Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с нарушениями интеллектуального развития в условиях интегрированного обучения

Разделы: Школьная психологическая служба


Педагогическая интеграция предполагает совместную деятельность детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в условиях общеобразовательного учреждения. Теоретически обосновала форму полной интеграции ведущий специалист ИКП РАО Шевченко С. Г., выделив одним из условий — организацию психолого-педагогического сопровождения.
Представляемый мною опыт — опыт МБОУ СОШ х. Верхнеподпольный в рамках реализации экспериментальной деятельности по проблеме «Интегрированное обучение детей с нарушением интеллектуального развития в условиях общеобразовательного учреждения». Выбор этой темы не случаен. Начиная с 2004 года в нашей школе ведётся обучение детей с задержкой психического развития. В связи с тем, что количество детей с ЗПР не позволяет открыть для их обучения специальный класс, эти дети обучаются интегрировано в условиях массовых классов по специальным программам. В настоящее время в начальных классах школы обучаются 5 детей с ЗПР; в основной школе обучается 9 учащихся с ЗПР и 3 — с лёгкой умственной отсталостью. Обучение этой категории детей осуществляется в соответствии с рекомендациями районной психолого-медико-педагогической комиссии.
Тема важна не только для нашей школы, но и в целом для РО и РФ. По данным диспансеризации Южный федеральный округ имеет наиболее высокие показатели в РФ по уровню нервно-психических заболеваний у детей, а также по уровню врождённых аномалий. Одним из наиболее распространённых нарушений является нарушение интеллектуального развития. Такие дети нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания, ориентированных на учёт особенностей их развития, их познавательных возможностей и способствующих преодолению имеющихся нарушений интеллектуального развития.
Особенно остро эти вопросы встают в сельской школе. Удалённость от научных и методических центров, отсутствие в школе специалистов коррекционного профиля деятельности, недостаточность практических рекомендаций затрудняют осуществление психолого-педагогического сопровождения учащихся с нарушениями интеллектуального развития. В городских школах дети указанной категории могут получить помощь дефектолога, логопеда в различных специализированных учреждениях коррекционной направленности, имеющихся в микрорайоне. Это и объясняет востребованность данного опыта.
Ведущей идеей представляемого опыта является положение о том, что эффективность школьной и социальной адаптации учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях обучения в общеобразовательной сельской школе определяется согласованной деятельностью всего педагогического коллектива. При этом педагог-психолог выступает центральной фигурой в организации психолого-педагогического сопровождения, обеспечивая консультативную помощь по индивидуальному и дифференцированному подходу к ребёнку.
В своей работе опираюсь на научно-методологические исследования отечественных педагогов и психологов Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, Л. М. Шипициной, Н. Д. Шматко, А. В. Семенович. За теоретическую основу своей деятельности по психолого-педагогическому сопровождению учащихся с интеллектуальными нарушениями беру следующие положения:
— ранняя диагностика проблем ребёнка способствует более полноценной их коррекции;
— коррекция проблем наиболее эффективна на фоне успехов ребёнка в какой-либо сфере деятельности;
— коррекция проблем ребёнка предполагает одновременную коррекцию поведения семьи и педагогов, взаимодействие семьи и школы.
Психолого-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
Цель психолого-педагогического сопровождения ребёнка с интеллектуальными нарушениями в развитии — сохранение психического и социального благополучия учащихся во время учебно-воспитательного процесса; оказание различного вида психологической помощи детям, родителям, педагогическому коллективу школы (коррекционно-развивающей, консультативной).
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
1. Отслеживание особенностей психологического развития ребёнка.
2. Создание условий для полноценного развития учащихся в рамках их возрастных и индивидуальных возможностей.
3. Создание специальных условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, имеющим проблемы в развитии.
Опыт моей работы по оказанию психолого-педагогической помощи формировался в процессе реализации следующих этапов:
1) Диагностический, который предполагает определение особенностей психофизического развития учащихся, уровня познавательных способностей и потенциальных возможностей. Диагностируя личностное развитие ребёнка, я провожу целостное изучение личности, при этом, обращаю внимание на такие критерии, как степень депрессивности, уровень агрессивности и тревожности, акцентуации характера, что очень важно учитывать при планировании профилактической и психокоррекционной работы. Психологические особенности личности отслеживаются в динамике, поэтому на каждого ребёнка с интеллектуальными нарушениями веду карту психологического развития.
