Министерством образования и науки РФ 2011 год определен как год перехода средних профессиональных учебных заведений на новое поколение стандартов – Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Концептуальной основой ФГОС СПО является компетентностно-модульный подход, который предполагает ориентацию на формирование ключевых компетенций выпускника – основы его профессиональной мобильности. Профессиональная мобильность и есть тот основной механизм, который призван обеспечить социальную защиту молодежи в условиях рыночной экономики.
Профессиональная мобильность – способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность профессиональной деятельности.
Как показывает анализ развития отечественного и зарубежного высшего образования в исторической ретроспективе, одним из важнейших условий подготовки мобильных специалистов является интеграция в процессе обучения в ссузе двух видов деятельности – научной и образовательной.
По-новому звучит эта проблема в настоящее время, в период становления информационного общества. Доказательством этого могут служить следующие особенности сегодняшнего времени:
– ассимиляция научных знаний в обществе –
научные достижения вошли в повседневную и
обыденную жизнь;
– экспансия науки в профессии – наука и научные
методы породили не только принципиально новые
области профессиональной деятельности, но и
стали неотъемлемой частью многих традиционных
специальностей;
– вхождение научной деятельности в качестве
«функциональной обязанности» рядовых
специалистов во многих профессиях;
– невозможность эффективного карьерного роста
без использования научно-эвристических методов
обработки информации и принятия профессионально
важных решений;
– омолаживание профессий, ассоциированных с
наукой – возрастает количество очень молодых
людей в ряде профессиональных областей,
связанных с научными достижениями и др.
Следовательно, овладение опытом исследовательской деятельности для современного специалиста означает развитие «…способностей, позволяющих легко приспособиться к окружающей среде, воспользоваться её выгодами и преимуществами и устроить себе комфортную и обеспеченную жизнь» [9, с. 16].
Занятия наукой не только помогают овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт, но и содействуют формированию основных компонентов готовности будущих специалистов к профессиональной мобильности. Проведённые исследования Нужновой С.В. и Дегтяревой Н.А., показали, что студенты, которые активно занимались научно-исследовательской деятельностью в процессе обучения в вузе, творчески подходят к выполнению своих профессиональных функций; обладают способностью к самостоятельному освоению знаний; у них выше уровень психологической готовности не только к профессиональной деятельности, но и к овладению новыми специальностями. Не случайно, научно-исследовательские компетенции, лежащие в основе познания окружающего мира, исследования его объектов, явлений и процессов, входят в число ключевых компетенций, которые особенно актуальны в ситуации множественного выбора, динамики перемен, многочисленных проблем свойственных современной действительности [3; 6; 7]. Они рассматриваются как важнейшие способности человека к самостоятельному познанию, к разрешению проблем, к оптимальному выбору стратегий поведения и деятельности.
Научно-исследовательская деятельность (научное творчество) является основной разновидностью творческой деятельности. Её суть и смысл состоит в создании и постоянном совершенствовании теоретической модели объективной реальности.
Способность к научному творчеству, составляющая важную сторону любой деятельности, свойственна человеку вообще, хотя отдельные люди одарены ею в разной степени. Эти способности можно и нужно развивать каждому. Однако научное творчество в полном смысле этого слова – особый вид деятельности, направленный на совершенствование научного знания, т.е. на совершенствование теоретической модели реальности. Для того чтобы стать творцом в науке, развитию этих способностей необходимо посвятить всю жизнь. Однако базовыми компонентами научной деятельности должен овладеть каждый, что бы стать «творцом» своей жизни.
Для обеспечения системного решения проблем планирования, организации и стимулирования научно-исследовательской деятельности студентов необходимо, прежде всего, выделить ее основные виды. В зависимости от содержания и порядка осуществления все многообразие занятий, работ и мероприятий НИРС по их отношению к учебному процессу освоения образовательных программ СПО может быть классифицировано по следующим основным видам:
1. Научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс, которая предусматривает следующие организационные формы:
– выполнение индивидуальных заданий
(рефератов), лабораторных работ, курсовых и
дипломных работ, содержащих элементы научных
исследований;
– выполнение конкретных нетиповых заданий
научно-исследовательского характера в период
производственной практики;
– изучение теоретических основ методики,
организации и выполнения научных исследований,
планирования и организации научного
эксперимента, обработки научных данных, основ
научно-технической информации, изобретательства
и т.д.
2. Научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс.
3. Научно-исследовательская работа, параллельная учебному процессу.
