Педагогическая интеграция предполагает
совместную деятельность детей с отклонениями в
развитии и их нормально развивающихся
сверстников в условиях общеобразовательного
учреждения. Теоретически обосновала форму
полной интеграции ведущий специалист ИКП РАО
Шевченко С. Г., выделив одним из условий —
организацию психолого-педагогического
сопровождения.
Представляемый мною опыт — опыт МБОУ СОШ х.
Верхнеподпольный в рамках реализации
экспериментальной деятельности по проблеме
«Интегрированное обучение детей с нарушением
интеллектуального развития в условиях
общеобразовательного учреждения». Выбор этой
темы не случаен. Начиная с 2004 года в нашей школе
ведётся обучение детей с задержкой психического
развития. В связи с тем, что количество детей с
ЗПР не позволяет открыть для их обучения
специальный класс, эти дети обучаются
интегрировано в условиях массовых классов по
специальным программам. В настоящее время в
начальных классах школы обучаются 5 детей с ЗПР; в
основной школе обучается 9 учащихся с ЗПР и 3 — с
лёгкой умственной отсталостью. Обучение этой
категории детей осуществляется в соответствии с
рекомендациями районной
психолого-медико-педагогической комиссии.
Тема важна не только для нашей школы, но и в целом
для РО и РФ. По данным диспансеризации Южный
федеральный округ имеет наиболее высокие
показатели в РФ по уровню нервно-психических
заболеваний у детей, а также по уровню врождённых
аномалий. Одним из наиболее распространённых
нарушений является нарушение интеллектуального
развития. Такие дети нуждаются в специальных
условиях обучения и воспитания, ориентированных
на учёт особенностей их развития, их
познавательных возможностей и способствующих
преодолению имеющихся нарушений
интеллектуального развития.
Особенно остро эти вопросы встают в сельской
школе. Удалённость от научных и методических
центров, отсутствие в школе специалистов
коррекционного профиля деятельности,
недостаточность практических рекомендаций
затрудняют осуществление
психолого-педагогического сопровождения
учащихся с нарушениями интеллектуального
развития. В городских школах дети указанной
категории могут получить помощь дефектолога,
логопеда в различных специализированных
учреждениях коррекционной направленности,
имеющихся в микрорайоне. Это и объясняет
востребованность данного опыта.
Ведущей идеей представляемого опыта является
положение о том, что эффективность школьной и
социальной адаптации учащихся с
интеллектуальными нарушениями в условиях
обучения в общеобразовательной сельской школе
определяется согласованной деятельностью всего
педагогического коллектива. При этом
педагог-психолог выступает центральной фигурой
в организации психолого-педагогического
сопровождения, обеспечивая консультативную
помощь по индивидуальному и дифференцированному
подходу к ребёнку.
В своей работе опираюсь на
научно-методологические исследования
отечественных педагогов и психологов Н. Я.
Семаго, М. М. Семаго, Л. М. Шипициной, Н. Д. Шматко, А.
В. Семенович. За теоретическую основу своей
деятельности по психолого-педагогическому
сопровождению учащихся с интеллектуальными
нарушениями беру следующие положения:
— ранняя диагностика проблем ребёнка
способствует более полноценной их коррекции;
— коррекция проблем наиболее эффективна на фоне
успехов ребёнка в какой-либо сфере деятельности;
— коррекция проблем ребёнка предполагает
одновременную коррекцию поведения семьи и
педагогов, взаимодействие семьи и школы.
Психолого-педагогическое сопровождение
выступает как комплексная технология поддержки
и помощи ребёнку в решении задач развития,
обучения, воспитания и социализации.
Цель психолого-педагогического сопровождения
ребёнка с интеллектуальными нарушениями в
развитии — сохранение психического и
социального благополучия учащихся во время
учебно-воспитательного процесса; оказание
различного вида психологической помощи детям,
родителям, педагогическому коллективу школы
(коррекционно-развивающей, консультативной).
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
1. Отслеживание особенностей психологического
развития ребёнка.
2. Создание условий для полноценного развития
учащихся в рамках их возрастных и индивидуальных
возможностей.
3. Создание специальных условий для оказания
помощи детям, испытывающим трудности в обучении,
имеющим проблемы в развитии.
Опыт моей работы по оказанию
психолого-педагогической помощи формировался в
процессе реализации следующих этапов:
1) Диагностический, который предполагает
определение особенностей психофизического
развития учащихся, уровня познавательных
способностей и потенциальных возможностей.
Диагностируя личностное развитие ребёнка, я
провожу целостное изучение личности, при этом,
обращаю внимание на такие критерии, как степень
депрессивности, уровень агрессивности и
тревожности, акцентуации характера, что очень
важно учитывать при планировании
профилактической и психокоррекционной работы.
Психологические особенности личности
отслеживаются в динамике, поэтому на каждого
ребёнка с интеллектуальными нарушениями веду
карту психологического развития.
