Цель: развитие качеств настоящего друга и умения дорожить дружбой.
Задачи:
- формировать нравственные качества обучающихся: умения дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;
- воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу;
- развивать умение работать в группе;
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
- Ребята, мы встали с вами в круг.
- А как вы думаете почему? (ответы детей)
На Руси круг очень часто встречается в народной традиции. Например, блины на Масленицу, хороводы, кольца на свадьбу - везде встречается круг. Круг- это символ солнца, тепла, единства (прикрепить солнце). От солнечного тепла оживает природа, распускаются цветы.
(Песня “Улыбка”)
- Я предлагаю каждому выбрать цветок, возьмитесь за руки и потянитесь к солнцу.
- У нас получилась разноцветная поляна. Опустите ручки.
И.Мазнин “Давайте дружить”.
Давайте будем
Дружить друг с другом
Как птица - с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
А теперь я вам предлагаю пройти и сесть на ту полянку, какого цвета ваш цветок
II. Основной этап.
(Звучит музыка, рассказывается сказка.)
1. Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет...
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник, – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...
- Твоя правда, – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
- А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).
- Сегодня мы будем говорить об этом:
- Наш классный час называется “С детства дружбой дорожи”. Постараемся ответить на такие вопросы:
- Что такое дружба?
- Каким должен быть друг?
- Что значит дружить?
Построим с вами дом Дружбы.
2. - Какое прекрасное слово – “дружба”!
- Произнесите его. Что вам вспоминается? Подумайте, а ребята, сидящие на красной полянке, найдут толкование данного слова в словаре Ожегова. (Выслушиваются ответы детей).
Слайд мальчик с девочкой
- Вот такое объяснение дано слову “дружба” в словаре Ожегова.
Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (Ожегов)
- А у вас есть друзья?
- Как зовут твоего друга?
- А почему ты с ним дружишь?
3. Работа в группах
- На ваших полянках лежат листочки с заданием.
- зеленая и желтая - дружно обсуждают предложенные ситуации,
- красная - Закончить по данному началу пословицы о дружбе,
- синяя - подбирает синонимы к слову “дружба”
Найдите в словаре значение слова ДРУГ
(Включается фонограмма)
Проверка заданий.
(Предложенные ситуации)
Прочитайте, поразмышляйте и ответьте на вопрос.
В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне звонит мой друг Олег и просит помочь ему разобраться с заданием по математике. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Как бы вы поступили на моем месте?
(Слушаются высказывания детей)
- А теперь послушайте, как поступил мальчик
- Я не мог поступить иначе, ведь Олег - мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне, Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не ему, а мне была нужна его помощь, то он, тоже не задумываясь, помог бы мне.
- Охарактеризуйте этого мальчика. (Преданный, ответственный, терпеливый, отзывчивый, верный).
- Прочитайте, поразмышляйте и ответьте на вопрос.
Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.
- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые...
Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала ....
- Что сказала мама?
- Послушайте ответ мамы.
- Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже...
- Я? – удивилась Соня, – но ведь тройку получила не я!
- Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!
ВОПРОСЫ:
- За что мама осудила Соню?
- Что бы вы сказали Соне?
- Как ей надо было поступить?
4. Практическая работа. (Песня “Дружба раз, два”)
- Возьмите цветочки и напишите на каждом лепестке качества, которыми должен обладать настоящий друг.
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Прикрепите свои цветы на нашу цветочную поляну.
Вывод: - Какими качествами характера должен обладать настоящий друг?
Добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, терпеливый, доверчивый, веселый, бескорыстный, трудолюбивый, правдивый, справедливый.
- Кого называют другом?
- Ребята, сидящие на синей полянке, уже нашли значение данного слова. Послушайте.
Друг —
1. Человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
- Друзья - это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведёт, способен поддержать, посочувствовать.
- Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться?
- По каким причинам?
2. Проверка составленных пословиц, обсуждение.
- Старый друг лучше новых двух.
- Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.
- Будь с другом и в горе, и в радости.
- Дерево сильно корнями, а человек – друзьями.
3. А теперь требуется совет вашему сверстнику.
Послушайте.
- Я предал друга, отвернулся от него в самый трудный момент его жизни, не помог, бросил. Увы, страх за свою безопасность оказался сильнее дружбы. Теперь горько раскаиваюсь и сожалею о случившемся.
- Что делать нашему герою? (Если он настоящий друг, он всегда простит)
- Прочитайте стихотворение
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти
вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желание исполнится.
- Вы согласны с автором слов? (ответы детей)
Для того чтобы дружбу сберечь на долгие годы, мы с вами создадим законы, которые помогут вам построить отношения с другом.
- Посоветуйтесь друг с другом и запишите на листочках правило, которое вы считаете главным в дружбе. (Звучит музыка)
(Один ребенок выходит и зачитывает правило, составляется макет дома)
Но вот дом дружбы готов.
Согласитесь. Получился
Хороший дом, большущий дом
На все четыре стороны,
И заживут ребята в нем
Удобно и просторно!
(Прикрепляется к дому фото класса)
- Ребята! Оказывается, ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены законы дружбы.
- Давайте прочитаем их.
- Как вы думаете какого закона не хватает? (Не предавай друга)
Законы дружбы
- Помогай другу в беде.
- Умей с другом разделить радость.
- Не смейся над недостатками друга.
- Останови друга, если он делает что-то плохое.
- Умей принять помощь, совет.
- Не обманывай друга.
- Не предавай друга.
- Относись к другу как к себе.
- Умей признавать свои ошибки.
- Всегда выполняй свои обещания
- Какие из этих законов ты уже выполняешь?
- А каким законам тебе нужно научиться?
5. Подведение итогов
Что такое дружба?
Каким должен быть друг?
Что значит дружить?
- Молодцы! Справились со всеми заданиями.
- Если вы будете соблюдать эти законы, будете радоваться успехам других людей, не будете стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь
6. Релаксация
- А теперь я попрошу вас тихонько встать в круг.
- У меня в руках свеча. Символом чего она может быть? (Ответы)
Свеча – это символ света, домашнего очага, разума, человеческого тепла, знаний, символ вечной мысли. Зажжем свечу, пусть ее огонь дарит тепло вашему дружному классу. И чтобы в ваших взаимоотношениях не было ссор, непонимания, зависти и предательства.
7. Вот и подошел к концу наш классный час.
- Давайте скажем друг другу слова любимого героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: “Ребята, давайте жить дружно!”
Я верю, эту дружбу вы пронесете через всю школьную жизнь!
8. Спасибо всем, кто сегодня с хорошим настроением, добрыми пожеланиями, дружными улыбками присутствовал у нас на внеклассном мероприятии. В знак моей благодарности дарю эти закладки.