Цель:
- формирование представления о Родине;
- создание условий для изучения курса «ОРКСЭ».
Задачи:
- обобщить и актуализировать знания о Родине;
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;
- прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;
- формировать понятийный аппарат.
Оборудование: мультимедийный проектор, карта России, аудиозапись (гимн), магнитофон.
Виды деятельности: знакомство, работа с картой, беседа, путешествие в слово «Родина», комментированное чтение, устный рассказ на заданную тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия: Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы.
Средства наглядности: флаг, герб, карта РФ, карточки для работы в группах; презентация: портрет президента, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и др.
Список специальной литературы для учителя:
- Книга для учителя (Справочные материалы для общеобразовательных учреждений) Под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой, М. «Просвещение», 2010.
- Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (Учебно-методические материалы для системы повышения квалификации работников образования, Красноярск, 2010).
- «Основы религиозных культур и светской этики» (Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации работников образования, Москва, «ACADEMIA» АПК и ППРО, 2010).
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые умения (планируемые результаты УУД) | |
I. Организационный | Приветствие. Знакомство с содержанием курса. Характеристика пособия для учащихся. |
Приветствие. Готовность к уроку. |
Предметные | Метапредметные (УУД) Регулятивные УУД: – осуществлять самоконтроль. |
II. Сообщение темы и цели урока | – Сегодня мы отправляемся в
путешествие. Что важно иметь с собой
путешественнику? – У каждого на столе лежит карта (Приложение 2), ваша задача научиться по ней ориентироваться. Как называется эта карта? Слайд – Отгадайте ребус (Р1А). – Тема? – О чём пойдёт речь на уроке? – Как называется страна, в которой мы живём? – Покажите на карте Россию. |
– Карту. Тема: Россия – наша Родина. – о Родине (группа экспертов по разным словарям ищут понятие Родина) |
Определять тему в соответствии с
изучаемым курсом. – правильно называть термины; |
Регулятивные УУД: – овладевать умением прогнозировать. – осуществлять познавательную и личностную рефлексию Личностные результаты: – формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
III. Работа по теме урока Работа с картой Беседа Работа в группах |
1. Работа с картой – Давайте вклеим
нашу карту в тетрадь и покажем границы нашего
государства. 2. Работа с учебником Комментированное чтение статьи из пособия для
учащихся. 3. Физминутка 4. Первичное закрепление Слайд – Что такое культурный мир? |
Вклеивают в тетрадь карту (чёрно-белую)
и обводят границы красным карандашом. – В. В. Путин – Москва Красным карандашом выделяют столицу и подписывают г. Москва Ребята показывают на карте крупные города, реки, моря, озёра. – Родина Группа экспертов читают определения, выводят общее понятие. – Это то место где родился человек, живёт. – Кемеровская область. Ребята обводят границы нашей области, выделяют столицу г. Кемерово. Работа с презентацией, прослушивание гимна РФ
Беседа по прочитанному.
Патриот – человек, который любит своё
отечество, предан своему народу, готов на жертвы
и подвиги во имя интересов своей Родины. |
Предметные: – правильно называть и показывать географические объекты; – работа с учебником. |
Коммуникативные: – слушать и понимать речь других; – уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: 1) развиваем умения извлекать информацию из слайдов, иллюстраций, текстов; – выявлять сущность; – работа над лексическим значением слов, расширение словарного запаса. |
IV. Закрепление знаний | Самостоятельная творческая работа
учащихся Каждая группа получает набор
портретов (Приложение 1).
Задача ребят – догадаться, кто эти люди и, может
быть, немного рассказать об этих людях.
Продолжите этот ряд. Презентация работы групп – А кто является гордостью нашего города? |
Работа в группах
А. Г. Тулеев, В. В. Мартемьянов, В. Волошина. |
Познавательные: – выполнять классификацию; – уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного; – обосновывать основание для классификации; – ориентироваться на развороте учебника; – находить ответы на вопросы, используя информацию учебника и слайдовых презентаций. Коммуникативные: 1) Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах и следовать им; развиваем умение слушать и понимать других; 2) оформлять свои мысли в устной форме и письменной; |
|
V. Домашнее задание | Рядом с вами живут скромные люди,
которые не совершили геройских поступков, но
всей своей жизнью они доказали, что они являются
настоящими патриотами города, края, страны. Это
ваши дедушки и бабушки, которые строили наш
город, обращали атомную энергию на пользу людям,
запускали первые сибирские спутники. Вот мы и
подошли к домашнему заданию «Моя семья в истории
города» (Запись домашнего задания)
– Каких героев России они знают, в чем их
заслуги перед Отечеством? |
Запись домашнего задания. | ||
VI. Подведение итогов (рефлексия) | – Что вы расскажите дома членам семьи о
нашей Родине после сегодняшнего урока? – Чем богата наша страна? (Природа, люди…) – Что вам понравилось? – Что узнали нового? – Закончите предложения:
– А теперь я вам предлагаю посмотреть слайд-шоу, посвященное большой и малой Родине. |
Ответы по желанию детей. | Регулятивные УУД осуществлять
познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД на основе анализа объектов делать выводы; Личностные результаты: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; |