Урок по теме "Россия – наша родина" по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • формирование представления о Родине;
  • создание условий для изучения курса «ОРКСЭ».

Задачи:

  • обобщить и актуализировать знания о Родине;
  • воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;
  • прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;
  • формировать понятийный аппарат.

Оборудование: мультимедийный проектор, карта России, аудиозапись (гимн), магнитофон.

Виды деятельности: знакомство, работа с картой,  беседа, путешествие в слово «Родина», комментированное чтение, устный рассказ на заданную тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: Россия, Родина, патриот,  Отечество,  столица, президент, государственные символы.

Средства наглядности: флаг, герб, карта РФ, карточки для работы в группах; презентация:   портрет президента, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и др.

Список специальной литературы для учителя:

  1. Книга для учителя (Справочные материалы для общеобразовательных учреждений) Под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой, М. «Просвещение», 2010.
  2. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (Учебно-методические материалы для системы повышения квалификации работников образования, Красноярск, 2010).
  3.  «Основы религиозных культур и светской этики» (Учебное пособие для учреждений  системы повышения квалификации работников образования, Москва, «ACADEMIA» АПК и ППРО, 2010).

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения (планируемые результаты  УУД)
I. Организационный Приветствие.
Знакомство с содержанием курса. Характеристика пособия для учащихся.
Приветствие.
Готовность к уроку.
Предметные Метапредметные (УУД)
Регулятивные УУД:
– осуществлять самоконтроль.
II. Сообщение темы и цели урока – Сегодня мы отправляемся в путешествие. Что важно иметь с собой путешественнику?
– У каждого на столе лежит карта (Приложение 2), ваша задача научиться по ней ориентироваться. Как называется эта карта? Слайд
– Отгадайте ребус  (Р1А).  
– Тема?
– О чём пойдёт речь на  уроке?
– Как называется страна, в которой мы живём?
– Покажите на карте Россию.
– Карту.
Тема:  Россия – наша Родина.
о Родине

(группа экспертов по разным словарям ищут понятие Родина)

Определять тему в соответствии с изучаемым курсом.

– правильно называть термины;
– правильно показать на карте границы нашего государства.

Регулятивные УУД:
– овладевать умением прогнозировать.
 осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Личностные результаты:
 формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
III. Работа по теме урока

Работа с картой

Беседа

Работа в группах

1. Работа с картой

– Давайте вклеим нашу карту в тетрадь и покажем границы нашего государства.
– Кто является главой государства?
– Столица нашего государства?
– Найдите и обозначьте у себя на картах столицу.
– Как на карте обозначаются города?
– Что вы можете сказать о её территории?
– Что ещё изображают на карте?
– Какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории?
– Какие города вам известны?
– Какое понятие объединяет все эти названия?
– Что такое Родина?
– Какие символы нашего государства знаете? Слайд
– Что такое малая родина?
– Как она называется?
– Найдите на карте Росси Кемеровскую область и обведите.

2. Работа с учебником

Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
Читаем первые два абзаца. Беседа с учащимися.
Комментированное чтение 3 абзаца. Выборочный пересказ. Что такое духовный мир?
Комментированное чтение 4, 5, 6, абзацев. Выборочный пересказ. Что такое внутренний мир человека?
Комментированное чтение 7, 8, 9 абзаца. Выборочный пересказ. Что такое культурные традиции? Слайд

3. Физминутка

4. Первичное закрепление

Слайд

– Что такое культурный мир?
– Что такое культурные традиции?
– Как называется человек, преданный своему народу, Отечеству? (Патриот)
– Что такое патриотизм?
– А какое чувство может испытывать патриот? (Гордость)
– Вы когда-нибудь испытывали гордость? Когда? За кого? За что?
– А сейчас я предлагаю вам вспомнить о людях, настоящих патриотах нашей Родины, которыми мы можем гордиться. Мы будем работать в группах.

