Классный час на тему "С детства дружбой дорожи". 4-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 4


Цель: развитие качеств настоящего друга и умения дорожить дружбой.

Задачи:

  • формировать нравственные качества обучающихся: умения дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;
  • воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу;
  • развивать умение работать в группе;

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

- Ребята, мы встали с вами в круг.

- А как вы думаете почему? (ответы детей)

На Руси круг очень часто встречается в народной традиции. Например, блины на Масленицу, хороводы, кольца на свадьбу - везде встречается круг. Круг- это символ солнца, тепла, единства (прикрепить солнце). От солнечного тепла оживает природа, распускаются цветы.

(Песня “Улыбка”)

- Я предлагаю каждому выбрать цветок, возьмитесь за руки и потянитесь к солнцу.

- У нас получилась разноцветная поляна. Опустите ручки.

И.Мазнин “Давайте дружить”.

Давайте будем
Дружить друг с другом
Как птица - с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!

А теперь я вам предлагаю пройти и сесть на ту полянку, какого цвета ваш цветок

II. Основной этап.

(Звучит музыка, рассказывается сказка.)

1. Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

- А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):

Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.

- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).

- Сегодня мы будем говорить об этом:

- Наш классный час называется “С детства дружбой дорожи”. Постараемся ответить на такие вопросы:

  • Что такое дружба?
  • Каким должен быть друг?
  • Что значит дружить?

Построим с вами дом Дружбы.

2. - Какое прекрасное слово – “дружба”!

- Произнесите его. Что вам вспоминается? Подумайте, а ребята, сидящие на красной полянке, найдут толкование данного слова в словаре Ожегова. (Выслушиваются ответы детей).

Слайд мальчик с девочкой

- Вот такое объяснение дано слову “дружба” в словаре Ожегова.

Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (Ожегов)

- А у вас есть друзья?

- Как зовут твоего друга?

- А почему ты с ним дружишь?

3. Работа в группах

- На ваших полянках лежат листочки с заданием.

  • зеленая и желтая - дружно обсуждают предложенные ситуации,
  • красная - Закончить по данному началу пословицы о дружбе,
  • синяя - подбирает синонимы к слову “дружба”

Найдите в словаре значение слова ДРУГ

(Включается фонограмма)

Проверка заданий.

(Предложенные ситуации)

Прочитайте, поразмышляйте и ответьте на вопрос.

 В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне звонит мой друг Олег и просит помочь ему разобраться с заданием по математике. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Как бы вы поступили на моем месте?

(Слушаются высказывания детей)

- А теперь послушайте, как поступил мальчик

- Я не мог поступить иначе, ведь Олег - мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне, Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не ему, а мне была нужна его помощь, то он, тоже не задумываясь, помог бы мне.

- Охарактеризуйте этого мальчика. (Преданный, ответственный, терпеливый, отзывчивый, верный).

- Прочитайте, поразмышляйте и ответьте на вопрос.

Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.

- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые...

Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала ....

- Что сказала мама?

- Послушайте ответ мамы.

- Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже...

- Я? – удивилась Соня, – но ведь тройку получила не я!

- Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!

ВОПРОСЫ:

  • За что мама осудила Соню?
  • Что бы вы сказали Соне?
  • Как ей надо было поступить?

4. Практическая работа. (Песня “Дружба раз, два”)

- Возьмите цветочки и напишите на каждом лепестке качества, которыми должен обладать настоящий друг.

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Прикрепите свои цветы на нашу цветочную поляну.

Вывод: - Какими качествами характера должен обладать настоящий друг?

Добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, терпеливый, доверчивый, веселый, бескорыстный, трудолюбивый, правдивый, справедливый.

- Кого называют другом?

- Ребята, сидящие на синей полянке, уже нашли значение данного слова. Послушайте.

Друг —

1. Человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

- Друзья - это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведёт, способен поддержать, посочувствовать.

- Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться?

- По каким причинам?

2. Проверка составленных пословиц, обсуждение.

  • Старый друг лучше новых двух.
  • Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.
  • Будь с другом и в горе, и в радости.
  • Дерево сильно корнями, а человек – друзьями.

3. А теперь требуется совет вашему сверстнику.

Послушайте.

- Я предал друга, отвернулся от него в самый трудный момент его жизни, не помог, бросил. Увы, страх за свою безопасность оказался сильнее дружбы. Теперь горько раскаиваюсь и сожалею о случившемся.

- Что делать нашему герою? (Если он настоящий друг, он всегда простит)

- Прочитайте стихотворение

Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти
вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желание исполнится.

- Вы согласны с автором слов? (ответы детей)

Для того чтобы дружбу сберечь на долгие годы, мы с вами создадим законы, которые помогут вам построить отношения с другом.

- Посоветуйтесь друг с другом и запишите на листочках правило, которое вы считаете главным в дружбе. (Звучит музыка)

(Один ребенок выходит и зачитывает правило, составляется макет дома)

Но вот дом дружбы готов.
Согласитесь. Получился
Хороший дом, большущий дом
На все четыре стороны,
И заживут ребята в нем
Удобно и просторно!

(Прикрепляется к дому фото класса)

- Ребята! Оказывается, ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены законы дружбы.

- Давайте прочитаем их.

- Как вы думаете какого закона не хватает? (Не предавай друга)

Законы дружбы

  • Помогай другу в беде.
  • Умей с другом разделить радость.
  • Не смейся над недостатками друга.
  • Останови друга, если он делает что-то плохое.
  • Умей принять помощь, совет.
  • Не обманывай друга.
  • Не предавай друга.
  • Относись к другу как к себе.
  • Умей признавать свои ошибки.
  • Всегда выполняй свои обещания

- Какие из этих законов ты уже выполняешь?

- А каким законам тебе нужно научиться?

5. Подведение итогов

Что такое дружба?

Каким должен быть друг?

Что значит дружить?

- Молодцы! Справились со всеми заданиями.

- Если вы будете соблюдать эти законы, будете радоваться успехам других людей, не будете стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь

6. Релаксация

- А теперь я попрошу вас тихонько встать в круг.

- У меня в руках свеча. Символом чего она может быть? (Ответы)

Свеча – это символ света, домашнего очага, разума, человеческого тепла, знаний, символ вечной мысли. Зажжем свечу, пусть ее огонь дарит тепло вашему дружному классу. И чтобы в ваших взаимоотношениях не было ссор, непонимания, зависти и предательства.

7. Вот и подошел к концу наш классный час.

- Давайте скажем друг другу слова любимого героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: “Ребята, давайте жить дружно!”

Я верю, эту дружбу вы пронесете через всю школьную жизнь!

8. Спасибо всем, кто сегодня с хорошим настроением, добрыми пожеланиями, дружными улыбками присутствовал у нас на внеклассном мероприятии. В знак моей благодарности дарю эти закладки.

Презентация.