Цель урока: познакомить учеников с историей накопления знаний о человеке, дать понятие о науках, изучающих человека и методах исследования, раскрыть биосоциальную природу человека.
Оборудование: портреты ученых биологов.
ХОД УРОКА
1. Приветствие
2. Изучение нового материала
Человек. Шекспир восславил его так, как мог один лишь он: «Что за мастерское создание человек! Как благороден разумом! Как бесконечен способностью! В обличьях и движении – как выразителен и чудесен! В действии – как сходен с ангелом! В постижении – как сходен с Богом! Краса Вселенной! Венец всего живущего!»
Объектом изучения на наших уроках и будет как раз человек, одно из самых прекрасных и загадочных творений природы. Человеческий организм – сложнейший комплекс различных систем и органов. Совершенство его физиологических и биохимических структур – результат многовековой эволюции. Наше тело со всеми его особенностями и возможностями по праву считается наивысшей формой живой материи.
Как и у других живых организмов, элементарные частицы человеческого тела, кирпичики, из которых оно состоит, клетки. Если бы мы хотели сосчитать количество клеток в теле взрослого человека, то на это потребовалась бы не одна сотня лет. Ведь их более пятидесяти миллиардов! И все клетки нашего организма заменяются в течение 6-7 лет. Так что каждые 7 лет мы, сами того не замечая, как бы рождаемся заново.
Изучением человеческого организма занимается целый ряд биологических наук. Одна из них – анатомия.
Найти в учебнике и записать определение в тетрадь
Анатомия часто воспринимается как набор
сведений о строении человека: сколько в нем
костей, мышц и прочего, как они называются и где
расположены. На самом деле анатомия, используя
общие методы исследования, стремится понять,
почему организм устроен так, а не иначе. Форма и
строение человеческого организма
рассматриваются не как сумма составляющих его
частей, а как единое целое, в котором все органы и
ткани связаны и между собой, и с внешней средой.
Для того чтобы понять, как функционирует
какой-либо орган, необходимо знать его строение.
Один из разделов анатомии – (определение в
тетрадь) физиология – наука о функциях
организма как единого целого, отдельных его
органов и систем органов и о закономерностях их
развития. Она изучает процессы, протекающие в
живом организме. Физиология – наука
экспериментальная.
Мифология древних греков рассказывает о боге Асклепии. У него было две дочери. Одну из них звали Панацеей, а другую – Гигиеей. Первая умела лечить болезни, а Гигиея, по преданию, должна была охранять людей от этих болезней. Уже много веков назад люди начали понимать, какое значение для здоровья имеют меры, направленные на предупреждение болезней. В концеXVII в. в медицине были заложены основы нового направления по охране здоровья человека. В честь древнегреческой богини Гигиеи эту область медицинской науки назвали гигиеной.
Здоровье – одна из самых больших ценностей человеческой жизни, основа успеха его деятельности и главная предпосылка счастья. Но здоровый человек осознает это очень редко. Задумываемся об этом мы лишь тогда, когда нас настигнет и надломит болезнь. Здоровье – это приятное ощущение удовлетворения, комфорта. Однако такое состояние нашего тела не возникает само по себе. Его основным условием является поддержание определенного режима всей жизни.
Столетиями изучают ученые организм человека, и он снова и снова удивляет своим совершенством, раскрывает свои удивительные возможности. Убедиться в уникальности многих наших органов можно на примере руки – самого совершенного инструмента, которым обладают люди и который Иммануил Кант назвал «орудием духа». Она, сначала хватавшая дубину, собирает тончайшие микросхемы, она нежно гладит ребенка и наносит сокрушительный удар в челюсть, жонглирует несколькими предметами и месит тесто, познает мир, осязая его, и придает ему новые очертания. Из двухсот с небольшим костей, поддерживающих нашу «водянистую плоть», больше четверти – 54 – приходите на обе руки. За легкостью игры пианиста стоит слаженное взаимодействие 15 суставов. Все попытки лучших электронщиков мира создать точную копию человеческой руки заканчиваются неудачей.
