
- Веки неподвижны;
- Пищу глотают целиком;
- Бывают морскими, сухопутными, пресноводными;
- Втягивают голову и ноги. (слайд 10)
IV. Закрепление и обобщение знаний и способов деятельности.
Учитель информатики. Теоретический материал:
Мы с Вами изучили такую большую и интересную тему: Технология обработки графической и мультимедийной информации.
И сегодня у нас заключительный урок. (слайд 11)
Давайте повторим:
О современных компьютерах говорят как о мультимедийных устройствах. (слайд 12)
Под словом мультимедиа понимают способность сохранения в одной последовательности данных разных видов информации: числовой, текстовой, логической, графической, звуковой и видео.
Вопрос: Как называются устройства компьютера, предназначенные для работы со звуковой и видеоинформацией? - устройствами мультимедиа.
Вопрос: Относятся ли к ним устройства для записи и воспроизведения мультимедийных данных? — да, это дисководы CD-ROM, DVD и т. п.
Вопрос: какие программы называются мультимедийными программными средствами? - специальные программы, позволяющие создавать, редактировать и воспроизводить данные.
Компьютерные презентации являются одним из видов мультимедийных проектов.
Вопрос: Что лежит в основе презентации? - набор слайдов, на которых размещаются текст, графики, рисунки.
Вопрос: Какие основные этапы создания презентации? - выбор общего оформления, добавление новых слайдов и их содержимого, выбор разметки слайдов, изменение цветовой схемы, применение различных шаблонов, создание эффектов анимации, работа со звуком.
Продолжите мысль - разница между слайдами презентации и страницами книги состоит в том, что -… у презентации более разнообразные формы представления.
- Только ли презентации можно назвать мультимедийными программными средствами? – нет, есть ПО для создания и работы с мультимедийными данными. И вы поработаете с разными технологиями.
Переходим к практической части нашего урока. (слайд 13)
Работа самостоятельная, в группах по 2 человека. Каждая группа выполняет свою работу: мини-проект, создание кроссворда и построение сравнительной таблицы, составление схемы. Какая именно достанется Вам? – покажет жребий.
Проведем жеребьевку. - Вы все получили задание. Если нет вопросов, рассаживайтесь за компьютеры и приступайте к работе. На работу вам отводится 25 минут:
1) Презентация “Чешуйчатые”;
Учитель: Ящерицы предпочитают терять хвост, а не голову. Будьте мудры, как змеи, и бесхитростны, как голуби - говорится в Библии. (слайд 14)
2) Составление схемы “Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека”;
3) Презентация “Крокодилы”;
Учитель: Крокодилы долгожители. Они стареют к 70-80 годам, но известны факты их жизни свыше 100 лет. (слайд 15)
4) Составление таблицы и её заполнение “Сравнение земноводных и пресмыкающихся”;
5) Презентация “Черепахи”;
Учитель: У японцев черепаха считается эмблемой долговечности.
(слайд 16)6) продолжи мысль о пресмыкающихся ;
7) составление кроссворда “Пресмыкающиеся”.
Защита творческих работ: кроссворда, презентации, схему, таблица, продолжи мысль.
Рефлексия - Голос – от каждой группы в виде магнитных жетонов (прикрепить к плакату на доске) по каждой презентации:
- Отлично – КРАСНЫЙ, СИНИЙ.
- Хорошо – ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ (слайд 17)
V. Закрепление материала (слайд 18)
1) Загадка:
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но - ах
Удрала, а хвост в руках.
Вопрос учителя: о каком процессе идёт речь в загадке? (регенерация)
2) Решение биологических задач.
А) Ящерицы, в отличие от лягушек, могут жить на суше, вдали от водоемов. Почему?
- Эти животные уже не зависят от воды так, как лягушки. Тело их защищено от потери влаги чешуйчатой кожей; дышат они легкими; более совершенный механизм дыхания обеспечивается грудной клеткой; размножение не зависит от воды; имеют внутреннее оплодотворение; зародыши защищены оболочками; у них происходит увеличение относительных размеров головного мозга и появление зачатков коры больших полушарий, а значит, у пресмыкающихся усложняются рефлексы; большая подвижность головы обеспечивает более полное использование органов чувств.
Б) Оказывается, прыткая ящерица в жаркие дни бодра и подвижна, а в прохладную погоду она менее активна. Почему?
- Потому что это холоднокровные, зависящие от температуры воздуха, животные.
В) При попытке поймать ящерицу у охотника часто остается только часть хвоста. Почему же это происходит, ведь хвост мертвой ящерицы может выдержать вес превышающий вес животного в несколько раз?
- Это защитный рефлекс. Оторванный хвост продолжает извиваться и отвлекает внимание врага от ящерицы, которая убегает. Хвост, отросший вторично не может быть использован, потому что отрастание его требует немалых сил и часто истощает ящерицу. Вообще потеря хвоста для животного - драма, в нем находится большое количество питательных веществ, нередко в нем содержится более 50 % всего накопленного жира.
Г) Существует некоторая закономерность: чем голоднее ядовитая змея, тем быстрее погибает её жертва при укусе. Объясните это явление.
- Яд - это видоизмененная слюна. Ядовитые железы - это не что иное, как околоушные слюнные железы. Чем голоднее змея, тем больше яда.
Д) Последние десятилетия особое внимание уделяется ядовитым змеям и вместо уничтожения их охраняют, а многие даже внесены в Красную книгу. Почему?
- Змеи уничтожают грызунов, яд - ценное сырьё для фармацевтической промышленности.
VI. Выводы. (слайд 19)
Пресмыкающиеся имеют следующие признаки:
- Роговой покров тела, рост происходит линькой;
- Нет желёз, имеют веки, барабанную перепонку;
- Ноги по бокам тела, короткие, с 5 пальцами;
- Дышат многоячеистыми лёгкими;
- Сердце 3-х камерное с неполной перегородкой;
- Оплодотворение внутреннее, откладывают яйца;
- Делятся на отряды черепахи, чешуйчатые, крокодилы;
- Обитают на суше (есть водные, полуводные).
VII. Задание на дом (слайд 20)
1. Параграфы 42 и 43 (Биология. Животные), р/т № 2 стр. 41-42
2. Вспомнить и записать в тетрадь список литературных и научно-популярных произведений, в которых упоминаются представители класса Рептилий.
3. Параграф 2.5 (учебник информатики) – стр.94-98.
VIII. Рефлексия обучающихся (в тетради) (слайд 21)
Проанализируйте урок. Сделайте вывод: что нового вы узнали сегодня на занятии? Чему научились …”? Что понравилось на уроке или не понравилось?
Оцените своё личное отношение к пройденной теме по шкале:
А) отличное
Б) хорошее
В) удовлетворительное
Вы, ребята, молодцы, показали хорошие знания. А это лишний раз доказывает правильность фразы – ПОВТОРЕНИЕ – ОСНОВА ПРОЧНОГО ЗАПОМИНАНИЯ. (слайд 22)
Спасибо за урок. (слайд 23)