Результаты психологической диагностики обсуждаются на заседаниях ШПМПк, дополняют результаты педагогической и медицинской диагностики, что позволяет составить наиболее целостное представление о познавательных способностях, личностных особенностях каждого ребёнка с нарушениями интеллектуального развития. И на этой основе определяются его особые образовательные потребности.
Это дает возможность составлять индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребенка, выделив его сильные стороны, на которые можно опереться, а также подвести итоги мониторинга, определив эффективность проделанной работы.
В осуществлении диагностики сотрудничаю с основными социальными партнёрами: ЦДиК Аксайского района и научно-практическим центром «Диагностика, развитие, коррекция» ПИ ЮФУ
2) Коррекционно-развивающий, который дифференцируется по направлениям: психокоррекция основных психических процессов (память, внимание, мышление) и девиантного поведения учащихся.
Психологическая помощь учащимся с интеллектуальными нарушениями осуществляется мною на индивидуальных и групповых занятиях, которые направлены на включение ребёнка в систему социальных отношений, приобретение им навыков межличностного общения, формирования чувства адекватного восприятия окружающего мира. Содержание занятий позволяет мне активно использовать различные виды помощи (стимулирующую, организующую, обучающую). Организовывается и стимулируется деятельность ребёнка побуждающими вопросами, привлечением внимания к образцу, совместным формулированием правил, поощрением правильных действий. На детей с интеллектуальными нарушениями благоприятное влияние оказывает работа в группе. Прежде всего повышается мотивация. Ребёнок в группе может занять позицию педагога, контролирующего действия товарища или даже задающего ему программу. Я согласна с мнением А. В. Семенович: «Сама по себе постановка ребёнка „в центр“, приписывание ему роли командира,
лидера автоматически повышают степень его доминантности, а следовательно, уровень его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг»
Занятия строю таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. В структуру каждого группового занятия включаю следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, упражнения на расслабление, элементы дыхательной гимнастики, рефлексию прошедшего занятия, ритуал прощания. Основное содержание таких коррекционно-развивающих занятий составляют игры и упражнения, направленные на оптимизацию общения, способствующие целостному развитию и решению конкретных проблем каждого ребёнка в соответствии с индивидуальными программами развития.
В коррекционной работе сочетаю учебные и игровые формы, наглядность в зависимости от возраста детей, этапов работы по преодолению отклонений и с учетом их индивидуальных особенностей. Для повышения мотивации использую нетрадиционные методы: рисование, художественное слово, пальчиковую гимнастику, сказкотерапию, психогимнастику, кинезотерапию, элементы релаксационного тренинга, которые позволяют избежать быстрого утомления. Корекционно-развивающие занятия провожу по «Уроки психологического развития» Н. П. Локаловой.
На занятиях с детьми создаю атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика, положительного эмоционального настроя на работу в течение всего занятия, стараюсь создавать искреннее обучение и желание в деловом контакте. Все это повышает интерес, внимание, активность учащихся.
Важный момент в групповой форме работы — психопрофилактический, развитие адекватного отношения нормально-развивающихся ребят к проблемам учащегося с интеллектуальными нарушениями в развитии. В этом мне помогает технология О. В. Хухлаевой. Хочется отметить, что за всё это время мы не наблюдали ни одного случая агрессивного, недоброжелательного отношения к особым детям.
3) Считаю очень важной мою работу с педагогами, включёнными в психолого-педагогическое сопровождение, с целью обеспечения психологически грамотной организованной деятельности. С одной стороны, чтобы коллеги понимали образовательные потребности учащихся с интеллектуальными нарушениями в развитии. С другой стороны, компетентно строить взаимоотношения между учащимися в классе. Проведение постоянно действующего в школе научно-практического семинара, регулярные консультации учителей-предметников и классных руководителей — вот активные формы работы в этом направлении.
4) Значительным элементом психолого-педагогического сопровождения ребёнка с интеллектуальными нарушениями в развитии является работа с родителями в форме индивидуальных консультаций, в ходе которых решаю следующие задачи:
— информирование родителей о динамике коррекционно-развивающей работы, достижениях и успехах ребёнка;
— получение от родителей информации об особенностях поведения ребёнка дома, об его эмоциональном состоянии, об особенностях общения и взаимодействия с родителями;
— выработка в процессе совместного обсуждения с родителями оптимальной тактики взаимодействия и общения с ребёнком в семье.