Результаты психологической диагностики
обсуждаются на заседаниях ШПМПк, дополняют
результаты педагогической и медицинской
диагностики, что позволяет составить наиболее
целостное представление о познавательных
способностях, личностных особенностях каждого
ребёнка с нарушениями интеллектуального
развития. И на этой основе определяются его
особые образовательные потребности.
Это дает возможность составлять индивидуальные
образовательные маршруты на каждого ребенка,
выделив его сильные стороны, на которые можно
опереться, а также подвести итоги мониторинга,
определив эффективность проделанной работы.
В осуществлении диагностики сотрудничаю с
основными социальными партнёрами: ЦДиК
Аксайского района и научно-практическим центром
«Диагностика, развитие, коррекция» ПИ ЮФУ
2) Коррекционно-развивающий, который
дифференцируется по направлениям:
психокоррекция основных психических процессов
(память, внимание, мышление) и девиантного
поведения учащихся.
Психологическая помощь учащимся с
интеллектуальными нарушениями осуществляется
мною на индивидуальных и групповых занятиях,
которые направлены на включение ребёнка в
систему социальных отношений, приобретение им
навыков межличностного общения, формирования
чувства адекватного восприятия окружающего
мира. Содержание занятий позволяет мне активно
использовать различные виды помощи
(стимулирующую, организующую, обучающую).
Организовывается и стимулируется деятельность
ребёнка побуждающими вопросами, привлечением
внимания к образцу, совместным формулированием
правил, поощрением правильных действий. На детей
с интеллектуальными нарушениями благоприятное
влияние оказывает работа в группе. Прежде всего
повышается мотивация. Ребёнок в группе может
занять позицию педагога, контролирующего
действия товарища или даже задающего ему
программу. Я согласна с мнением А. В. Семенович:
«Сама по себе постановка ребёнка „в центр“,
приписывание ему роли командира,
лидера автоматически повышают степень его
доминантности, а следовательно, уровень его
произвольной саморегуляции, программирования и
контроля над собой и происходящим вокруг»
Занятия строю таким образом, что один вид
деятельности сменяется другим. В структуру
каждого группового занятия включаю следующие
элементы: ритуал приветствия, разминка,
упражнения на расслабление, элементы
дыхательной гимнастики, рефлексию прошедшего
занятия, ритуал прощания. Основное содержание
таких коррекционно-развивающих занятий
составляют игры и упражнения, направленные на
оптимизацию общения, способствующие целостному
развитию и решению конкретных проблем каждого
ребёнка в соответствии с индивидуальными
программами развития.
В коррекционной работе сочетаю учебные и игровые
формы, наглядность в зависимости от возраста
детей, этапов работы по преодолению отклонений и
с учетом их индивидуальных особенностей. Для
повышения мотивации использую нетрадиционные
методы: рисование, художественное слово,
пальчиковую гимнастику, сказкотерапию,
психогимнастику, кинезотерапию, элементы
релаксационного тренинга, которые позволяют
избежать быстрого утомления.
Корекционно-развивающие занятия провожу по
«Уроки психологического развития» Н. П.
Локаловой.
На занятиях с детьми создаю атмосферу
доброжелательности, сотрудничества,
заинтересованности каждого ученика,
положительного эмоционального настроя на работу
в течение всего занятия, стараюсь создавать
искреннее обучение и желание в деловом контакте.
Все это повышает интерес, внимание, активность
учащихся.
Важный момент в групповой форме работы —
психопрофилактический, развитие адекватного
отношения нормально-развивающихся ребят к
проблемам учащегося с интеллектуальными
нарушениями в развитии. В этом мне помогает
технология О. В. Хухлаевой. Хочется отметить, что
за всё это время мы не наблюдали ни одного случая
агрессивного, недоброжелательного отношения к
особым детям.
3) Считаю очень важной мою работу с педагогами,
включёнными в психолого-педагогическое
сопровождение, с целью обеспечения
психологически грамотной организованной
деятельности. С одной стороны, чтобы коллеги
понимали образовательные потребности учащихся с
интеллектуальными нарушениями в развитии. С
другой стороны, компетентно строить
взаимоотношения между учащимися в классе.
Проведение постоянно действующего в школе
научно-практического семинара, регулярные
консультации учителей-предметников и классных
руководителей — вот активные формы работы в этом
направлении.
4) Значительным элементом
психолого-педагогического сопровождения
ребёнка с интеллектуальными нарушениями в
развитии является работа с родителями в форме
индивидуальных консультаций, в ходе которых
решаю следующие задачи:
— информирование родителей о динамике
коррекционно-развивающей работы, достижениях и
успехах ребёнка;
— получение от родителей информации об
особенностях поведения ребёнка дома, об его
эмоциональном состоянии, об особенностях
общения и взаимодействия с родителями;
— выработка в процессе совместного обсуждения с
родителями оптимальной тактики взаимодействия и
общения с ребёнком в семье.
