В условиях подготовки к Единому государственному экзамену необходимо повторить большой объём материала по орфографии, пунктуации, культуре речи. Кроме того, есть немало вопросов, связанных с теорией языка, как то: части речи, способы образования слов, виды слов в словосочетании и т.д. (часть В). А ещё анализ текста, работа над сочинением... Чтобы облегчить работу с тестами экзаменационного задания, мною созданы ПАМЯТКИ к разным разделам части А и к части В.
Предлагаю ПАМЯТКИ по пунктуации (задания А20 – А26). Теоретический материал представлен в сжатом виде, больше на примерах. Учителю необходимо, объясняя материал, делать графические обозначения (выделять основы предложений, обособленные члены предложения, вводные слова, однородные члены предложения и т.д.). Но главное – это схемы предложений! Для этого там, где необходимо, после каждого примера на странице оставлено место. Использование учителем разноцветных ручек поможет ярче выделить важный и сложный материал. Конечно, объяснение сопровождается словом учителя. Думаю, каждый педагог продумывает свои наиболее эффективные методы подготовки к ЕГЭ. Мне мои памятки особенно помогают в индивидуальной работе со слабыми учащимися, с теми, кто ограничен во времени, кто не очень владеет теорией, но справляется с заданиями, умея логически вычислить верный ответ, при этом, безусловно, владея хотя бы минимумом знаний.
В данной памятке используется ряд сокращений, которые, думаю, понятны учителю-словеснику: ПП, ССП, СПП, СБП. Кроме того, ОЧП – однородные члены предложения; П/О – причастный оборот; Д/О – деепричастный оборот.
Очень удобно распечатать памятки в виде брошюрки. Если она есть у каждого ученика, он в любое время может ею воспользоваться.
А20 Предложения с союзом И: ССП или ПП с ОЧППРАВИЛО | |
Сложносочинённое предложение | Простое предложение, осложнённое ОЧП |
Ночью разыгралась вьюга, и к утру всё изменилось. | На земле И деревьях лежал пушистый снег. |
ИСКЛЮЧЕНИЕ | |
ССП с общим членом предложения | ПП с повторяющимся союзом И |
Ночью разыгралась вьюга и всё вокруг изменилось. | Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, И ночь, И звёзды, И луну. |
А – 21 Предложения с обособленными членами |
|
ОБОСОБЛЯЮТСЯ | НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ |
ВСЕГДА | НИКОГДА |
П/О, стоящие после определяемого слова. | П/О, стоящие перед опред. словом |
Примеры | Примеры |
1.Дети, бегающие на улице, смеялись. | 1.Бегающие на улице дети смеялись. |
2.Это был голос, доносившийся сверху. | 2.Важны прочитанные в детстве книги. |
НО!!! Всегда обособляются
причастия, И/П и П/О, если относятся к местоимению. (А он, мятежный, просит бури. Мятежный, он просит бури. Просит бури он, мятежный.) РЕДКО!!! Обособляются П/О, имеющие обстоятельст. значение (обычно причинное) (Развешанные на видных местах, плакаты привлекали внимание. (ПОЧЕМУ, а не КАКИЕ) |
|
ОБОСОБЛЯЮТСЯ | НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ |
ВСЕГДА |
|
Любые деепричастия и Д/О | Редкие исключения |
1.Одиночные деепричастия | 1.Фразеологизмы |
2.Деепричастные обороты в начале, | 2.Деепричастия-наречия |
середине, конце предложения | 3.Деепричастия-предлоги: |
СПУСТЯ, НАЧИНАЯ, ИСХОДЯ | |
Примеры | Примеры |
1.Расстроившись, я не смогла отвечать. | 1.Работать засучив рукава |
2.Очень расстроившись, я ушла домой. | 2.Люблю читать лёжа (сидя) |
3.Я ушла, ничего не купив. | 3.Спустя два года он переехал. |
4.Потом, взяв свои вещи, я ушла. | 4.Начиная с лета я готовлюсь к ЕГЭ. |
ОСОБО!!!!!!
Однородные П/О и Д/О между собой НЕ разделяются!!!
Маша просидела в углу до самого обеда, внимательно глядя на сестру И вслушиваясь в её слова.
По длинному плоту, сделанному из трёх связанных брёвен И совсем не внушающему доверия, мы перебрались на другой берег.
А –22 Вводные слова
Вводные слова выделяются запятыми (обособляются) ВСЕГДА
1.Солнце и, КАЗАЛОСЬ, само небо прятались за скалами.
2. Не все люди, ПРАВДА, осознают глубокий смысл народной мудрости.
3. А к вечеру, МОЖЕТ БЫТЬ, будет дождь.
ОСОБО!!! Слова ОДНАКО, НАКОНЕЦ.
Он, ОДНАКО, совсем не герой. (Нельзя заменить на НО – значит вводн.слово.)
Я долго искал решение проблемы, ОДНАКО сам так и не справился. (ОДНАКО = НО – это союз).
Он успел прочитать материал, законспектировать его, НАКОНЕЦ, (и ещё) написать реферат
Настало время, когда удача НАКОНЕЦ (наконец-то) пришла к нему. (здесь: наречие)
НАДО ПОМНИТЬ!!!