А взять достижения олимпийских победителей первых Игр и сравнить с последними. Не трудно убедиться, как возросли спортивные рекорды. То, что раньше казалось невозможным, достигается лучшими спортсменами мира за счет тренировок и постоянного развития своего тела.
Если пролистать страницы Книги рекордов Гиннесса.
– Человек погибает при температуре тела ниже 35
°С, но известны случаи выживания людей, у которых
температура тела опускалась ниже 15 °С.
– Тридцать пять человек из племени савау в 1982 г.
участвовали в «огненной прогулке» по горячим
углям, температура которых составляла 280,5 °С.
– Во время испытаний ВВС США несколько
добровольцев перенесли температуру сухого
воздуха равную 126,5 °С.
– Двухлетний мальчик Ален Смит упал в реку в
Калифорнии. Его обнаружили через 90 мин, быстро
доставили в госпиталь, и сердце мальчика
забилось вновь – после двухчасового перерыва.
– Вилем Клейн за 1,5 мин извлек корень 13-й степени
из числа, состоящего из 100 цифр.
– Бхандата Висцара прочел наизусть 16 000 страниц
текста.
– Весна Вулович, 22-летняя стюардесса, осталась в
живых после взрыва самолета на высоте 10 160 м. Она
упала на землю вместе с обломками и пришла в
сознание на 28-й день...
Давайте представим школьные соревнования по легкой атлетике, состязаются бегуны. Один из участников изо всех сил старается пробежать дистанцию, намного отстав от своих товарищей, но если за ним погонится злая собака, он прибежит одним из первых, сам, удивляясь потом своей резвости.
Одна женщина собирала в лесу ягоды, вдруг услышала сзади треск сучьев и медвежье рычание. От страха она, как белка, «взлетела» на самую верхушку сосны, у которой не было ни одного сучка. Слезть она смогла только по длинной лестнице, которую привез на телеге ее муж. Таких примеров множество. Они наглядно показывают скрытые возможности каждого из нас, проявляющиеся обычно только в экстремальных ситуациях.
Анатомия, быть может, древнейшая из естественных наук – зачатки ее возникли, едва древний человек научился мыслить и обобщать. Первобытный охотник, разделывая туши убитых животных, уже был анатомом-практиком (греческое слово «анатомия» значит «расчленение»), получал первые знания по анатомии.
Возникнув на заре человечества, анатомия прошла невероятно длинный и тернистый путь. Поскольку она слишком близко соприкасалась с проблемами жизни и смерти, а тем самым и с философией и миропознанием, то, как ни одна другая наука, была окружена суевериями, вызывала инстинктивный страх.
История анатомии знает много подлинных мучеников. Вот несколько из них.
– Андреаса Везалия, впервые систематически
изучавшего строение тела человека, написавшего
трактат «О строении человеческого тела» в семи
книгах, его заставили сжечь часть своих трудов и
совершить паломничество в Палестину. На обратном
пути он умер.
– В 1553 г. в Женеве был объявлен колдуном и
еретиком Мигель Сервет, описавший легочное
кровообращение. По приказу Кальвина он был
заживо сожжен на костре. Это было в
средневековье. Мы еще вернемся к этим «славным
временам».
Однако развивающаяся медицина требовала глубоких анатомических знаний. Давайте совершим краткое путешествие в ее историю.
В античный период медицина достигла высокого уровня развития. Древние врачи ввели в обиход названия болезней, разработали медицинскую терминологию. На этой основе утвердился международный язык медиков. Первое сочинение по анатомии связывают с именем Алкмеона – врача и философа, жившего в V в. до н.э. Полагают, что он впервые стал вскрывать животных для познания строения человеческого тела.
