Цели:
- формирование представлений об эстетических категориях, о комическом в искусстве;
- выявление понятия «комическое»;
- расширение лексикона и определение понятий «смешное», «комическое», «юмор», «сатира»;
- развитие навыков самостоятельной работы с дополнительными источниками информации;
- воспитание художественного вкуса, природных способностей, нравственных ориентиров на основе произведений искусства.
Тип урока: урок-лекция.
Оформление: реквизит и костюмы для представления домашних заданий – театрализаций: сказка о царевне Несмеяне, об Иванушке-дурачке; репродукции (или слайды) картин: В.М.Васнецов «Царевна Несмеяна», серия картин У.Хаггарда «Выборы в парламент»; музыкальные произведения: финал Второй симфонии Л.Бетховена, М.П.Мусоргского «Блоха», «Балет невылупившихся птенцов».
Домашнее задание инициативной группы к уроку:
1) одному из учащихся подготовить сообщения о
великом комике немого кино Чарли Чаплине;
2) первая рабочая группа готовит театральную игру
«Живая картина» по произведению В.М.Васнецова
«Царевна Несмеяна»;
3) театрализованный отрывок из русской народной
сказки «Иванушка-дурачок»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Введение темы урока.
На прошлых уроках мы с вами познакомились с
тремя эстетическими категориями: возвышенное,
низменное, трагическое. С помощью этих категорий
в искусстве человека можно заставить переживать
за героя, сочувствовать его трагической жизни,
испытывать стремление к высоким идеалам и
наблюдать нравственное падение людей.
А как называется та категория, которая вызывает
смех в произведении искусства? Совершенно верно
– комизм или комическое. Сегодня на уроке мы с
вами постараемся разобраться, каким образом смех
в искусстве оказывается лекарством для души
человека, каким правилам подчиняется категория
комического и как она используется в
произведениях авторов разных видов и жанров
искусства. Давайте определим название темы
нашего урока. (Ребята предлагают несколько
вариантов названия темы урока) Запишите ее
в свои тетради: «Комическое в искусстве».
III. Изучение нового материала
Я думаю, вам знакома русская народная сказка о царевне Несмеяне. Русский художник В.М.Васнецов написал прекрасную картину на этот сюжет
(На экран выводится – слайд с репродукцией
картины В.М.Васнецова «Царевна Несмеяна»).
Опишите пожалуйста, что изображено на этой
картине, каковы чувства и действия персонажей.
А вот как представляют себе этот сюжет ребята
первой рабочей группы (театральная игра «Живая
картина», где учащиеся представляют
театрализованный сюжет, запечатленный
художником, а затем «застывают», пытаясь как
можно точнее передать позы, чувства персонажей
картины).
Тверской театр юного зрителя в феврале этого года в рамках VII Всероссийского фестиваля-лаборатории театров для детей и молодежи «Колесо» представил спектакль «Про Иванушку-дурачка»
Вот вам еще один персонаж, совершенно противоположный первому. Простой и никогда не унывающий сказочный герой оказывается в самых неожиданных, а порой и трагических ситуациях, но все же не теряет чувства юмора и отвечает своим противникам улыбкой и смехом. Вторая рабочая группа тоже подготовила нам театрализованный отрывок из этой сказки. Давайте посмотрим его (выступают учащиеся второй рабочей группы и представляют свое творческое домашнее задание).
Мы рассмотрели с вами два типа эмоционального реагирования людей на ситуации. Так что же, по вашему, лучше? Ко всему в жизни относиться с чувством юмора и иронии или не смеяться вовсе? Конечно, каждый из нас выбирает первый тип. Что может быть печальнее, чем неспособность человека смеяться…
Крайне важное качество для человека – это отзывчивость на веселое и смешное. «Засмеяться добрым, светлым смехом может только глубоко добрая душа», – говорил Н.В.Гоголь, подмечая, что смех – это лекарство для души. Да и не только для души, но и для физического здоровья человека, как доказывает современная медицина.
