Техника рисования акварельными карандашами на бумаге для пастели

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Существует мнение об акварельных карандашах как о материале для альбома “Раскраска”. Хотелось бы раскрыть их художественные возможности на примере данной работы.

Данную методическую разработку можно применять на пленэрных занятиях с учащимися 5-8 класса в классах с углублённым изучением изобразительного искусства, демонстрируя презентацию на ноутбуке или предварительно распечатав этапы работы, непосредственно на бумаге, или на организационном уроке в классе, непосредственно перед выходом на пленэр, если место проведения занятия запланировано недалеко от школы. Также можно применять на уроках по станковой композиции, если запланирована работа данными материалами.

Материалы для учащихся: набор акварельных карандашей (достаточно 18 цветов), точилка, ластик, планшет формата А-3, зажимы для бумаги, бумага для пастели, складной стульчик (если занятия на пленэре).

Выбор акварельных карандашей позволяет развивать мелкую моторику учащихся, позволяет выполнять мелкие детали пейзажа на формате, приближенном к формату А-4, это позволяет учащимся чувствовать себя мобильнее в условиях пленэра. Акварельные карандаши выбраны из-за мягкости графита, они легче наносятся на бумагу в отличие от обыкновенных цветных карандашей, а в отличие от пастельных карандашей не требуют фиксации закрепителем после завершения работы. Но работать с ними нужно аккуратно, так как они размываются водой, и влажная рука может размазать изображение, а это нам ненужно.

Тонированная бумага для пастели позволяет задать колорит будущей работы и сохранить колористическую целостность до конца выполнения работы, а также позволяет акцентировать внимание учащихся на выявление объема, освещенности и воздушной перспективы теплыми и холодными цветами.

Выбор цвета бумаги определяется:

  • натурой (доминирующим цветом в пейзаже)
  • погодой, освещенностью (ясный день, пасмурный)
  • образом, настроением будущей композиции

Рассмотрим пример работы на бумаге голубого (или в некоторых каталогах цвет обозначен как лазурный) цвета.

Задание: зарисовка городского пейзажа на пленэре.

Задачи:

  • закомпоновать изображение в формате
  • построить по законам перспективы
  • выявить освещенность, объем, и глубину пространства графическими и живописными средствами

1 шаг

Линейная зарисовка выполняется белым акварельным карандашом. Обращаем внимание учащихся на то, что если подготовительный рисунок выполняется со слабым нажимом на карандаш, то ошибочные линии, возможно, удалить с бумаги с помощью ластика. <Рисунок 1>

2 шаг

Распределение светотени белым карандашом. Прокладываем слой штриха по освещенным поверхностям в пейзаже. Обращаем внимание учащихся на то, что белым карандашом мы штрихуем только те поверхности, которые освещены солнцем, а не те, которые имеют белый или светлый тон окраски. В процессе выполнения этого этапа работы учащиеся обращают внимание на освещенные и теневые поверхности в окружающей среде, происходит повторение и закрепление понятия “светотень” и темы “Выявление объема предмета с помощью светотени”. <Рисунок 2>

3 шаг

Для усиления контраста света и тени, для выявления воздушной перспективы, прокладываем на первом плане по теневым поверхностям слой штриха черным или темно-синим карандашом. <Рисунок 3>

4 шаг

Выявление светотени живописными средствами – теплым и холодным цветом. Так как в данном примере цвет бумаги синий, то тень уже задана холодной. Теперь мы выбираем желтый карандаш или карандаш цвета охра и прокладываем слой штриха по освещенным поверхностям. <Рисунок 4>, <Рисунок 5>

5 шаг

Завершающий этап работы. Благодаря тому, что ранее на предыдущих этапах мы распределили освещенность, выявили теплохолодность, и задали колорит тоном бумаги, теперь мы прокладываем слои штриха карандашами тех цветов, которые отвечают локальным цветам объектов пейзажа, в данном случае красным карандашом - трамваи, трава и деревья - зеленым карандашом. Благодаря оптическому смешению слоев штриха, в работе нет нарушений теплохолодности. Если при работе локальными цветами утрачивается теплохолодность в выявлении освещенности объектов, то нужно еще раз пройтись слоями штрихов желтым карандашом по освещенным поверхностям и темно-синим карандашом по теневым. <Рисунок 6>

Итак, поставленные задачи выполнены: мы закомпоновали изображение в формате, построили по законам перспективы, выявили освещенность, объем, и глубину пространства графическими и живописными средствами.