Считаю достаточно эффективной формой повышения
психолого-педагогической грамотности родителей
— родительский всеобуч. Опыт моей работы в этом
направлении свидетельствует о том, что
просветительские материалы побуждают родителей
чаще обращаться к психологу, видеть больше
проблем и лучше их формулировать. На
родительских собраниях и индивидуальных
встречах с родителями предлагаю прислушаться к
психологическим советам: как организовать
рабочее место дома, как готовить домашние
задания, как слушать ребёнка и другие.
В период с сентября 2009 г.
психолого-педагогическим сопровождением было
охвачено 32 учащихся с диагнозами различной
сложности, такими как: умственная отсталость
лёгкой степени, задержка психического развития
органического генеза, минимальная мозговая
дисфункция, синдром дефицита внимания.
В результате диагностики у 60% учащихся с
нарушениями интеллектуального развития
зафиксированы стабильные показатели уровня
развития основных психических процессов:
внимания, восприятия, памяти, мышления, а также
эмоционально-волевых особенностей.
Положительная динамика отмечается у 40% детей. Это
те учащиеся, которые на протяжении всего
указанного периода находятся на
психолого-педагогическом сопровождении.
Способность к концентрации внимания,
произвольной регуляции развились у 28% этих
учащихся, объём и активность восприятия — у 36%,
улучшилась способность к запоминанию — у 25%, а
уровень мыслительной деятельности приблизился к
возрастной норме у 29%.
В реализации потенциальных возможностей и
благополучной социальной адаптации учащихся с
нарушением в интеллектуальном развитии
основополагающей является атмосфера
доброжелательного внимания и поддержки. Ровное
отношение к ребёнку, уверенность в возможности
его успеха не должны зависеть от конкретных
достижений, прилежания и поведения ребёнка. Даже
при недостаточной успешности в обучении,
обусловленной неподдающимися коррекции
особенностями, ребёнок должен быть уверен, что
как личность он принимается безусловно как в
семье, так и в школьном коллективе.
Коррекционно-развивающая работа с учащимися,
проводимая в данном направлении, позволила вот
уже на протяжении многих лет участвовать детям в
районных конкурсе профессиональных навыков,
«Конкурсе знаний» и «Прояви себя», в
общешкольных и внеклассных мероприятиях, в
кружках художественной самодеятельности при
СДК.
Вышеизложенное позволило мне представить опыт
организации коррекционно-развивающих занятий в
классах интегрированного обучения детей с
нарушениями интеллектуального развития на
межрегиональной научно-практической
конференции «Интегрированное обучение детей с
ограниченными возможностями здоровья» (октябрь
2008 г.), на МО педагогов-психологов Аксайского
района в 2010 г., участвовать в работе районной
творческой группы «Нормативно-правовое
обеспечение интегрированного обучения учащихся
с нарушениями интеллектуального развития»,
опубликовать статью «Создание комфортных
условий при интегрированном обучении учащихся с
интеллектуальными нарушениями в развитии» в
методическом сборнике УО Аксайского района, ЦДиК
Аксайского района «Организация
интегрированного обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья».
С 2006 г. являюсь руководителем ШМО учителей
коррекционно-развивающего образования, которое
в рамках районного фестиваля «Инновации в
образовании — 2009» приняло участие в конкурсе
«Лучшее методическое объединение года». За
внедрение современных технологий и
распространение инновационного опыта
методической работы в условиях сетевого
взаимодействия ШМО признано победителем
районного фестиваля «Инновации в образовании —
2009».
Результат инновационной деятельности позволил
оформить личное видение интегрированного
обучения — это:
• обучение всех детей в одной обучающей среде с
предоставлением им всей необходимой помощи в
достижении успеха;
• удовлетворение потребностей каждого ребёнка;
• участие на равных всех детей во всех элементах
учебной деятельности;
• содействие установлению дружеских отношений и
возникновению социального взаимодействия между
детьми с интеллектуальными нарушениями и
нормально развивающимися детьми;
• воспитание всех детей в духе понимания и
принятия различий между людьми.
В ходе экспериментальной деятельности мы
столкнулись со стойкими трудностями, связанными
с речевым недоразвитием, характерным для детей с
ЗПР. У большинства детей этой категории имеются
нарушения как импрессивной, так и экспрессивной
речи, нарушения устной и письменной речи,
неполноценность речи. Данные трудности
затрудняют формирование универсальных учебных
достижений (УУД). Это и побудило педагогический
коллектив нашей школы с сентября 2012 г. начать
исследовательскую деятельность по проблеме:
«Формирование коммуникативной компетентности
учащихся с нарушением интеллектуального
развития в условиях интегрированного обучения
(на примере сельской школы)». И мой инновационный
опыт по психолого-педагогическому сопровождению
будет дополнен ещё одним направлением
— содержание психолого-педагогического
сопровождения учащегося с задержкой
психического развития, обеспечивающего
формирование коммуникативной компетентности.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с нарушениями интеллектуального развития в условиях интегрированного обучения
- Сковородникова Елена Леонидовна, учитель начальных классов
Разделы: Школьная психологическая служба