Однако над чем смеется обычно человек и что вызывает в нем эту потребность? Один смеется над тем, что человек упал и разбил себе нос, но он ужасно сердится, когда смеются над его внешним видом или над тем, что он смешно шепелявит. Но эти причины смеха не имеют ничего общего и не связаны с эстетической категорией комического. Отсюда вывод: разница между смешным и комическим имеет определенные границы. Французский писатель, основоположник психологического романа Мари-Анри Бейль, публикующий свои романы под именем Стендаль, подметил: «… можно смеяться от смеха; можно смеяться, когда тебя щекочут под мышкой. Физическое явление – это знак; он ничего не означает, когда его вызывают физическим путем». Так значит, источник комического – это что-то другое. Этот источник вызывает смех не у одного человека, а у многих людей.
Тогда давайте разделим понятия «смешное» и «комическое». Как вы думаете, в чем разница между этими понятиями? Действительно, смешное включает в себя комическое. Но это понятие значительно шире. Мы с вами уже определили, что смешное может иметь источником не только социальные явления, но и физиологические, биологические, природные. Смех как реакция на эти явления не обязательно является признаком комического. Русский классик Н.В.Гоголь подчеркивал, что «подлинное искусство учит смеяться не над кривым носом, а над кривой душой». Древнегреческий философ Аристотель подметил: «Из всех живых существо только человеку свойствен смех». Поэтому комическое всегда социально значимо, оно способно оказывать влияние на формирование человеческой души. Именно эта эстетическая категория вызывает общественный резонанс на несправедливость в обществе, нелепость и неестественность поступков людей или жизненных условий. Смех преображает и улучшает мир.
Источник комического, как, впрочем, и трагического – противоречие. «Смешон и ветреный старик, смешон и юноша беспечный» (А.С.Пушкин).
Основой противоречия может быть противопоставление прекрасного – безобразному, возвышенного – низменному, ложного – истинному и т.д. Такие противопоставления в жизни встречаются постоянно, они и рождают комизм героев и событий в искусстве. Давайте обратимся к творчеству великого комика немого кино Чарли Чаплина.
(Один из учащихся представляет подготовленное сообщение о Чарли Чаплине)
Бродяга, нелепо одетый, нескладный, бедный человек. Он представляет себя джентльменом, который великолепно выглядит и хорошо воспитан. Соответственно своему представлению он и ведет себя, а нам, зрителям, конечно, это смешно. Он спасает утопающего, вступается за обиженного, помогает слепой девушке, наказывает злодея, причем совершает все это с серьезным видом. Однако противоречие между его внешним видом и характером поведения вызывает смех у зрителя.
Целую гамму оттенков смеха мы видим и между двумя основными типами комического: юмор и сатира.
Попробуйте охарактеризовать эти два типа комического.
(Вывод детей: юмор – добрый смех, вызывающий сопереживание; сатира – смех злой и преувеличенный ,высмеивающий пороки общества.)
И Ф.М.Достоевский согласен с вами: «Возбуждение
сострадания есть тайна юмора».
Французский просветитель и поэт XVIII века Вольтер
писал шутливые и остроумные эпиграммы,
например:
Хоть воздает мое перо
Хвалу лишь одному Маро,
Ты на меня, собрат, не сетуй:
Тебя хвалить я был бы рад,
Но сам ты лучше во сто крат
Справляешься с задачей этой.
Или
Один викарий, гордость края,
Пел зычно в церкви «Отче наш».
Узрев, что рядом молодая
Астрея, пению внимая,
Стоит в слезах, пришел он в раж
И, к ней приблизясь, молвил, млея:
«Дитя, почто ты слезы льешь?»
«Мессир, — ответила Астрея, —
Грущу о задранном осле я,
Чей голос был на ваш похож».
В письме к П.А.Вяземскому великий русский поэт
А.П.Пушкин сообщает: «Яковлев издает к масленице
альманах «Блин». Жаль, если первый блин его будет
комом».
Т.о., юмор затрагивает интересы отдельной
личности и высмеивает незначительные
недостатки. Он даже готов примириться с
некоторыми из них, вызывая сострадание. Это
беззлобный, дружелюбный смех.
Сатира же затрагивает интересы всего
общества. Это смех безжалостный и
бескомпромиссный. Здесь отрицательное
изображается в преувеличенном виде. Поэтому
сатира чаще всего использует условность, приемы
гротеска, фантастики, в ней исключительность
характеров, событий, отношений.
Рассмотрите картины английского художника Уильяма Хогарта. В 1754-1755 годах Хогарт создал серию "Выборы в парламент":
«Встреча с избирателями»;
«Подкуп голосов»;
«Голосование»;
«Триумф избранных в парламент».