Основоположником научной медицины был великий врач и мыслитель Гиппократ. Его сочинения – кладезь знаний и мудрости. Он считал, что заболевание вызывается присутствием в организме человека особого болезнетворного начала, развивающегося в нем самом или проникающего извне, как, например, при чуме, которая свирепствовала в то время в Греции. Для борьбы с чумой он рекомендовал делать дезинфекцию, чтобы предупредить попадание в организм веществ, вызывающих болезнь. Гиппократу принадлежит идея выжидательного способа лечения, нашедшая отражение в его афоризме: «Быть полезным больному и не вредить ему». Но, наблюдая больных, обобщая врачебный опыт, Гиппократ сделал и ряд ошибочных теоретических выводов.
В античном мире анатомия была скорее средством познания мира, чем опорой и помощницей медицины. Если строение человеческого тела, его главные органы были тогда достаточно известны, функциональное их назначение во многом оставалось загадкой.
Древнеримский врач Гален сумел объединить результаты наблюдений за больными людьми и анатомо-физиологические данные античных врачей. Он сам проводил опыты на животных, испытывал действие лекарственных веществ. Так, он доказал, что у животных по артериям течет кровь, а не воздух. Но общие представления о физиологических процессах человеческого организма у него были неверными, ибо о строении человеческого тела Гален судил на основе данных, полученных на животных. Впоследствии ошибки Галена сыграли трагическую роль в развитии медицины, ибо в средневековье всякий отход от его утверждений воспринимался как ересь со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В период средневекового застоя жестоко подавлялись всякие попытки развития науки, в том числе и медицины. В средние века практическая хирургия не относилась к медицине. Хирурги были ремесленниками и составляли особое сословие, имевшее свой устав, герб и своих святых – покровителей этого ремесла. Например, во Франции их общество называлось «Братство святого Косьмы». Хирургия была также делом цирюльников, банщиков. И даже палачей. Их хирургическая репутация была весьма высокой – ведь палачам приходилось вправлять вывихи и лечить раны, полученные при пытках. Именно о таком королевском палаче Кабоше, вылечившем от ран, а затем казнившем любовника королевы Марго Ла Моля, написал Александр Дюма в романе «Королева Марго». Известны факты, когда личным хирургом короля был палач.
В деревнях имелись хирурги-кузнецы и коновалы, лечившие не только лошадей, но и людей. Нередко врачеванием занимались вовсе невежественные люди с преступным прошлым. Такие «лекари» только калечили людей и вымогали деньги. Существовала даже особая подпольная область хирургии – украденных нищими детей перекупали и превращали в причудливых уродов, на которых в то время был большой спрос в Европе. Об этих «компрачикосах», как их называли в Испании и во Франции, рассказал Виктор Гюго в романе «Человек, который смеется».
Когда мне предстоит визит к самому страшному для меня врачу-стоматологу, я беру описание работы хирургов того времени. После чего иду на прием чуть ли не с песней! Вот как работал известнейший хирург Амбруаз Паре. Однажды он был вынужден извлекать у герцога Гиза обломок копья, застрявший в черепных костях позади ушной раковины, с помощью кузнечных клещей, так как обычными хирургическими инструментами этого сделать не удавалось. Ухватив клещами торчащий конец копья, Паре уперся в герцога ногой и с трудом вытащил обломок. «Хотя метод лечения был жесток, – писал он, – но раненый оказался вынослив и выздоровел». Если наконечник стрелы уходил глубоко в тело, иногда поступали так: несколько человек пригибали к земле молодое дерево и хирург привязывал к его верхушке торчащий из раны конец, затем дерево отпускали – и оно вырывало стрелу. Последствия такой операции бывали более тяжелыми, чем само ранение. Прибегали и к такому способу: с помощью рукоятки натягивали тетиву лука, прикрепляли к ней торчащий конец стрелы и, удерживая тело раненого, отпускали тетиву.
