Лучшее средство привить детям
любовь к Отечеству
состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.
Шарль Монтескье
Во многих образовательных организациях есть “школьные” музеи: краеведческие, мемориальные, военно-исторические и другие. Многие из них созданы с участием ветеранов Великой Отечественной войны и являются их голосом, местом встречи и общения с молодёжью. Пройдёт еще десяток лет и о героических страницах 1941-1945 гг. в истории нашего государства потомкам смогут рассказать, в том числе, и наши школьные музеи, созданные для молодежи и их руками.
В состав ГБОУ СПО Строительного техникума № 12 города Москвы после ряда объединений вошли 8 бывших колледжей, профессиональных училищ. Сегодня это почти 3000 студентов. Объединенный колледж – это еще и мощный кадровый, методический, материально-технический ресурс.
В техникуме действуют 7 музеев (все сертифицированы), в том числе 5 из них – музеи боевой славы: музеи “Боевой славы 1-го гвардейского танкового Донского корпуса”, “Солдаты России”, “По пути к знаниям и мастерству”, “История развития ремесла”, “Боевой славы 3-й гвардейской танковой армии”, “Боевой славы военных строителей”, “Боевой славы 38-го Венского корпуса воздушно-десантных войск”.
Директор часто спрашивает, а существует ли норматив на количество музеев в одном образовательном учреждении. Такого норматива для школ и колледжей нет! Однако, в соответствии с Распоряжение Правительства РФ от 19.10.1999 N 1683-р “О методике определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры” потребность городов и других поселений в библиотеках, музеях, парках можно рассчитать в соответствии с этим документов. Зависит это чаще всего от количества жителей в населенном пункте.
Согласно этому распоряжению, в каждом субъекте Российской Федерации за счет его бюджета рекомендуется содержать не менее 2 музеев. Минимальное количество музеев в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах, а также в сельских поселениях зависит от общей численности населения и наличия музейных коллекций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также от возможности органов власти соответствующего уровня обеспечить сохранность и безопасность предметов Музейного фонда Российской Федерации.
А по какому нормативу в небольшом городке на Волге в Ярославской области Мышкин с населением всего 6 тыс. человек открыты более 20 музеев (может и больше, но во время последней поездки в Мышкин посетила столько!)? И ведь едут и едут туда не только россияне, чтобы увидеть Музей Мыши, Утюга, Валенка и т.д. Наверное, это внутренний человеческий норматив потребности в центрах культуры.
Наличие музея в ОУ показывает зрелость и высокую степень духовности коллектива, его отношение к памяти и готовности использовать, в том числе и этот ресурс, для формирования уважения к истории и её героям у молодых.
Музеи – это наша память о минувшем и настоящем. И уж сколь мы говорим об образовательных организациях, то одним из методов и форм обучения должны стать или быть (сохранены) музеи. Действительно, как и вчера, сегодня на музее много не заработаешь, но от них можно получить большую отдачу в воспитании гражданина, формировании многих профессиональных и личностных коммуникаций у обучающихся. Не все в жизни можно купить за деньги! Сколько может стоить авторитет среди коллег или добрые взаимоотношения в семье?
Что сегодня представляют собой музеи в образовательной организации?
Музеи в Строительном техникуме № 12 – это одна из традиций. Но традиция активно развивающаяся. Хотя большинство музеев со значительным стажем.
Музей боевой славы военных строителей в техникуме был открыт в 1975 году при активном участии военного строителя, лауреата Государственной премии инженера-полковника Макарова Анатолия Петровича.
Основная экспозиция музея посвящена строительству фортификационных сооружений, мостов и переправ в период войны и других объектов в мирное время. А в колледже молодые люди изучают строительное ремесло, в том числе и по экспозициям Музея боевой славы. Среди экспонатов есть “Инструкция по постройке подводных мостов” 1943 года, геодезические приборы (теодолиты и нивелиры) 1950-х годов. Во время экскурсий по музею, проводимых преподавателями и студентами техникума, можно узнать о неоценимой роли военных строителей в годы Великой Отечественной войны. И как восстанавливали разрушенные войной города, а потом строили космодромы Байконур и Плесецк, восстанавливали город Грозный. Ни один самолёт не поднимется сегодня в небо без надёжно построенной строителями взлётной полосы!
Поэтому для Строительного техникума этот музей является профильным! О роли строителей в жизни и экономике страны ярко свидетельствуют и рассказывают экспонаты музея.