В тестовом задании есть слова-“ловушки” (они НЕ вводные: союзы, частицы, наречия. Их надо знать!) Кроме того, многие вводные слова – это слова разных частей речи и могут быть как главными, так и второстепенными членами предложения. НАДО ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ!!!
1. Тёмное небо КАЗАЛОСЬ чёрным, тяжёлым пологом.
2. Есть такая народная мудрость: “ПРАВДА ни в огне не горит, ни в воде не тонет”.
3. Следующий месяц МОЖЕТ БЫТЬ дождливым.
А – 23 Предложения с однородными членами и разными союзами
1. Бессоюзная связь.
Схема:
2. ОСОБО!!! “Коварный” союз И (ниже схемы на разные случаи соединения ОЧП)
— —
—
— —
—
ТРУДНО!!!
Татьяна верила преданьям простонародной старины, И снам, И карточным гаданьям, И предсказаниям луны.
3. Так же ставятся запятые при союзах ИЛИ, ЛИБО, ТО, ДА(и), НИ
4. Всегда ставится запятая перед противит. союзами: А, НО, ЗАТО, ОДНАКО, ДА (НО).
5. Запятая при ДВОЙНЫХ союзах ставится только ПЕРЕД второй частью.
– Снег лежал КАК на земле, ТАК И на деревьях, крышах домов.
– Туманы в Лондоне бывают ЕСЛИ не каждый день, ТО через день.
– Люблю читать НЕ ТОЛЬКО классику, НО И приключения, детективы.
А – 24 Сложное бессоюзное предложение ИЛИ простое с обобщающим словом
Предложения с обобщающим словом | |
Двоеточие | Тире |
Пример | Пример |
1.Снег покрыл ВСЁ вокруг: землю, дома, деревья. | 1.Землю, дома, деревья – ВСЁ покрыл снег. |
Сложное бессоюзное предложение!!! |
|
Двоеточие | Тире |
СТАВИТСЯ | |
– если 2-е предлож. дополняет, раскрывает, поясняет содержание 1-го | – если второе предложение указывает на условие, время; |
– если второе предложение указывает на причину | – противопоставлено первому; |
– явл. следствием, результатом; | |
– (редко!) части сравниваются. | |
Примеры | Примеры |
1.Слышу: кто-то стоит за моей спиной. 2.Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. 3.Меня могила не страшит: там, говорят, страданье спит... |
1.Будет время – обязательно приеду. 2.Посмотрю – тогда приму решение. 3.Здесь тепло – рядом очень холодно. 4.Молвит слово – соловей поёт. |
Коварные (трудные!!!) случаи: слово ВСЁ может смутить учащегося, и он выбирает ответ с обобщающим словом, не замечая второй и третьей основы и бессоюзной связи между ними. НАПРИМЕР:
От переменного включения разноцветных лампочек ВСЁ на сцене менялось: преображались декорации, иначе выглядели костюмы выступавших артистов.
А – 25 Сложноподчинённое предложение с союзным словом КОТОРЫЙ
Примером человека чести, гордого, мужественного, смелого, стал Пушкин (1)который (2) в 1837 году был убит (3) на дуэли.
ОТВЕТ: ______
Пушкин (1)который (2) в 1837 году был убит на дуэли (3) стал примером человека чести, гордого, мужественного, смелого.
ОТВЕТ: ______
Примеры.
Холодные осенние тени(1) бродили по лесу (2) деревья (3) в котором (4) замерли в ожидании зимы.
ОТВЕТ: ______
Енисей вился белой лентой (1) среди высоких берегов (2) вдоль (3) которых (4) шёл густой лес.
ОТВЕТ: ______
Байкал (1) вид которого (2) открылся путешественникам (3) выглядел величественно спокойным.
ОТВЕТ: ______
Память (1) благодаря (2) которой (3) накапливается опыт и прошедшее входит в настоящее (4) противостоит разрушающей силе времени.
ОТВЕТ: ______
А – 26 Сложное предложение с РАЗНЫМИ видами связи
Предложения с однородным подчинением
СРАВНИ!!!
Хорошенькая хозяйка вовсе позабыла, что уже двенадцать часов, что супруг её спит.
НО!!!
Хорошенькая хозяйка вовсе позабыла, что уже двенадцать часов И что супруг её спит.
ИЛИ!!!
Хорошенькая хозяйка вовсе позабыла, что уже двенадцать часов И супруг её спит.
Предложения с последовательным подчиненим.
СРАВНИ.
Товарищ сказал, что, ЕСЛИ будет свободен, зайдёт ко мне вечером.
НО!!!
Товарищ сказал, что ЕСЛИ будет свободен, ТО зайдёт ко мне вечером.
РАССМОТРИМ пример экзаменационного задания.
Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и (3) что (4) если он протянет руку в окно (5) то с кустов посыплется роса.
ОТВЕТ: ______
ИЛИ!!!
Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) что (3) если он протянет руку в окно (4) с кустов посыплется роса.
ОТВЕТ: ______
ИЛИ!!!
Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и (3) поэтому открыл окно.
ОТВЕТ: ______