Конечно, с тех пор медицина добилась огромных успехов. Неоценимый вклад в ее развитие внесли замечательные русские ученые, врачи Пирогов, Сеченов, Бидлоо, Мечников, Склифосовский, Вишневский, Бурденко, Федоров и многие, многие другие. С работами некоторые из них мы познакомимся на наших уроках. Некоторые их исследований намного опередили время, и, к сожалению, не были поняты и приняты в нашей стране. В мае 1926 г., во время II Всероссийского съезда физиологов, на сцену вывезли столик, на котором лежала отделенная от туловища собачья голова. Она открывала и закрывала глаза, высовывала язык, реагировала на прикосновение и даже проглатывала кусочек колбасы. Это оказалось возможным благодаря использованию автожектора – аппарата искусственного кровообращения, впервые разработанного С.Брюхоненко. Но этот уникальный прибор, так необходимый во время операций, не нашел применения в СССР. Потом, спустя годы аппараты искусственного кровообращения, но уже созданные за рубежом, наша страна закупала за валюту. Драматична история создания уже в наши дни «голубой крови» – искусственного раствора, способного заменить кровь человека, о чем поведал в своей замечательной книге «Герои и злодеи российской науки» С.Э. Шноль.
Лучшие представители медицины работают с величайшей самоотверженностью и самоотдачей. При изучении методов борьбы с некоторыми заболеваниями они ставили на себе опасные для жизни эксперименты. Вот только несколько примеров.
– Немецкий врач Тауте взял кровь умирающего от
сонной болезни и впрыснул себе под кожу.
– Джемс Кэррол дал себя укусить комарам, которые
перед этим сосали кровь у смертельно больных
желтой лихорадкой, чтобы доказать, что эту
болезнь переносят комары.
– В октябре 1892 г. Петтенкофер выпил живые
холерные вибрионы, чтобы на себе проверить
действие предполагаемого возбудителя этой
страшной болезни. Этот же эксперимент провели на
себе Мечников и его сотрудник Жюпиль.
– В 1888 г. Н.Гамалея предложил использовать для
защиты от холеры умерщвленных возбудителей этой
болезни, убитые бациллы он испытал на себе.
– С.С. Андриевский, чтобы убедиться в
идентичности возбудителя сибирской язвы у
человека и животных, заразил себя этим
возбудителем.
Успехи современной медицины впечатляют. Многое из того, что сейчас делают врачи, совсем недавно казалось фантастикой. Вспомним хотя бы пересадку сердца! Подобная операция была впервые осуществлена в декабре 1967 г. Клодом Бернардом. А 2 декабря 1982 г. человеку было впервые имплантировано искусственное сердце! Да и сами операции на сердце стали довольно обычными.
Только фантасты могли себе раньше позволить описание людей, которым изменили внешность. Сейчас пластические операции по исправлению тех или иных дефектов лица стали делать во многих клиниках. В сказках можно было прочитать о том, как при помощи живой воды оживляли людей, приживляли отрубленные части тела. Сейчас не являются сенсацией сообщения о приживленных пальцах, кистях рук. Никого уже не удивляют операции на головном мозге. Операции по возвращению людям зрения поставлены знаменитым русским ученым С.Федоровым на поток, сравнимый с заводским конвейером. Благодаря достижениям медицины человечество уже забыло о целом ряде заболеваний, уничтожавших раньше целые народы! «Только выйдо-ша из города пять человек, город затвори-ша...». Так сказано в летописи об эпидемии чумы, постигшей Смоленск в 1387 г.
Мы еще не раз будем говорить на наших уроках о достижениях современной медицины. И сейчас врачи находятся на переднем крае борьбы за здоровье человека, за спасение человеческих жизней, за увеличение продолжительности жизни. Борьба продолжается!
Пройдет время, и кто-то из вас примет эстафету у лучших врачей нашей страны, встав на защиту здоровья и жизни человека! Ведь каждый человек по-своему уникален, интересен и бесценен. Нет денежного эквивалента человеческой жизни. Сохранением этой самой большой ценности на Земле занимается медицина. Но и от каждого из нас также в немалой степени зависят здоровье и жизнь нас самих и окружающих людей. А для этого нужны знания предмета, который мы с вами начинаем изучать.
Анатомия не только нужная, но и по-настоящему увлекательная наука!
3. Домашнее задание: §1 читать, §2 пересказывать, по §2 заполнить таблицу:
№ | Ученый | Годы жизни | Вклад в науку |