Что мы видим на этих картинах? Какой момент из жизни общества запечатлел художник, и что же смешного нашел он в том, что весь народ участвует в выборах в парламент?
Цель своего творчества Хогарт видел в том, чтобы помочь обществу искоренить пороки, поэтому его картины часто снабжают такими эпитетами, как «назидательные», «нравоучительные», «дидактические». Этот замечательный художник умеет увидеть забавное и жестокое, веселое и комичное. Хогарт принадлежит времени, когда новые буржуазные законы, нормы поведения и морали укоренялись, сталкиваясь с привилегиями и предрассудками, унаследованными от феодального прошлого. Торжествовало при этом самое хищное стяжательство, не брезгавшее ни старыми, ни новыми способами обогащения. С удивительной быстротой скапливались ценности в руках паразитической верхушки общества, а с другой стороны, шло обнищание народных масс.
Последняя значительная серия картин Хогарта — «Выборы в парламент» (ок. 1754) представляет собой обличение системы выборов. Серия открывается изображением предвыборного банкета; затем показано, как борющиеся партии, не брезгуя никакими средствами, развивают агитацию в захолустном городке, одном из так называемых «гнилых местечек» ; далее — сбор голосов, где голосовать приводят и приносят идиотов и умирающих; и, наконец, триумфальное шествие кандидата-победителя (это фигура портретная) , которого проносят в кресле по улицам. Но между его приверженцами и противниками борьба еще не прекратилась, и вот начинается потасовка: мелькают кулаки, цеп какого-то поденщика кружит в воздухе, летят испуганные гуси, убегает свинья с поросятами, положение героя событий оказывается весьма шатким. Мы видим, как свинячье семейство в страхе убегает от человеческого свинства. Уже и не хочется смеяться… Но художник дает надежду: в голубом небе реет гордая белая птица – символ честности и справедливости.
Действительно, слова А.С.Пушкина как нельзя кстати: «Высокая комедия не основана единственно на смехе… и нередко подходит близко к комедии».
А в заключение, мы послушаем с вами два произведения величайшего русского композитора М.П.Мусоргского: «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки» и «Песнь о блохе», которая была написана им на стихи Гете из поэмы «Фауст» (песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха), перевод А. Н. Струговщикова. А когда вы будете слушать эти произведения, постарайтесь определить, в каком из них использован добрый юмор, а в каком представлена сатира?
III. Домашнее задание
1. Прочтите трагическую сатиру А.Блока «Балаганчик». Образ жизни марионеток с клюквенным соком вместо крови – праздная болтовня, их страсти бессмысленны, поступки тоже. Не люди ли отражены в этих образах? Какими художественными средствами А.Блок создает комические характеры? Запишите свой ответ в тетрадь.
2. Одной из рабочих групп представить театральный этюд одного из эпизодов «Балаганчика», можно подготовить чтецкий материал на основе заданного произведения.
3. Для тех, кто не занят в постановочной рабочей группе, ответьте на вопрос: как вы думаете, можно ли совместить две категории: комическое и трагическое? Объясните свою точку зрения на примере произведения А.Блока «Балаганчик» и запишите свои рассуждения в тетрадь.
Библиография:
- Гилберт К., Кун Г. История эстетики. В 2 кн. Пер. с англ. 2-е изд. – М., 2000.
- Данилова Г. Мировая художественная культура.
- Е.Медкова. Материалы курса «Искусствоведческие методики в преподавании МХК». Лекции. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
- Культурология: Учеб.пособие для вузов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
- Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М., 2005.
- Некрасова Л.М. Театр в художественной культуре мира: Элективный курс. – М., 2009.
- О.В.Дивненко. Эстетика: Экспериментальное учеб.пособие. – М., 1995.
- Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учеб.пособие для вузов. – М., 2001.
- Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. – М., 2003.
Ресурсы Интернета:
- История изобразительного искусства http://www.arthistory.ru/
- ARTYX.ru: всеобщая история искусств http://artyx.ru/
- Классическая музыка http://music.yandex.ru/#!/users/ya-playlist/playlists/1028
- Ресурсы по изобразительному искусству http://window.edu.ru/resource/191/37191
- Музыкальная коллекция Российского образовательного портала http://music.edu.ru/
Иллюстрации: