Проект "Путешествие в мир микробов"

Разделы: Начальная школа

Актуальность: с каждым годом возрастает количество детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается непрерывный рост общего уровня заболеваний среди школьников.

Проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни становится в современном обществе актуальной.

Проблема: я часто слышу: “Мойте руки, а то микробы попадут в организм”, или “Там много микробов”.

Человека окружает множество микроорганизмов, невидимых невооруженным глазом.

И мне стало интересно. Какие они микробы, где живут, чем питаются, и неужели они все такие вредные и опасные?!

Цель  проекта: выяснить, что такое - микробы, какие бывают микробы, какова их роль в жизни человека.

Задачи:

1. Собрать информацию и изучить жизнь микроорганизмов; расширить словарный запас.

2. Учиться работать с микроскопом, изучить его устройство и провести исследование.

3. Развивать интерес к окружающему миру, к здоровому образу жизни.

Методы исследования:

• теоретические: изучение источников информации.
  • практические: опыты, наблюдение, практический анализ

Вид проекта:

• исследовательский
  • информационный
  • краткосрочный

Этапы исследования:

1.“Открытие” значения слов: микроб, микроорганизм, бактерии.

2. Изучение истории открытия микроорганизмов и виды микробов.

3. Социологический опрос школьников.

4. Изучение устройства микроскопа и проведение наблюдения.

5. Как избежать инфекционных болезней.

Значение слов

В Толковом словаре С.И. Ожегова я нашла значение слов.

• Микроб – тоже, что и микроорганизм.
  • Микроорганизм - мельчайший, преимущественно одноклеточный животный или растительный организм, различимый лишь в микроскоп.
  • Бактерии – микроорганизм, преимущественно одноклеточный.

Из истории

Первые жители Земли – микробы - появились около 4 миллиардов лет назад. Два миллиарда лет они оставались единственными обитателями Земли. Микробы изловчились создавать колонии внутри крупных организмов, процветая и размножаясь в этой богатой питательными веществами среде.

Только после изобретения микроскопа биологи обнаружили микроскопические клетки. Однако до 17 века никто не подозревал, что совсем рядом обитают чудесные создания природы. А изобрёл этот удивительный прибор голландец по фамилии Левенгук. Левенгук не был учёным, он имел свою лавку (маленький магазин) и  занимался продажей сукна и других тканей. В своей работе он часто использовал увеличительное стекло для определения качества ткани. Однажды он рассматривал капельку дождевой воды под увеличительной линзой и вдруг испугался – торговец увидел в капле скопище каких-то неведомых мелких “зверушек”. Это были бактерии. Он стал наблюдать за ними и  для удобства сконструировал микроскоп. Описание своих “зверушек” Левенгук послал в Лондонское Королевское Общество. Учёные мужи с удивлением ознакомились  и подтвердили исследования дотоле никому не известного лавочника. И даже избрали его членом своего Общества. Так изменилась жизнь простого торговца, а его открытие сыграло большую роль в развитии науки.   В течение 20 лет он ходил к оптикам и обучался у них искусству обтачивать и шлифовать стекла. Он посещал алхимиков и аптекарей, совал свой нос в их тайные способы выплавлять металлы из руд и понемногу научился обращаться с золотом и серебром. Это был чрезвычайно настойчивый и упорный человек. Он изготовил самые лучшие линзы того времени и вставил их в небольшие оправы из меди. Он смотрел через линзы на все, что попадалось ему под руку. Он часами изучал строение собственной кожи, глаз животных, различных волосков. Левенгук был искатель, и кому бы еще, кроме этого человека, могла прийти в голову мысль направить свою линзу на каплю чистой воды, только что упавшей из облаков? И он увидел в дождевой воде маленьких животных.

Левенгук открыл неведомый мир живых существ - микроорганизмов, которые играют огромную роль в природе и в жизни.

С того времени прошло более трех столетий.

За это время ученые многое узнали о жизни бактерий. Наука ушла далеко вперед. Современный микроскоп – довольно внушительный прибор со сложной системой линз.

Работая над проектом, я провела социологический опрос одноклассников, побывала с мамой в лаборатории и изучила устройство микроскопа.

Кто микроскопа не видал
И не смотрел в него ни разу,
Тот, очень много потерял,
Ему, мы честно скажем сразу.
Ведь в микроскоп, ведь в микроскоп,
Видны мельчайшие создания.
И рядом с ними даже клоп,
Гигантом будет мироздания.

Слово “микроскоп” — это комбинация двух греческих слов: “микрос” (маленький) и “скопос” (наблюдатель). Таким образом, “микроскоп” означает “наблюдатель маленького”. С помощью микроскопа были сделаны важные открытия. Микроскопы есть электронные и световые. Для меня стало открытием их устройство. В микроскопе есть объектив, зеркало, окуляр, штатив, предметный столик.

Мои наблюдения

Когда я попыталась рассмотреть под микроскопом листики деревьев, комнатных растений, то очень удивилась! Все было увеличено во много раз!

Интересно наблюдать в микроскоп и изучать все то, что невидимо простым глазом.

Работая в лаборатории с микроскопом, я разглядела огромное количество микроорганизмов и бактерий.