Научно-исследовательская работа, в Нижневартовском нефтяном техникуме, выполняемая во внеурочное время, организуется в форме студенческих научных кружков.
Научно-исследовательский кружок – это добровольное объединение студентов. Занятия проходят на факультативной основе. Для того чтобы привлечь новых студентов в состав кружка, руководитель пытается заинтересовать обучающихся, рассказывает о работе кружка, демонстрирует результаты, достигнутые членами кружка прошлых лет: фотографии, слайды, альбомы, рефераты, стенды, изготовленные руками студентов, лучшие студенческие исследовательские работы и награды.
В кружок принимаются все желающие студенты I-IV курсов всех специальностей, однако после прохождения периода адаптации остаются не все, а только творчески мыслящие, желающие заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью студенты.
Перед руководителем кружка стоит ряд задач:
- расширение знаний по изучаемым дисциплинам;
- развитие творческого потенциала студентов с использованием современных методов обучения;
- реализация личностно-ориентированного подхода к обучению;
- повышение качества обученности по изучаемой дисциплине;
- развитие у студентов желания заниматься учебно- и научно-исследовательской работой;
- организация досуговой деятельности и сплочение студенческого коллектива.
Студенческая научная работа строится на следующих принципах:
- добровольность участия студента в научно-исследовательской работе;
- субъет-субъектные отношения между преподавателями и студентами;
- свободный выбор темы исследования и творческой группы;
- профессиональная направленность научно-исследовательской работы;
- возможность участия в различных всероссийских и международных проектах;
- возможность участия в различных конференциях по теме исследования;
- возможность публикации результатов научно-исследовательской работы.
Кружок работает по плану, который согласован
методистом техникума и утверждён заместителем
директора по учебной работе. Руководитель кружка
планирует различные виды деятельности, учитывая
индивидуальные особенности, способности,
базовый уровень и желание студентов. На
заседаниях кружка проводятся семинары,
организуются диспуты, заседания «круглых
столов».
Научно-исследовательская работа студентов
завершается обязательным представлением отчета,
сообщением на заседании кружка, конференции,
написанием курсовой работы и т.д.
Студенческие научные работы по рекомендации
кафедр докладываются на проводимых ежегодно в
апреле студенческих внутритехникумовских
конференциях. Лучшие студенческие работы
направляются на городские, региональные и
всероссийские конкурсы.
Литература:
1. Балюк, В.А. Учебно-исследовательская и
научно-исследовательская работа студентов как
фактор развития познавательной
самостоятельности В.А. Балюк, Е.Ф. Мосина //
Развитие познавательной самостоятельности и
активности учащихся и студентов. – Саратов:
Изд-во СГУ, 1979. – С. 74-87.
2. Гальперин, П.Я. Введение в психологию
[Текст] / П.Я. Гальперин. – М.: МГУ, 1976. – 150 с.
3. Запрудский Н.И. Экспериментальные
исследования учащихся: актуальность, проблемы и
поиск решений [Текст] / Н.И. Запрудский // Фізіка:
праблемы выкладання, 2005. – № 2. – С. 25 – 28 // http://cademy.edu.by/details
/personnels/zaprudsky/publ/1
4. Капица, П.Л. Эксперимент – теория –
практика [Текст] / П.Л. Капица. – М.: Наука, 1981. – 496
с.
5. Клейман, И.С. Развитие научного творчества
студентов в процессе профессионально
направленной целевой фундаментальной
подготовки [Текст] / И.С. Клейман, Л.Н. Ладейщикова,
Ю.И. Кяшин, В.В. Тиунов // Развитие творческой
активности студентов в учебной,
научноисследовательской и
социально-политической деятельности. Сборник
научных трудов. – М.: МГУ, 1990. – С. 98-107.
6. Котлярова, И.О. Системное представление об
исследовании учебное пособие / И.О. Котлярова, Г.Н.
Сериков. – Челябинск: ЧГТУ, 1996. – 81 с.
7. Леднев, В.С. Научное образование: развитие
способностей к научному творчеству [Текст] / В.С.
Леднев. – М.: МГАУ, 2002 – 120 с.
8. Немцов, А.А. Целеполагание как творчество
(некоторые традиционные психологические подходы
к изучению творческой личности) [Текст] / А.А.
Немцов // Педагогика. – 2002. – №4. – С.15-21.
9. Осиянова, О.М. Самостоятельная работа
студентов как условие развития
исследовательских умений [Электронный ресурс] /
О.М. Осиянова, О.В. Андрюшина // www.orenport.ru/docs/281/work_stud/Members.