Подготовка к сжатому изложению в экзаменационной работе ГИА

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Образовательные:

  • подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА;
  • совершенствование навыков анализа исходного текста: формировать умение выделять главную и второстепенную информацию в тексте, определять микротемы, сжимать текст разными способами и делать пересказ текста, не искажающий содержания и не нарушающий логики исходного текста;
  • формирование умения анализировать текст публицистического стиля;

Развивающие:

  • развитие аналитических способностей обучающихся: умения воспринимать и обрабатывать информацию; излагать информацию кратко и связно;
  • развитие творческих способностей личности учащихся и активизация их мыслительной деятельности через использование элементов технологии критического мышления;
  • развитие умения строить монологическое высказывание на публицистическую тему.

Воспитательные:

  • способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей;
  • воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Методы: проблемно-поисковый

Вид урока: практикум

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Технология: Развитие критического мышления

Оборудование: текст Д.С. Лихачева ,памятка “Публицистический стиль речи”

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Стадия вызова (действия учителя: провоцирует учащихся на размышление, задавая проблемный вопрос и создавая ситуацию актуализации опыта ученика; пробуждает интерес и мотивацию к обсуждению текста; действия учащихся: отвечают на проблемный вопрос, формулируют первые гипотезы) .

Целевая установка:

- Добрый день, ребята. Сегодня у нас очень актуальный урок: подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Мы будем совершенствовать навык анализа исходного текста; формировать умение выделять главную и второстепенную информацию в тексте, сжимать текст разными способами и делать пересказ текста, не искажающий содержания и не нарушающий логики исходного текста.

В тексте, с которым мы будем работать, поставлены достаточно серьезные и актуальные проблемы, связанные с жизнью человека.

Прежде чем мы прочитаем текст, я предлагаю вам записать следующие вопросы: Что такое цель жизни? Необходимо ли иметь цель в жизни ? Согласны вы с тем, что это проблемный вопрос? Думаю, что каждый из вас когда-нибудь задумывался над этим.

Я вам предлагаю в течение нескольких минут подумать и ответить на данный вопрос.

Даю вам в помощь информацию к размышлению (на доске, в тетрадь переписывать не надо): цитаты известных людей.

Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят.(Николай Миклухо-Маклай)

Начальная цель человека — быть человеком. Конечная цель человека — быть человеком, и на каждом этапе развития человеческой цели она остается одной — быть человеком. (Фазиль Искандер)

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.(Аристотель)

- Выслушиваются и обсуждаются ответы учащихся.

- Чтобы лучше понять текст, определим лексическое значение слова “цель”(предмет стремления , то, что надо, желательно осуществить).

В тетрадях учащиеся по итогам обсуждения составляют ассоциативный ряд к слову цель.

Работа по составлению кластера: В середине напишите главное понятие “Цели жизни”, далее запишите те слова или сочетания слов, которые дадут представления о том, какие для вас цели главные в жизни.

Анализ получившихся кластеров.

Стадия осмысления (действия учителя: предлагает опорный текст по теме, организует процесс чтения, обсуждения и анализа; действия учащихся: включаются в процесс чтения и обсуждения; анализируют, выделяют главное и второстепенное в информации и т.д).

Вы убедились, что ответить на этот достаточно легкий на первый взгляд вопрос было не очень просто. И сегодня поможет нам понять ответ на этот вопрос одно из писем, написанное Д.С. Лихачевым.

Вспомните, что вы знаете о Д.С.Лихачеве (учащиеся рассказывают о том, чему посвятил свою жизнь Д.С.Лихачев и о его “Письмах о добром и прекрасном”, в которых он делится с читателями размышлениями о том, что ему видится самым важным: о совести, справедливости, дружбе, культуре, о смысле жизни).

Учитель: каждое письмо ученого – желание привлечь внимание к духовным ценностям жизни, к “доброму и прекрасному”.Сегодня мы будем готовиться к написанию изложения ,работая с текстом, составленном по одному из писем Лихачева (Письмо шестое “ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА”).

Чтение и анализ текста.

Выразительное чтение текста ( текст есть у каждого обучающегося, абзацы не выделены).

См. приложение 1.

- Какова, на ваш взгляд, проблематика исходного текста?

- Выделим основную проблему.(Какую цель в жизни человека можно считать настоящей?). Эту проблему можно отнести к философским, т.к. Лихачев рассуждает о смысле жизни, а также и к социальным, ведь речь идёт об отношениях человека с другими людьми.

- Определите тип текста (рассуждение)

- Какова структура текстов-рассуждений?(Тезис-доказательство-вывод)

- Чтобы правильно понять рассуждение, нужно уметь видеть его структуру: различать тезисы и аргументы, видеть логические переходы от одной мысли к другой. Докажите, что данный текст выстроен именно как текст – рассуждение (учащиеся определяют тезис данного текста (прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель), приводят доказательства из текста(рассуждения автора о делах ради личной выгоды и о добрых делах, идущих от сердца) и делают вывод(цель жизни должна быть шире, чем личные интересы, и основываться на доброте к людям).

