Класс | 4 |
Соответствие программе | “Изобразительное искусство” (Неменский Б.М.) |
Цель урока | Создание сюжетной композиции на тему “Сопереживание” |
Задачи: | |
Образовательные | Освоение умений применять в художественно-творческой деятельности композиционные навыки |
Развивающие | Создание условий для развития образного мышления, индивидуальных творческих способностей, навыков общения с произведениями искусства |
Воспитательные | Создание условий для проявления и развития способности сочувствовать, сопереживать |
Тип урока | Комбинированный |
Форма урока | Урок творчества |
Оборудование к уроку | Мультимедиа-проектор, экран, презентация |
Материалы для работы | Бумага формата А-5, фломастеры, гелевые ручки, корректоры, маркеры, простые карандаши, ластик |
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие
2. Постановка цели и задач, включение в деятельность
<Слайд 1>
Чтение эпиграфа <Cлайд 2>:
“Мы согреваем душу от души,
Когда кому-то горя очень много.
Быть может это качество от Бога,
Длиною в человеческую жизнь...
Мы согреваем душу от души-
Глаза в глаза, как будто застывая.
Одну секунду СО-переживая,
Мы лучшее возможно совершим!”
Тема нашего урока – “Сопереживание”
Давайте вместе попробуем определить, что такое “сопереживание”: Игра “Синоним по цепочке”: детям предлагается написать на листе бумаги синоним слова “сопереживать”, затем завернуть лист так, чтобы закрыть написанное слово и передать лист следующему ученику (если количество учеников в классе большое - класс делится на группы.) По окончании – зачитываем и обобщаем написанное.
Совместно с учащимися выводим определение понятия “сопереживание” <Слайд 3>: это понимание, что чувствует другой, ощущение того, что происходит во внутреннем мире другого человека. Сопереживание учит нас совершать добрые и нужные поступки, объединяет людей.
Сегодня на уроке мы прикоснёмся к теме сопереживания в изобразительном искусстве – посмотрим, как и зачем к этой теме обращаются художники и попробуем сами создать изобразительное сочинение на тему “Сопереживание”!
3. Введение новых знаний
Актуализация собственных знаний
<Слайд 4> Перед тем как мы перейдём к практической работе, посмотрим как в искусстве человек стремится выразить свои чувства и переживания , своё отношение к самым разным событиям жизни и тем самым передаёт свои чувства и делит их с другими людьми. <Слайд 5 >
Работа с презентацией:
<Слайд 6> Например, художник К. Брюллов в своей картине “Последний день Помпеи”, изображающей трагическое событие истории, вызывает у нас-зрителей какие чувства? - Ответы учащихся....Что и как художник изобразил, что вызвал у нас такие чувства? – Ответы учащихся... (обратить внимание на мимику, движение людей, композиционное и цветовое решение)
<Слайд 7>: А ситуация, изображённая на картине Ф.Решетникова знакома ли вам? (ответ учащихся ) Можем ли мы сказать, что узнаЁм свои чувства на картине? Какие чувства вызывает у нас главный герой? Почему?
<Слайд 8>: Как вы думаете, кто главный герой этой картины (“Неравный брак” В. Пукирев)? Почему? (ответы учащихся – акцент на изобразительные средства-контраст, освещение) Как вам кажется, что чувствует героиня картины? Как художник передал её чувства? Передал ли он эти чувства нам?
(ответы учащихся....)
<Слайд 9>: Глядя на эту картину, предположите – зачем художник обращает нас к теме чужого горя и страдания? Ведь нам всем приятнее смотреть на картину с изображением природы или корзины с цветами.... Ответы учащихся и подведение учителем учащихся к выводу о том, что художник учит нас сопереживать, а искусство помогает нам развивать свои чувства, передавая опыт переживаний других людей.
<Слайд 10> <Слайд 11>: причём сопереживание касается всех чувств - и грустных, и радостных
<Слайд 12>: ведь грусть и радость, горе и счастье всегда живут рядом
<Слайд 13>: пожалуйста, расскажите, какая из увиденных картин запомнилась вам больше? Какие чувства она вызвала?
4. Релаксационная пауза
Дадим отдохнуть глазам :
Упражнение “Шапка-невидимка”: это упражнение улучшает микроциркуляцию крови, улучшает внимание, ясность восприятия и речь. Выполнить упражнение надо 3 раза: Ребята, вы устали, но у нас есть волшебная шапка, которая поможет нам избавиться от усталости. Для того чтобы её надеть надо размять ладошки, разогреть их, а потом надеть волшебную шапку на голову. Расправляйте шапку осторожно от макушки до ушей, аккуратно потрите уши, покрутите мочки ушей
5. Творческое применение знаний и навыков в новой ситуации
Давайте обобщим - какими выразительными средствами пользовались художники для передачи чувств? Давайте вернёмся к некоторым произведениям <Cлайд 15>
Ответы учащихся и обобщение <Слайд 16>: выбор темы (сюжет), выражение лиц (мимика), движение, освещение, контраст и др.
5.1 Определение темы задания
А теперь вам самим предстоит стать художниками !Прошу вас создать изобразительное сочинение не тему “Сопереживание” - т.е. без слов, используя названные ранее выразительные средства, рассказать в рисунке о событии из своей жизни или наблюдений, вызвавшем ваше сочувственное понимание. Ваша задача - попытаться вызвать сопереживание зрителя.
5.2 Планирование деятельности:
- Самоопределение в рамках темы - проговаривание возможных сюжетов, размышление
- Выбор материалов
- Продумывание композиции
- Отбор выразительных средств и работа над осуществлением замысла
5.3 Формулирование способов действий , необходимых для реализации поставленной цели
Секреты успешной работы:
- Правило №1: работаем КРУПНО, чтобы не пришлось рассматривать рисунок под микроскопом .
- Правило №2: зрителю должно быть ИНТЕРЕСНО, поэтому уделяем внимание деталям, но без излишеств.
- Правило №3: рисунок должен быть ЧЁТКИМ, понятным для зрителя.
Итак: ЧЁТКО, КРУПНО, ИНТЕРЕСНО
Требования к рисунку: соблюдение законов композиции и рисунка, графической грамоты
5.4 Творческое применение знаний и навыков в новой ситуации
Самостоятельная работа учащихся под музыку (см. презентацию).
Сопровождение работы учащихся – по необходимости. Регулирование творческого процесса в направлении композиционного построения, соблюдения пропорций и увлечения излишними деталями.
В конце работы наклеиваем учащихся на лист ватмана с заголовком “Изобразительное сочинение “Я сопереживаю...”. Лист прикреплён к магнитной доске. Таким образом, объединяем работы в общее панно.
6. Рефлексия Рассматривание и анализ общей работы
Что вам помогло выполнить такие замечательные работы? – какие ваши качества, умения или моменты урока | Что вам помешало выполнить работу так как хотелось бы? |
Ответы учащихся: - “Мы старались” - “Мы были внимательны” - “Мы хотели, чтобы всем понравилось” и т.д. |
Ответы учащихся: - “Я боялся, что не хватит времени” - “Я боялся, что не хватит умения рисовать” - “Мы боялись, что рисунки не понравятся” и т.д. |
Итог урока: соотнесение цели и результата, фиксация степени их соответствия, соотнесение своей части работы с общим результатом |
7. Завершение урока
Благодарю детей и прошу убрать рабочее место.