Считаю достаточно эффективной формой повышения психолого-педагогической грамотности родителей — родительский всеобуч. Опыт моей работы в этом направлении свидетельствует о том, что просветительские материалы побуждают родителей чаще обращаться к психологу, видеть больше проблем и лучше их формулировать. На родительских собраниях и индивидуальных встречах с родителями предлагаю прислушаться к психологическим советам: как организовать рабочее место дома, как готовить домашние задания, как слушать ребёнка и другие.
В период с сентября 2009 г. психолого-педагогическим сопровождением было охвачено 32 учащихся с диагнозами различной сложности, такими как: умственная отсталость лёгкой степени, задержка психического развития органического генеза, минимальная мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания.
В результате диагностики у 60% учащихся с нарушениями интеллектуального развития зафиксированы стабильные показатели уровня развития основных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, а также эмоционально-волевых особенностей.
Положительная динамика отмечается у 40% детей. Это те учащиеся, которые на протяжении всего указанного периода находятся на психолого-педагогическом сопровождении. Способность к концентрации внимания, произвольной регуляции развились у 28% этих учащихся, объём и активность восприятия — у 36%, улучшилась способность к запоминанию — у 25%, а уровень мыслительной деятельности приблизился к возрастной норме у 29%.
В реализации потенциальных возможностей и благополучной социальной адаптации учащихся с нарушением в интеллектуальном развитии основополагающей является атмосфера доброжелательного внимания и поддержки. Ровное отношение к ребёнку, уверенность в возможности его успеха не должны зависеть от конкретных достижений, прилежания и поведения ребёнка. Даже при недостаточной успешности в обучении, обусловленной неподдающимися коррекции особенностями, ребёнок должен быть уверен, что как личность он принимается безусловно как в семье, так и в школьном коллективе. Коррекционно-развивающая работа с учащимися, проводимая в данном направлении, позволила вот уже на протяжении многих лет участвовать детям в районных конкурсе профессиональных навыков, «Конкурсе знаний» и «Прояви себя», в общешкольных и внеклассных мероприятиях, в кружках художественной самодеятельности при СДК.
Вышеизложенное позволило мне представить опыт организации коррекционно-развивающих занятий в классах интегрированного обучения детей с нарушениями интеллектуального развития на межрегиональной научно-практической конференции «Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» (октябрь 2008 г.), на МО педагогов-психологов Аксайского района в 2010 г., участвовать в работе районной творческой группы «Нормативно-правовое обеспечение интегрированного обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития», опубликовать статью «Создание комфортных условий при интегрированном обучении учащихся с интеллектуальными нарушениями в развитии» в методическом сборнике УО Аксайского района, ЦДиК Аксайского района «Организация интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья».
С 2006 г. являюсь руководителем ШМО учителей коррекционно-развивающего образования, которое в рамках районного фестиваля «Инновации в образовании — 2009» приняло участие в конкурсе «Лучшее методическое объединение года». За внедрение современных технологий и распространение инновационного опыта методической работы в условиях сетевого взаимодействия ШМО признано победителем районного фестиваля «Инновации в образовании — 2009».
Результат инновационной деятельности позволил оформить личное видение интегрированного обучения — это:
• обучение всех детей в одной обучающей среде с предоставлением им всей необходимой помощи в достижении успеха;
• удовлетворение потребностей каждого ребёнка;
• участие на равных всех детей во всех элементах учебной деятельности;
• содействие установлению дружеских отношений и возникновению социального взаимодействия между детьми с интеллектуальными нарушениями и нормально развивающимися детьми;
• воспитание всех детей в духе понимания и принятия различий между людьми.
В ходе экспериментальной деятельности мы столкнулись со стойкими трудностями, связанными с речевым недоразвитием, характерным для детей с ЗПР. У большинства детей этой категории имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность речи. Данные трудности затрудняют формирование универсальных учебных достижений (УУД). Это и побудило педагогический коллектив нашей школы с сентября 2012 г. начать исследовательскую деятельность по проблеме: «Формирование коммуникативной компетентности учащихся с нарушением интеллектуального развития в условиях интегрированного обучения (на примере сельской школы)». И мой инновационный опыт по психолого-педагогическому сопровождению будет дополнен ещё одним направлением
— содержание психолого-педагогического сопровождения учащегося с задержкой психического развития, обеспечивающего формирование коммуникативной компетентности.

Приложение 1