При изучении материала используется деятельностный метод обучения. Новые понятия и отношения между ними открываются детьми в ходе различных видов работ.
Постановка учебной задачи в форме нестандартного задания и использования высказывания знаменитого математика создала положительную мотивацию для дальнейшей работы. Рассуждения детей опирались на предметные действия с различными объектами.
Система заданий подбиралась таким образом, чтобы в ходе изучения нового материала. У учащихся класса формировались новые умения и углублялись и расширялись уже полученные. Это способствовало продвижению каждого ребенка в своем темпе. Были включены задания с творческим началом для детей с быстрым темпом работы, для помощи детям с невысоким уровнем обученности предполагается работа в паре.
Создавались ситуации выбора,предоставлялась возможность активно задавать вопросы, высказываться. Для диагностирования усвоения понятий использовался метод контрольных вопросов, а в начале урока метод мозгового штурма.
Рефлексия в конце урока позволило проанализировать каждому ученику свой уровень усвоения материала, обсудить актуальность нового знания, мобилизует для дальнейшего изучения данной темы.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: Познакомиться с приемом деления на двузначное число на основе результата деления числа на однозначное число.
Задачи урока:
- формировать умение сравнивать частные чисел, решать и преобразовывать задачи, выдвигать и проверять собственные гипотезы на основе практической деятельности;
- развивать индивидуальные познавательные способности учащихся, умение кодировать информацию, осуществлять выбор наиболее эффективных путей решения проблемных задач;
- создание условий для наиболее благоприятной обстановки, способствующей активной работе детей через ситуацию успеха.
Планируемые результаты:
Личностные: интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области математики, навыки самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности (правильность и точность ответа, его обоснованность, участие в обсуждении. Уровень самооценки), понимание причин успеха в учебной деятельности.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: осуществлять разносторонний анализ объекта, проводить сравнение, строить выводы на основе сравнения, проводить классификацию объектов, самостоятельно выделяя основание классификации.
Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами, задавать вопросы для организации собственной деятельности и координирования её с деятельностью партнёров, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой общения ,допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении.
Предметные результаты:
Познакомиться с приемом деления на двузначное число на однозначное число на основе результата деления числа на однозначное; анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между её условием, вопросом и решением.
Оборудование урока:
Набор цветных геометрических фигур, таблица с зашифрованным словом “Успех”, высказывание математика Декарта, рисунок корзины, карточка самоанализа для каждого ученика, учебник “Математика” часть 1, И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Иванишина 2013 г.
Ход урока
1. Организационный момент.
Цель этапа: формирование интереса к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области математики.
Учитель: Наш сегодняшний урок я хотела начать со слов известного французского математика Р.Декарта: “Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применить”. Является ли его мысль актуальной? Почему? Выскажите свою точку зрения (выслушиваются мнения детей).
Учитель: Сегодня это высказывание Р.Декарта будет эпиграфом нашего урока. Нам придется много раз применить смекалку, наблюдательность и волю к победе над неизвестным и новым. Но чтобы раскрыть тему нашего урока, необходима разминка.
2. Актуализация знаний.
Цель этапа: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Устный счёт.
(На доске 2 синих фигуры: треугольник и квадрат, 2 красные фигуры: круг и прямоугольник, 2 жёлтые фигуры: шестиугольник и ромб).
– На какие группы можно разбить фигуры? Сколько нашли вариантов? Будут ли лишние объекты? В каком случае? Обоснуйте свой ответ. (По делению на группы по цвету можно включить в работу детей с низким уровнем обучаемости.)
Дети: Можно разбить по цвету и по количеству углов. (Называют возможные комбинации.)
Учитель: (на фигуры прикрепляются числа: на синие 12 и 128; на красные 3 и 40; на жёлтые 4 и 36).
– Найдите сумму чисел в синих фигурах – 140(У).
– Найдите произведение чисел в красных фигурах – 120(С).
– Найдите разность чисел в жёлтых фигурах – 32(П).
– На сколько число в квадрате больше, чем число в прямоугольнике? – 88 (Е).
– Во сколько раз число в треугольнике больше, чем число в ромбе – 3(Х).
* Какие выражения можно составить, используя данные числа? Игра: Ты – мне, я – тебе (работа в парах).
** Придумайте составную задачу.
– Угадайте зашифрованное слово. Подпишите под своими ответами буквы, которые им соответствуют.
88 | 140 | 3 | 32 | 120 |
е | у | х | п | с |
Учитель: Какое слово получилось? А что нужно для достижения успеха? Желаю вам успехов в изучении новой темы.
3. Сообщение темы урока.
Цель этапа: принимать участие в работе парами и группами, задавать вопросы для организации собственной деятельности и координирования её с деятельностью партнёров, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой общения, допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении.
Учитель: Какие действия вы выполняли в разминке? Сегодня мы познакомимся с делением многозначных чисел на двузначное число. Используя числа в фигурах. Составьте все возможные выражения, где можно выполнить деление, разделите на группы по степени сложности.
Дети (работа в парах) 4-5 минут.
12:3; 12:4; 36:4; 40:4;
40:12; 40:36;
128:3; 128:4;
128:40; 128:36; 128:12.
4. Сравнение частных по разным параметрам
Цель этапа: осуществлять разносторонний анализ объекта, проводить сравнение, строить выводы на основе сравнения, проводить классификацию объектов, самостоятельно выделяя основание классификации.
Учитель: Сравните данные выражения.
128:3; 128:4; 128:8;
128:16; 128:32; 128:64.
– Чем похожи все частные? Чем различаются?
5. Индуктивные рассуждения.
Выдвижение гипотезы о возможности использования результата деления на однозначное число.
