Цели:
1. Познакомить учащихся с видами углов, понятиями “прямой угол”, “острый
угол”,“тупой угол”;
2. Учить определять прямые, острые и тупые углы с помощью модели прямого угла
(угольника), обучить сравнению углов;
3. Развивать пространственное воображение, навык работы с чертежными
инструментами, мышление, глазомер;
4. Воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества (доброжелательность
друг другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей), аккуратность,
прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать виды углов; анализировать и делать выводы; использовать полученные знания в учении и повседневной жизни.
Оборудование: угольник, линейка, веер у каждого ученика, карточки, модели углов из картона.
Ход урока
I. Организационный момент.
Урок начинается с приветствия и психологического настроя на работу.
Учитель. Начнем наш урок непременно с улыбки. Пожалуйста, подарите улыбки мне, соседу по парте, гостям
– Проверьте, все ли у вас на рабочем месте. Вы готовы начать урок?
– А с каким настроением вы пришли сегодня на урок, пусть за вас ответит ваш друг
смайлик.
(Учащиеся показывают выбранный ими смайлик, который соответствует их настроению.)
– Я вижу, что у вас хорошее настроение, тогда добро пожаловать на урок математики!
*Чтобы спорилось нужное дело,
*Чтобы в жизни не знать неудач,
*В математики мир отправимся смело,
*В мир примеров и разных задач.
А девизом нашего урока будут такие слова:
*Думать – коллективно!
*Решать – оперативно!
*Отвечать – доказательно!
*Учиться – старательно!
* И открытия – нас ждут обязательно!
II. Актуализация опорных знаний . Повторение изученного.
1. – Решите уравнения. Расставьте буквы в порядке убывания соответствующих корней уравнения и расшифруйте слово.
Х – 365 = 274(Р)
х – 32 = 896 (П)
715 – х = 398(О)
273 + х = 500(Й)
502 – х = 99 (Я)
х + 26 = 401(М)
(Ответ: прямой )
2. – Решите примеры и расшифруйте слово.
1х2х6:12х7х2:1(Г)
159х(0х4) (О)
(804:804)х5 (Л)
9х2х1:18х5х2:1 (У)
Ключ:10, 14, 0, 5.
Ответ: угол (учитель записывает слово “угол” на доске).
– Незнайка летом отправился в деревню Простоквашино. Он всерьез решил заняться подсчетами. Помогите ему. После каждого правильного ответа я буду открывать одну букву, из которых потом вы сложите слово.
*Сколько лапок у 5 цыплят? (С)
*Сколько крыльев у 3 гусят? (Ы)
*Сколько пятачков у 14 поросят? (О)
*Сколько копыт у 7 ягнят? (Й)
*Сколько рогов у 7 козлят? (Р)
*Сколько очков у 8 бабушек? (Т)
– Какое слово получилось? (Острый.) (Учитель записывает слово “острый” на доске.)
3. – Найди значения выражений. Расставьте буквы в порядке убывания.
60 – 12:2= (О)
36 + 7х2 = (Й)
53 + 5х2 = (П)
100 – 10:2 = (У)
8х2 – 16 = 88 + 6х2= (Т)
– Какое слово получилось? (Тупой.) (Учитель записывает слово на доске.)
– Прочитайте слова на доске и подумайте, как они могут быть связаны между собой
и с нашим сегодняшним уроком. (Прямой, острый и тупой – это виды углов.
Сформулируйте тему нашего урока. Тема нашего урока: “Виды углов”.)
III. Сообщение темы, целей урока.
– Сегодня на уроке мы узнаем,какие бывают углы, научимся их узнавать, сравнивать,различать и строить. Подумайте, какие инструменты нам понадобятся на уроке? (Линейка, угольник, карандаш.)
– Где можно встретить углы в окружающем нас мире? (Крыши домов, угол доски, угол платочка, книжки, угол стола, полочки, угол в комнате, угол между стрелками часов, компас, веер и т.д.)
IV. Введение новых знаний.
– Что такое угол? Как он получается? (Ответы учащихся.)
Задание 1. – Начертите в тетради два луча с общим началом, которые пересекаются под прямым углом. Можно использовать угольник. (Учащиеся самостоятельно выполняют задание.)
