Развитие координационных способностей дошкольников средствами ритмопластики

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Часть 1

Координационные способности человека выполняют важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений, объединение их в единое целое в соответствии с поставленной задачей. Значимость формирования этих способностей обусловлена четырьмя основными причинами:

Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

Сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.

Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования.

Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.

Это своеобразная профилактика возможных травм.

Мы выбрали эту тему, так как столкнулись с проблемой развития координационных способностей у детей при анализе диагностических данных. Надо помнить, что координационные способности не какое-то неизменяемое, прирожденное свойство, которое так же безнадежно рассчитывать заполучить, как изменить свой природный цвет глаз. Координация движений поддается упражнению, и можно добиться значительного повышения её уровня.

Анализируя опыт работы, и, изучив, литературные источники, можно прийти к выводу, что на развитие координационных способностей благоприятно влияют ритмопластические движения. Поэтому в работе с детьми - дошкольниками в нашем учреждении мы используем занятия по программе А. И. Бурениной “Ритмическая мозаика”.

Для того чтобы проследить взаимодействие ритмопластики и координации, определим смысловые понятия “координационные способности” и “ритмопластика”.

Часть 2

Координация — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. Термин “координация” происходит от латинского coordinatio — взаимоупорядочение.

Функционирование физиологических систем организма находится в прямой зависимости от проявления качественных сторон  двигательной деятельности  и, соответственно, от развития тесно связанных с ней координационных способностей. Координационные способности – неотъемлемый атрибут нашей обыденной и спортивной жизни. При недостаточном развитии координационных способностей у детей формируются неправильные элементы жизненно необходимых для человека движений, которыми он пользуется в разнообразной деятельности - бега, прыжков, лазанья, метания. Так, при недостаточно развитой координации не получится

широкий замах, сильный толчок снаряда, высокая траектория его полёта, позволяющая добиться дальности метания; недостаточно развитая координация приведёт к привычке бегать на полусогнутых ногах, не используя при этом энергичного отталкивания, и затруднит овладение хорошей  скоростью бега;  без хорошей координации ребенку не пробежать по извилистой тропинке, не натолкнувшись на стоящие по её краям деревья. Способность правильно координировать свои движения – залог того, что ребенок будет верно выполнять все предложенные  ему движения. А от того, как правильно выполняются упражнения зависит и степень нагрузки на какую-либо часть тела, и точность исполнения, и развитие всего организма в целом.

Координация – умение согласовывать движения различных частей тела.

Таким образом, при хорошей координированности отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, чётко. Координация движений помогает справиться с двигательной задачей правильно. Координация требуется там, где возникшая перед нами, двигательная задача обладает рядом осложнений, но во всех случаях предполагается, что, несмотря на эти осложнения, мы сумеем с её помощью успешно, правильно решить эту задачу. Что значит правильно выполненное движение? Правильно выполненное движение – это движение, которое действительно приводит к требуемой цели, решает возникшую задачу.

А теперь рассмотрим понятие ритмической пластики. Постараемся разобраться, в чем суть этого вида музыкального движения, чем она отличается от хореографии, ритмической гимнастики, каковы ее особенности, каковы привлекательные стороны для деятельности и развития дошкольников?

Понятие “Пластика” используется, как правило, в широком смысле слова. В более узком значении это понятие трактуется как “особые выразительные средства, отличные от танца и пантомимы”. В энциклопедии “Балет” дается краткий анализ этого вида искусства, которое “характеризуется свободным движением, не подчиненным законам классического танца, использованием и совмещением танцевальных и жизненных положений тела танцовщика”.

Искусство пластических движений уходит своими корнями в далекое прошлое – замечательную эпоху древней Греции. В наше время большой вклад в разработку системы музыкально-ритмического воспитания внес швейцарский педагог Э. Жак-Далькроз и знаменитая танцовщица А. Дункан. Ритмический танец, который сейчас пользуется большой популярностью, является “результатом взаимодействия ритмического танца, порожденного системой Э. Жака-Далькроза и пластического танца А. Дункан.

В нем органично соединились два противоположного принципа: полная подчиненность внутренним закономерностям музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений, и свобода их пластической разработки, которая не связана с какой-либо танцевальной традицией”.

Для композиций ритмических танцев характерна направленность на коллективное исполнение, кроме того, уровень их технического исполнения те требует специальной профессиональной подготовки.