Цель этапа: интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области математики. осуществлять разносторонний анализ объекта, проводить сравнение, строить выводы на основе сравнения, проводить классификацию объектов, самостоятельно выделяя основание классификации.
(Учитель прикрепляет на доску рисунок корзины, на которой написано: “Корзина идей”, а рядом число времени – до 5минут – работа по вариантам: варианты выбираем самостоятельно.)
– Чем похожи частные первой строки? А частные второй строки?
Запишите значения частных первой строки. Сравните их с равенствами второй строки. Как они могут помочь найти значения этих частных? Найдите значения частных второй строки. Запишите произведения, связанные с данными частными (Работа в группах или по вариантам)
Дети работают самостоятельно, а затем выдвигают свои идеи на обсуждение ребят класса.
1 вариант: 128:2=64.
Идея 1: Значит, используя результат деления, можно найти значение выражения 128:64=2.
2 вариант: 128:32=?
Идея 2: 128:4=32, значит 128:32=4.
3 вариант: 128:16=?
Идея 3: 128:8=16, значит 128:16=8.
– Кто понял способ, предложенный ребятами?
Составьте алгоритм действий, исходя из ваших идей.
Дети: Надо вспомнить, что значение частного – это число, на которое нужно умножить делитель, чтобы получилось делимое. Число надо находить методом подбора.
Учитель: Молодцы! Вы очень эффективно применили свои способности!
6. Физминутка
Мы делили, умножали.
И, конечно же, устали.
1, 2 – выше голова!
3, 4 – руки шире!
5, 6 – тихо сесть!
7. Решение и преобразование задачи (№198(1))
Цель этапа: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; различать способы и результат действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату под руководством учителя и самостоятельно; вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Учитель: Отгадайте шараду: Первое – предлог, второе – летний дом, а целое порой решается с трудом (задача). Готовы ли вы применить свои знания при решении задач? – Прочитайте текст №198. Является ли это задачей? Вариант какой краткой записи будет наиболее точно показывать взаимосвязи между условием и решением? (выслушиваются варианты от каждого ряда или группы)
– Кто уже знает план решения? Можете приступать к решению.
– Кто ещё сомневается, давайте проанализируем задачу.
– О чем говорится в задаче? (о продукции хлебокомбината).
– Какая это продукция, что знаем о ней (её три вида, она в ящиках).
– Что надо узнать в задаче? Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (нет) Почему? Что найдем сначала? Потом? Запишите решение самостоятельно.
Продукция | Масса 1 ящика | Кол-во ящиков | Кол-во кг |
Хлеб | 9 кг | ? | 216 кг |
Булочки | 8 кг | ? | 168 кг |
Рогалики | 9 кг | ? | 108 кг |
Комментирование решения. (Выслушивается и рассматривается несколько вариантов решения.)
Яна А. Я решила задачу выражением: 216:9+168:8+108:9=57(ящ).
Маша Т. Я решала по действиям:
1) 216:9=24(ящ) – хлеба.
2) 168:8=21(ящ) – булочек.
3) 108:9=12(ящ) – рогаликов.
4) 24+21+12=57(ящ) – всего продукции.
Даша К. – а я решила по действиям, но короче.
1) 216+168+108=492(кг) – всего продукции.
2) 9+9+8=26(кг) всего в 1 ящике.
3) 492:26=57(ящ) – всего продукции.
Учитель: Какой способ ещё нашли? (выслушиваются ответы детей) А кому было непонятным решение? Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга.
Как изменить условие задачи, чтобы решение стало более коротким? Подумайте над этим дома, а завтра при проверке домашнего задания мы обсудим ваши работы.
8. Домашнее задание:
№201, №198(2).9.
(199) Восстановление начала координатного луча по координатам точек, заданных в обыкновенных правильных дробях.
Цель этапа: принимать участие в работе парами и группами, задавать вопросы для организации собственной деятельности и координирования её с деятельностью партнёров, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой общения, допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении.
Учитель: Прочитайте задание номера 199. Что заметили? Какие вопросы появились? (выслушиваются вопросы)
– Как восстановить единичный отрезок? Где будут находиться точки с указанными координатами? От чего это зависит?
Дети выполняют чертёж в тетради.
Рома С. (средний уровень). Измерим расстояние между указанными координатами и по ним определим величину единичного отрезка.
Ваня Я. (группа риска) – Начало луча будет в координате 0.
Аня К. (средний уровень) – Между 1/3 и 2/3 помещается 4 клетки; 1/2 больше чем 1/3, значит будет находиться перед 1/3, а если на 1/3 приходиться 4 клетки или 2 см, то на 1/2 будет приходиться 3 см или 6 клеток.
10. Итоги урока
Цель этапа: формирование навыков самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности (правильность и точность ответа, его обоснованность, участие в обсуждении. Уровень самооценки), понимание причин успеха в учебной деятельности.
Учитель: Перед вами карточка самоанализа работы на уроке. Используя цветовые сигналы (метод светофора) дайте оценку своей работы по этапам:
Устный счёт | |
Изучение нового материала | |
Решение задачи | |
Восстановление координатного луча | |
Активность и участие в уроке |
Красный цвет: были трудности и непонимание.
Жёлтый цвет: допускал ошибки, но в целом всё усвоил.
Зелёный цвет: весь материал усвоил.
Учитель: Что нового узнали и запомнили на этом уроке? Добились ли вы успехов? Кто хочет поделиться? А как этого удалось достичь? (выслушать трех разных по уровню учащихся: важно найти успешные моменты у каждого)
Надо ли ещё вернуться к этому материалу? Согласны ли вы с утверждением Декарта? А кто его запомнил?
– Молодцы! Сегодня вы успешно применили свой ум, хорошо рассуждали, активно работали! Спасибо!