- Определите стиль речи.

- Давайте докажем, что данный текст представляет собой образец публицистического стиля (у обучающихся есть памятка “Основные особенности публицистического стиля”).

  • Какова цель (задача) текстов данного стиля? Передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя. Над важным вопросом рассуждает автор? К чему призывает Д.С. Лихачев?
  • Какова может быть сфера употребления данного текста?
  • Какие стилевые черты присущи этому тексту?

- После того как мы проанализировали содержание текста и поняли основную мысль Д.С.Лихачева, давайте разделим текст на абзацы. (Обучающиеся работают в парах, выделяют 3 абзаца и объясняют, почему именно так разделили текст на абзацы.)

- В каждом абзаце выделим главную информацию. Подчеркните предложения или те части предложений, в которых заключена главная мысль каждого из абзацев.

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку.

Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.(По Д.С. Лихачёву) 172 слова

- Давайте попробуем сформулировать все важные для восприятия текста микротемы.

Работаем с 1 абзацем. Попробуем соединить в одно предложение те слова, которые мы выделили в 1 абзаце. Используем приемы сжатия текста: обобщение частной и исключение второстепенной информации.

- Обобщаем информацию, заключающуюся в предложении: “Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека”.

Учащиеся предлагают варианты: живет для других, помогает людям.

- Исключаем второстепенную информацию (“Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку”).

- Сформулируем и запишем микротему 1 абзаца: прожить достойно и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в помощи людям.

- Объясните постановку знака препинания.

- Определите вид сложного предложения.

- Выделите грамматическую основу в придаточной части.

- Какой частью речи является слово “которая”?Аргументируйте свой ответ.

Работаем со 2 абзацем.

- Выделим слова, при помощи которых автор описывает то, что человек делает лично для себя.

Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

- Замените эти слова обобщающими словами ( учащиеся предлагают варианты: личная выгода, личные приобретения, материальные блага и т.д).

- Какое чувство испытывает человек, когда теряет все это? (Огорчение.)

- Может ли человек, делающий добрые дела, испытывать чувство огорчения?(Нет, только радость.)

-При каком условии он будет испытывать эту радость? (Если желание делать добро является внутренней потребностью человека.)

- Сформулируем и запишем микротему 2 абзаца: личная выгода не даст человеку столько радости, сколько принесут добрые дела для других людей, совершённые от всего сердца.

- Объясните постановку знаков препинания.

- Определите вид сложного предложения.

- Какими частями речи являются слова “столько”, “сколько”?Аргументируйте свой ответ.

Работаем с 3 абзацем.

- Исключите второстепенную информацию из абзаца

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

- Выразите основную мысль абзаца при помощи сложного предложения: поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям. Это и будет являться последней микротемой текста.

- Перескажите сжато текст, не искажая содержание и не нарушая логики текста.

Стадия рефлексии (действия учителя: управляет подведением итогов, ставит новые вопросы и задачи на будущее; действия учеников: подводят итоги, оценивают свою работу)

- Вернемся к вопросу, который мы поставили в начале урока: Что такое цель жизни? Необходимо ли иметь цель в жизни ?

- На чем должна основываться, по мнению Д.С.Лихачева, цель? Согласны ли вы с ним?

Как вы считаете, актуальны ли в наше время размышления автора?

- Можем ли мы назвать эту проблему вечной?

- Какие особенности текстов-рассуждений надо учитывать при написании сжатого изложения?

- Какие приемы сжатия мы использовали сегодня на уроке?

Выставление отметок за урок.

Домашнее задание:

1) продолжить работу с кластером и дописать те слова или сочетания слов, которые помогут вас с учетом анализа текста Д.С.Лихачева более точно определить, какие для вас цели главные в жизни;

2) написать сочинение-миниатюру по теме “Для меня самые главные цели в жизни – это…


Приложение 1

Текст для учащихся

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку. Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы. Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.(По Д.С. Лихачёву) 172 слова


Приложение 2

Основные особенности публицистического стиля.

1. Сфера употребления публицистического стиля :общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется
в газетах, журналах.

2. Цель речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

3. Стилевые черты: образность, достоверность, логичность, эмоциональность, оценочность, обоснованность, конкретность, призывность, точность фактов, страстность, общедоступность.

4. Жанры публицистики:статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступлении по радио, телевидению, на собрании, доклад.

5. Языковые средства:

а) общественно-политическая лексика; использование лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, психологии и др.

б) эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном значении;

в) побудительные и вопросительные предложения;

г) риторические вопросы;

д) распространенные обращения;

е) вводные слова, причастные и деепричастные обороты, использование осложнённых предложений, сложные синтаксические конструкции, частое использование глаголов-сказуемых в форме повелительного наклонения, возвратных глаголов;

ж) использование существительных родительного падежа в роли несогласованного определения (голос мира);

з) цитаты;

и) разговорные и просторечные слова;

к) языковые средства юмора, сатиры, иронии;

л) пословицы, поговорки.