В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий ритмической гимнастикой на организм подтверждается рядом отечественных и зарубежных исследователей. Она способствует

быстрому переходу организма от сна к бодрствованию, настраивает центральную нервную систему на рабочий ритм, подготавливает организм к предстоящей активной деятельности.

Состовляющей ритмопластики являются также общеразвивающие упражнения, поэтому допустимо ее проведение с детьми дошкольного возраста. Однако следует помнить о возрастных особенностях детей, двигательном режиме, быстрой утомляемости от выполнения одних и тех же упражнений.

Занятия по ритмике имеют свою специфику. Каждое из них – это определенная “оздоровительная доза” (в виде движений физической нагрузки), направленная на укрепление здоровья ребенка, его правильное физическое развитие и физическую подготовленность. Это и активный отдых. Где движение, физическая нагрузка воспринимаются организмом как “мышечная радость”. На занятиях по ритмике ребенок учится определять меру своих сил и возможностей, развивает осторожность, подготавливает себя для успешного овладения сложными двигательными навыками. Крепнут мышцы пальцев, кистей, плеч, спины и брюшного пресса, ребенок становится гибким, ловким, находчивым, здоровым и сильным, уверенным в себе. Физически развитому малышу хочется двигаться все больше и больше, и надо эту потребность в движении развивать дальше, предоставляя ребенку возможность для выполнения все более сложных гимнастических упражнений. Именно поэтому необходимо включать ритмику  в проведение занятий с детьми, удовлетворяющую специфическим потребностям детей в разнообразных движениях.

Современные методики занятий ритмикой с детьми дошкольного возраста

Существует несколько программ по танцевально-ритмической гимнастике.

Современной программой является “Музыка с мамой” разработанная Сергеем и Екатериной Железновыми. Сюда входят серия компакт-дисков для общего и музыкального развития малышей от рождения до школы. В названии программы заключена ее направленность. Выполняя упражнения с мамой ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг.

Топ-топ” - песенки – игры для общего развития и адаптации в группе для детей от 1 до 5 лет. Здесь представлены пальчиковые и подвижные игры, звукоподражания, ритмическая гимнастика под музыку и пение.

Прыг-скок” - игровая гимнастика для детей от 3 до 5лет под музыкальное сопровождение. В предлагаемые комплексы включены как физкультурные, так и сюжетно- образные движения.

Пять поросят” - пальчиковая гимнастика. На данном компакт диске представлены пальчиковые игры под музыкальное сопровождение. Ритм, неизменный порядок слов, рифма являются для ребенка “заклинанием”, чем-то магическим, утешающим и успокаивающим, а музыкальное сопровождение радует детей и позволяет проводить игровые занятия наиболее эффективно.

Оздоровительно-развивающая программа “Са-фи-дансе” Фирилевой Ж.Е., Сайкиной Е.Г. по танцевально-игровой гимнастике направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на четыре года обучения - от трех до семи лет. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.

Еще одной современной программой является “Танцевальная ритмика для детей” Т. Суворовой. Данная программа включает репертуар для занятий музыкально- ритмическими движениями с детьми дошкольного возраста. Парные и круговые пляски, игры, упражнения собраны автором из разных источников: творческих разработок музыкальных руководителей детских садов, а также сборников, изданных ранее. Предлагаемый репертуар отличается доступностью для исполнения детьми и яркостью игрового образа.

К ритмической пластике для детей относится программа“Ритмическая мозаика” А.И. Бурениной.

Цель программы - развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

  • Первая отличительная особенность данной программы в выявлении индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы “на себя”, “ на взаимодействие с детьми”.
  • Вторая особенность – это использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений – в грамзаписи и при непосредственном, “живом” исполнении.
  • Третья особенность данной программы – это акцентирование внимания педагогов на анализе внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку.

Ценность данной программы заключается в доступности реализации содержания и освоении программного материала детьми разного возраста и с разными способностями. Основу для ритмических композиций составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела.

Данный программный материал может быть использован в любых формах работы с детьми от утренней зарядки до физкультурного занятия, праздника, развлечения.

Удобство данной программы заключается в том, что вам не составит труда выбор композиций для общеразвивающих упражнений, утренней гимнастики, выступления на празднике. К каждой композиции даны рекомендации по использованию, но, конечно, не исключена возможность самостоятельного творческого использования материала.

Рассмотрим, как связана ритмопластика с координацией.

Координация – комплексное качество, объединяющее в себе несколько физических качеств, которые столь же многообразны и сложны, как разнообразны и сложны виды двигательной деятельности человека. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные  двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти же качества важны и в ритмопластике. На занятиях по ритмопластике ребенок старается действовать в соответствии с изменениями ритма, темпа, движений других детей.