А ещё во многих школьных музеях, в том числе и наших, есть экспозиции, посвящённые истории образовательной организации. На чёрно-белых фотографиях можно увидеть знакомые лица сегодняшних работников, которые в разные годы заканчивали родной колледж. Обучающиеся разглядывают знакомые лица своих родителей, которые тоже когда-то постигали азы профессии в нашем техникуме. Ведь с 1957 года по настоящее время образовательное учреждение прошло путь от ремесленного училища, профессионально-технического училища, профессионального лицея ремесленников до строительного колледжа!
Музеи ведут неоценимую по содержанию культурно-образовательную деятельность.
Теоретическую и методическую основу культурно-образовательной деятельности составляет музейная педагогика; она создает новые методики и программы работы с посетителями, изучает воздействие на них различных форм музейной коммуникации. Все педагоги-организаторы наших музеев прошли обучение по программам повышения квалификации или профессиональной переподготовки по теме “Музейная педагогика” в ГБОУ Московском Центре физического, военно-патриотического и гражданского воспитания обучающихся и студентов профессионального образования и в ГБОУ ДПО Учебно-методическом центре по профессиональному образованию.
Экскурсия является главной, но не единственной формой культурно-образовательной деятельности музея. По мнению специалиста в области музейной педагогики М.Ю. Юхневич, к числу базовых форм деятельности музеев можно отнести десять форм культурно-образовательной деятельности музея: экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии; заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра.
Педагоги-организаторы в музеях самостоятельно выбирают формы работы в зависимости от аудитории посетителей, их потребностей.
За год каждый музей посещают почти 2000 тысяч человек из числа обучающихся, педагогов, родителей, гостей техникума.
Члены совета музея и музейные активисты постоянно участвуют в операции “Мемориал” по уходу за военными памятниками и захоронениями ветеранов войны. Обучающиеся выезжают по местам боевой славы Подмосковья и возлагают памятные цветы на братских могилах. В ходе этой работы у обучающихся появилась идея заложить свою сиреневую аллею в память о воинах, выполнявших свой воинский долг за пределами РФ. 17 сентября 2009 года при помощи Управы Лосиноостровского района была высажена Аллея памяти в парке на Торфянке и заложен памятный камень. Сегодня для нас и школьников района это пост № 1. Эта деятельность не может оставить равнодушными обучающихся, их родителей, педагогов. Это одна из форм формирования толерантности, сострадания, соучастия.
На базе музея юноши и девушки из военно-патриотического объединения техникума “Искра” готовятся к службе в армии, много тренируются, участвуют в соревнованиях допризывной молодёжи и акциях памяти. Неоднократно ВПО занимает призовые места в Спартакиаде допризывной молодежи среди ГБОУ СПО города Москвы.
Школьный музей ведет большую научно-просветительную работу, распространяя знания, в основе которых лежит музейный предмет. Используя музейные предметы и экспонаты, многие студенты выполняют исследовательские и проектные работы. Над конкурсными проектами с использованием материалов музеев техникума недавно работали и стали победителями студенты Нугманов Э. “Музей в моей жизни”, Земляков Б. “Роль историко-культурного наследия в нашей жизни”, Нугманов Э. “Два музея: музей истории танка Т-34 и музей моего образовательного учреждения – параллели, пересечения, впечатления и размышления” и др.
В музей приходят не только за знаниями, но также ради отдыха и развлечений. Для удовлетворения этой рекреационной потребности посетителей музей использует такие культурно-образовательные формы, как встреча с интересным человеком, концерты, литературные вечера, кинопросмотры. Традиционными стали Рождественские встречи в музее ветеранов войны и студенческого актива, посвящение в члены военно-патриотического объединения, литературные конкурсы, художественные выставки творческих работ ветеранов и обучающихся.
Сегодня музеи активно участвуют в профориентации школьников. Мы с удовольствием приглашаем на тематические экскурсии школьников и их родителей. В Дни культурного и исторического наследия города Москвы 18 апреля и 18 мая не обязательно ехать на другой конец Москвы, а школьники и студенты из соседних школ и колледжей могут посетить наши музеи. И поверьте, содержание экспозиций и экскурсий не уступает другим музеям!
Работа музеев колледжей в Москве ведется при поддержке и в тесном сотрудничестве с отделом музейной педагогики ГБОУ Московского Центра физического, военно-патриотического и гражданского воспитания обучающихся и студентов профессионального образования Московского центра физического воспитания, Станции юных туристов. Эти учреждения оказывают консультативную, методическую помощь организаторам музеев, готовят и проводят их сертификацию.
В настоящее время, когда директора образовательных организаций стоят перед выбором: содержать школьный музей или лабораторию, часто выбор делают в пользу второго. Забывая при этом, что “уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости” (А.С. Пушкин). Наша задача, педагогов (а не менеджеров), не просто сохранить музеи в образовательных организациях, но и развить их!