Мельче комаров и мошек
В много-много тысяч раз.
Тьма невидимых зверушек
Жить предпочитает в нас.

Какие бывают бактерии

Некоторые бактерии полезны нам, людям: они помогают перерабатывать пищу, попавшую в кишечник. Другие же вечно досаждают нам.

В каждом доме хранится целый арсенал оружия против микробов – домашняя аптечка. Но микробы не хотят уступать. В середине 20 века, после появления антибиотиков, многие инфекционные болезни были побеждены.

Но микробы оказались живучей, чем представляли ученые.

С помощью лазерного микроскопа ученые убедились, что микробы действуют сообща. Возможно, в этом – залог их непобедимости.

Бактерии – одноклеточные микроскопические организмы.

Бактерий много в почве, на дне озер и океанов – повсюду, где накапливается органическое вещество

Они живут в холоде, когда столбик термометра чуть превышает нулевую отметку, и в горячих кислотных источниках.

Некоторые бактерии переносят очень высокую соленость с температурой выше 90 градусов; в частности, это единственные организмы, обнаруженные в Мертвом море.

Американские исследователи обнаружили в пробах льда, взятых в Гренландии на глубине 3000 метров, - там, где лед частично смешался с вечной мерзлотой, - многочисленные колонии микробов: всего 40 видов, а возраст – не менее 120 тысяч лет. Некоторые из них, попав в лабораторию, стали размножаться; только делали это медленнее.

Существует две тысячи видов бактерий, и живут они повсюду.

Одним словом, бактерии вездесущи!

Бактерии бывают:

цилиндрической формы – палочки;

шарообразной формы – кокки (от греческого “кокос” - “зерно”)

Микробов огромное количество и обо всех не рассказать, я расскажу о тех, которые меня больше всего заинтересовали.

Светящиеся бактерии

Еще в 1960-е годы ученые выяснили, что микробы могут обмениваться информацией. К этому выводу пришли, исследуя поведение морских светящихся бактерий. Эти микробы паразитируют в органе свечения каракатицы и излучают свет. Благодаря “фонарику”, вросшему в тело, каракатица находит пищу и высматривает врагов.

В толще океана, куда не доходит солнечный свет, обитают загадочные глубоководные рыбы. Многие из них приспособились жить в кромешной темноте и сами освещают себе дорогу особыми выростами тела. Но светятся не сами рыбы, а живущие в их выростах бактерии. Среди бактерий встречаются такие, которые обладают особенностью светиться.

Светящиеся бактерии излучают зеленый или голубоватый свет, хорошо заметны в темноте.

Вредные и полезные

Микрофлора организма человека “весит” до 1,5 кг. Бактерии живут на коже, слизистых оболочках, в органах пищеварительной системы, выполняя роль наших помощников и защитников.

Мельче комаров и мошек
В много-много тысяч раз.
Тьма невидимых зверушек
Жить предпочитает в нас.

“Вредные” микробы – также чувствуют себя в нашем теле весьма комфортно, а при ослаблении иммунитета и вовсе “распоясываются”, провоцируя различные заболевания. Поэтому от человека к человеку они передаются с зараженной пищей или питьевой водой, с вдыхаемыми капельками влаги, попавшими в воздух при чихании, кашле или просто при разговоре больного. Бактерии способны вызывать огромное количество инфекционных заболеваний.

Как можно обезопасить себя от вредных микробов?

• Знать правила личной гигиены.
  • Мыть руки с мылом.
  • Не пить сырую воду.
  • Чистить зубы и регулярно посещать стоматолога.
  • Надо гулять на свежем воздухе.

Большинство людей уверены, что от микробов — один вред. Но это не так есть много полезных микробов. Пенящийся квас, мягкий ноздреватый хлеб — мы бы не попробовали их, если бы не наши друзья-микроорганизмы.

Молочнокислые бактерии

Давайте вспомним кефир, прокисшее молоко, кумыс, простоквашу, сметану, творог, сыр. Этих полезных молочных продуктов не было бы, если бы не молочнокислые бактерии. Попадая в молоко, эти организмы начинают бродить и превращать молочный сахар в молочную кислоту.

Мельчайшие живые существа играют на Земле свою неоценимую роль. Бактерии преобразовывают органические вещества в неорганические, очищая нашу планету от мусора.

Заключение

Прочитав книги о микробах, проведя наблюдение в лаборатории, я узнала:

Микробы - это очень маленькие микроорганизмы, которые можно увидеть только с помощью микроскопа.

Да! Микроскоп такая штука,
Что удивила и меня.
С ним открывается наука
Мне микробиология.

На земле огромное количество микроорганизмов. Микробы встречаются везде: в пустыне и в океане, в горах и в поле, и даже у нас в организме. Они очень живучи и вездесущи.

Микробы бывают полезные и вредные для человека. С вредными бактериями человек может бороться, только соблюдая правила личной гигиены.

Каждый должен помнить:

• Залог здоровья – чистота!

Приложение.

Информационно-методическое обеспечение:

1. Новая детская энциклопедия. М., “РОСМЭН”, 2012
  2. Отчего и почему? М. “Махаон”, 2011
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е издание, дополненное. Москва. 2010.

Интернет-ресурсы