Нетрудно представить себе, допустим, ребенка, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается  не  в состоянии качественно продемонстрировать её, как только внезапно меняются условия выполнения. Координационные способности представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие. В ритмопластических движениях это единое смысловое целое складывается в танец, и тогда ребенок испытывает эмоциональное удовлетворение, радость.

Развитие координационных способностей оказывает влияние и на умственные способности ребенка. Об этом говорится в работе кандидата педагогических наук, доцента кафедры теоретических основ физического воспитания  Института физической культуры  И. тародубцевой “Физическое воспитание: инновационные технологии”. В статье говорится о том, что ещё один способ стимулирования умственной деятельности в процессе двигательной активности основан на взаимосвязи между проявлениями физических и психических качеств ребенка.  Исследованиями было установлено, что целенаправленное развитие координационных способностей оказывает стимулирующее влияние на формирование таких высших психических функций, как произвольное внимание, память, мышление, воображение.  Именно координационные способности оказывают существенное влияние на формирование умственной сферы ребенка, так как имеют сложные психофизиологические механизмы, основанные на принципах рефлекторной деятельности.

А теперь рассмотрим как это связано с ритмопластикой?

В комплексном развитии детей-дошкольников танцевальные упражнения играют важную роль. Танцы дают возможность значительно улучшить координацию движений, развить и поддержать волевую и эмоциональную составляющую ребенка, а также помогают улучшить эластичность, пластичность и гибкость мышц, возможность ориентироваться в пространстве и просто укрепляют здоровье ребенка.

Кроме того, следует подчеркнуть особую роль танцев в формировании и улучшении памяти и дисциплинированности ребенка. В первом случае, речь идет о том, что дошкольник учится запоминать и повторять движения, показанные педагогом, а также последующее воспроизведение движений через определенный промежуток времени. Что же касается развития дисциплинированности, то этого удается добиться за счет того, что в большинстве танцевальных программ для детей заложен ритм, который должен четко соблюдаться и только в этом случае есть возможность правильно выполнять упражнения. Кроме того, регулярность занятий танцами, к которым привыкает дошкольник, приводит к формированию такого жизненно важного качества как обязательность, пунктуальность и многим другим. Танцы раскрепощают. Даже если ребёнок скромный и стеснительный – танцы снимут все барьеры и сделают его более смелым и раскрепощенным.

Таким образом, ритмопластика и развитие координации направлены на решение одних и тех же задач.

Танцы идеально подходят для того, чтобы потратить избыток энергии. Довольны будут не только дети, но и родители! Одним словом, на сегодняшний день выполнение танцевальных упражнений детьми-дошкольниками является неотъемлемой частью их физического и умственного развития.

Вывод.

Анализируя положительные стороны танцевальных упражнений, которые оказывают оздоровительное, обучающее, воспитательное воздействие, мы предположили, что такие важные для дошкольника качества, как координационные способности, возможно, развивать с помощью деятельности не только полезной, но и интересной для ребёнка.

Методика занятий по ритмической гимнастике с элементами танцевальных упражнений оказываетболее эффективное влияние на развитие координационных способностей детей

Применение танцевальных упражнений – это прекрасное средство разностороннего физического, умственного развития и эстетического воспитания ребенка, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечнососудистую, дыхательную, выделительную и т.д.), но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие. Танцевальные упражнения помогают ребёнку научиться владеть своим телом и координировать движения.

Ритмическая музыка, сопровождающая выполнение танцевальных упражнений, может способствовать настройке организма на определенный темп работы, повышает его работоспособность, отделяет наступление утомления, помогает бороться с влиянием однообразия, ускоряет протекание восстановительных процессов.

Занятия ритмопластикой способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом. Под влиянием музыкальной ритмической деятельности развиваются музыкально-эстетические чувства, познавательный интерес, творческое воображение, память, устойчивость произвольного внимания. Все это возможно только при правильной организации этого процесса, умелом планировании и целесообразном выборе художественного, доступного и педагогически оправданного репертуара.

Список литературы.

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
  3. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
  4. Ефименко Н.Н. Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, познания, постижения. – Харьков: Ранок. Веста. 2005 – 64 с.
  5. Суворова Т.И. Танцуй, малыш!. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44с.
  6. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.
  7. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. “Са-Фи-Дансе” - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. - 352 с.