Вклеивают в тетрадь карту (чёрно-белую) и обводят границы красным карандашом.
– В. В. Путин
– Москва
Красным карандашом выделяют столицу и подписывают г. Москва
Ребята показывают на карте крупные города, реки, моря, озёра.
– Родина
Группа экспертов читают определения, выводят общее понятие.
– Это то место где родился человек, живёт.
– Кемеровская область.
Ребята обводят границы нашей области, выделяют столицу г. Кемерово.
Работа с презентацией, прослушивание гимна РФ

 

 

Беседа по прочитанному.

 

 

Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов.

Предметные:
– правильно называть и показывать географические объекты;
– работа с учебником.
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: 1) развиваем умения извлекать информацию из слайдов, иллюстраций, текстов;
– выявлять сущность;
– работа над лексическим значением слов, расширение словарного запаса.
IV. Закрепление знаний Самостоятельная творческая работа учащихся

Каждая группа получает набор портретов (Приложение 1). Задача ребят – догадаться, кто эти люди и, может быть, немного рассказать об этих людях. Продолжите этот ряд.
1 группа – военачальники Жуков Георгий Константинович, Кутузов Михаил Илларионович, Суворов  Александр Васильевич.
2 группа – композиторы и певцы  – Чайковский Петр Ильич, Александра Николаевна Пахмутова, Дмитрий Александрович Хворостовский.
3 группа – писатели и поэты Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак, Виктор Петрович Астафьев.
4 группа – иллюстрации художников Андрея Рублева – «Троица»,   Василия Ивановича Сурикова – «Взятие снежного городка», Ивана Константиновича Айвазовского «Девятый вал».    
5 группа – космонавты Юрий Алексеевич Гагарин, Алексей Архипович Леонов, Валентина Николаевна Терешкова.
6 группа – спортсмены Анатолий Евгеньевич Карпов, Ирина Роднина и Александр Карпов, Евгений Устюгов,  Евгений Плющенко.
Слайды

Презентация работы групп

– А кто является гордостью нашего города?
– Кем гордится наша малая Родина?
– Чьими именами названы улицы нашего прекрасного города?
– Что вы знаете о наших земляках? Слайды

 

Работа в группах
Ребята соотносят картинки с именами людей, выбирают 1 человека от группы для рассказа.

 

 

 

 

 

 

А. Г. Тулеев, В. В. Мартемьянов, В. Волошина.
Е. Малышева, В. Логинов, А. Бабенко.

  Познавательные:
– выполнять классификацию;
уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного;
– обосновывать основание для классификации;
– ориентироваться на развороте учебника;
– находить ответы на вопросы, используя информацию учебника и  слайдовых презентаций.
Коммуникативные:
1) Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах и следовать им; развиваем умение слушать и понимать других;
2) оформлять свои мысли в устной форме и письменной;
V. Домашнее задание Рядом  с вами живут скромные люди, которые не совершили геройских поступков, но всей своей жизнью они доказали, что они являются настоящими патриотами города, края, страны. Это ваши дедушки и бабушки, которые строили наш город, обращали атомную энергию на пользу людям, запускали первые сибирские спутники. Вот мы и подошли к домашнему заданию «Моя семья в истории города» (Запись домашнего задания)
  1. Сочинение  «Моя семья в истории города»
  2. Найдите материал об известном человеке нашего города(по выбору). Подготовьте рассказ о нем. Объясните, почему вы выбрали именно этого человека.
  3. Проведи интервью с родителями по вопросам:

– Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед Отечеством?
– Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты?
– Какие книги о нашей Родине они посоветовали бы тебе прочитать?
– Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины? Кто это, в чем их заслуги?

Запись домашнего задания.    
VI. Подведение итогов (рефлексия) – Что вы расскажите дома членам семьи о нашей Родине  после сегодняшнего урока?
– Чем богата наша страна? (Природа, люди…)
– Что вам понравилось?
– Что узнали нового?
– Закончите предложения:
  • Я не ожидал, что…
  • Оказывается…
  • Самым неожиданным для меня было…
  • Мне больше всего… Слайд

– А теперь я вам предлагаю посмотреть слайд-шоу, посвященное большой и малой Родине.

Ответы по желанию детей.   Регулятивные УУД осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД на основе анализа объектов делать выводы;
Личностные результаты: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;