– Сравните угол, начерченный вами, с изображенными на доске углами. (В учебнике.)
(Угол под номером 2 называется прямым.)
А вот как называются угол 1 и 3, узнаете позже.
Задание 2. – Работа в парах. 1. Рассмотрите рисунки.
У кого наконечник копья острый, а у кого тупой? Каким копьем удобнее охотиться?
– Как можно назвать углы, изображенные на рисунке рядом с первобытными охотниками? (Учащиеся называют углы: Острый и тупой. Затем отыскивают на рисунке острый и тупой углы и называют их.)
2. Выполнение задания учебника № 1, с.108.
V. Первичная проверка понимания.
Задание. (На партах у каждого ученика лежит веер. Дети их принесли заранее.) Раскройте веер, изобразите угол. На какой угол раскрыли каждый веер? (Дети по цепочке называют свой угол.)
– Рассмотрите рисунок. На какой угол раскрыт каждый веер на данном рисунке?
– Какой угол вам неизвестен? (Учащиеся получают информацию о развернутом угле.)
Физкультминутка (под музыку)
– Точка – наклоны головы влево – вправо,
– развернутый угол – руки в стороны,
– прямой угол – руки под углом 90*,
– острый угол – руки в стороны – вверх, образуя острый угол;
– тупой угол – руки в стороны, образуя тупой угол.
V. Работа по теме урока. Практическая работа.
Задание 1. Начертить прямой и острый углы, расположив их так, как показано на рисунке. (Образец на доске.) – Луч зеленого цвета.
– Какой угол меньше: острый или прямой?
Вывод: Угол острый меньше прямого, потому что он укладывается в прямом.
– Проведите из общей вершины этих углов несколько лучей так, чтобы с лучём
зеленого цвета они образовывали острые углы. (Задание выполняется в парах.)
– Давайте сделаем вывод о величине прямого и острого углов.
Учащиеся делают вывод: Все острые углы меньше прямого.
Задание 2. Начертите тупой и прямой углы, расположив их так, как показано на рисунке. (Уч-ся самостоятельно выполняют задание по образцу.)
– Луч зеленого цвета.
– Какой угол больше :тупой или прямой?
– Проведите из общей вершины этих углов несколько лучей так, чтобы с зеленым
лучом зеленого цвета они образовывали тупые углы.
(Один ученик выполняет задание у доски, а остальные – в своих тетрадях.)
– Сравните по величине тупой и прямой углы.
Учащиеся делают вывод: Все тупые углы больше прямого.
VI. Закрепление изученного материала.
Задание 1. На чертеже один угол “лишний”. Найди его.
Задание 2. На схеме изображено пересечение шоссейных дорог.
Выпиши получившиеся углы –
А) Прямые:
Б) Острые:
В) Тупые:
Задание 3. Покажи на чертеже прямые углы – красным цветом, острые углы – зеленым, тупые углы – синим. (Работа в группе.)
VII.Обобщение изучаемого на уроке.
– Впишите пропущенные слова.
1) Прямой угол_______________________тупого угла.
2)Тупой угол________________________острого угла.
(Задание выполняется с комментированием.)
VIII. Рефлексия деятельности.
– С какими видами углов вы сегодня познакомились?
Заранее подготовленные дети читают стихи.
Угол.
1. Мама мой взяла листок,
И загнула уголок,
Угол вот такой у взрослых
Называется прямым
Если угол уже – острым,
Если шире то – тупым.2. Я острый – начертить хочу,
Сейчас возьму и начерчу.
Веду из точки две прямых,
Как будто два луча,
И видим Острый угол мы,
Как острие меча.3. А для угла тупого
Все повторяем снова
Из точки две прямых ведем,
Но их пошире разведем.
На чертеж мой посмотри,
Он, как ножницы внутри,
Если их за два кольца
Мы раздвинем до конца.
– Как узнать, острый угол или тупой?
– Оцените свою работу на уроке?
– Кто хорошо разобрался в новом материале?
– Кому нужна помощь?
Учитель: Отметьте свое настроение после нашего урока.
IХ. Домашнее задание:
1. При помощи угольника проверьте углы в окружающих нас предметах (у стола, у
шкафа и т.д.).
2. Начертите в тетради фигуры с прямыми, тупыми и острыми углами.