Цели урока:
- Обсуждение мысли, что каждый человек может обнаружить в привычном красоту, если будет заинтересованным и наблюдательным;
- Подвести детей к мысли, что наблюдательными нас делает не просто глаз, но и сердце, любовь;
- Отметить, что богатым человеком можно считать человека, который обладает способностью в простом и обычном видеть чудесное и необыкновенное.
Задачи урока:
- Обнаружить вместе с детьми, что художник и поэт Хиросиге создаёт такой образ, который позволяет нам услышать, ощутить и увидеть какую – то очень простую картину, и с помощью этой конкретной картины (через слух, тактильные ощущения и зрительный образ) поэт создаёт впечатление наступающих холодов.
- Во время обсуждения хокку Иссё приоткрыть второй секрет особого зрения: любящий глаз позволяет человеку стать наблюдательным, заметить красоту в простом.
- После знакомства с хокку Бусона выяснить вместе с детьми, что это стихотворение о том, что прекрасное всегда остаётся в сердце; оно и о красоте, и о любви, которая позволяет эту красоту обнаружить, а потом навсегда запечатлеть в своей душе.
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Оборудование:
- Чуракова Н.А. Литературное чтение (1-я часть). 2 класс. Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2011 г.
- Напечатанные слова: наблюдательность, внимательность, любовь к природе, секрет Любования).
- Иллюстрированные словари (Федотова О.Н., Трафимова Г. В. Окружающий мир 2 класс. Хрестоматия – М.: Академкнига/Учебник, 2011 г.
- Краски, кисточки, вода, белый лист бумаги.
- Ваза с голыми веточками берёзы.
- Вырезанные из бумаги облака двух цветов.
- Оборудование для показа презентации.
Ход урока
1. Орг. момент
. (Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности).– Ребята мне хотелось бы с вами поближе познакомиться.
– Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением.
– Я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками.
– Если вы не любите конфликтовать и спорить по пустякам, то хлопните в ладоши.
– Пожмите друг другу руки, если вы стараетесь уважительно относиться к людям.
– Вот и состоялось наше знакомство.
– Меня зовут Татьяна Николаевна, и я предлагаю вам начать урок.
– А начну я ещё с одного вопроса: у вас есть секреты?
– У меня тоже есть секрет! Этим секретом я хочу поделиться с вами.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
(Слайд 1) – Что вы увидели? (Облако – лошадка)
(Слайд 2) – А теперь? (дерево – балерина)
Любой человек может увидеть в облаке – лошадку, в дереве – балерину? (Нет)
– А какой человек? (Наблюдательный, внимательный, любящий природу. Человек, который обладает секретом любования. (На доску: наблюдательность, внимательность, любовь к природе, секрет Любования)
Эти качества мы с вами возьмём на урок, они нам очень пригодятся.
3. Постановка учебной задачи.
– Посмотрите на листочки, какого жанра произведения там написаны?
– Стихи, но стихи необычные, это короткие японские стихи из трёх строчек, которые по-японски называются хокку или хайку. (на доску) В этих стихах японские поэты выражают своё восхищение красотой мира.
– Значит, ребята, вы догадались, какая у нас тема урока? (Короткие японские стихи, а точнее, секрет коротких японских стихов.
– А задачи урока каковы? (Мы должны познакомиться с этими стихами, раскрыть их секреты).
(Слайд 3) Секрет коротких стихотворений
– Поэты, которые написали эти стихи жили в Японии.
– В какой стране мы живём? А какие ещё страны вы знаете?
(Слайд 4) – Япония находится на востоке, на островах Тихого океана – это страна Восходящего солнца, т.к. солнце встаёт на востоке. (Показ на карте, показ флага – (Слайд 5) Столица Японии – город Токио.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
1) – Прочитайте первое стихотворение художника и поэта Хиросиге (1797-1858). (Вслух, двоих) (Слайд 6 – утка) Это хокку он написал к своей картине.
– Что слышит герой? (дикая утка кричит)
– Что он ощущает? (дыхание ветра, т.е. движение, давление воздуха на своём лице) (пробуют)
– Что видит? (видит, как гладкая поверхность озера становится морщинистой, рябой.) – таким образом, получается, что поэт создаёт образ, позволяющий нам услышать, ощутить и увидеть какую-то очень простую картину. С помощью этой конкретной картины (через слух, ощущения и зрительный образ) поэт создаёт впечатление наступающих холодов. Всё это вместе – красота в простом. Это первый секрет (на доску)
– Если человек видит эту красоту в простом, привычном и ценит её, он счастливый!
Физкультминутка (Слайд 7)
2) – Прочитайте второе стихотворение. Автор ИССЁ(1653-1688).
Ребята, у какого слова вы увидели звёздочку? Найдём это слово в иллюстрированном словарике. Работа в группе. (Слайд 8)
Чтение ещё раз.
– Как понимаете слова “Видели всё на свете мои глаза?
– Герой много путешествовал? Объездил весь свет?
– Удивлялся многим красотам? (Конечно!)
– Почему же его глаза вернулись к белым хризантемам? Они действительно красивее всего на свете? Или просто герой их любит?
А вот и второй секрет особого зрения: наблюдательными нас делает не просто глаз, но сердце, любовь. (На доску: Любовь помогает обнаружить красоту).
– Родители своих детей считают самыми красивыми не потому, что их черты лица безукоризненные и прекрасные, а потому, что они их любят. Любящий глаз позволяет человеку стать наблюдательным. (“Равнодушный взгляд” и “Взгляд любящего человека”)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
– Прочитайте следующее стихотворение, его написал БУСОН (1716-1783).
Ответьте на вопрос. (Работа в группе со словарём) (Слайд 9)
Это стихотворение о том, что прекрасное всегда остаётся в сердце. И ведь это действительно так. Если человеку понравилась какая-нибудь картина, он не сможет стоять возле неё в музее вечно. Он уйдёт, унося в сердце своё восхищение этой картиной и художником, который её написал. Если человек был свидетелем потрясающего заката, он навсегда его запомнит, хотя сам закат длится считанные минуты. Вот и здесь про пион: “Осыпался… Но в сердце будет цвести всегда…
– Ребята так вы мне подскажите эти стихи о красоте или о любви? (И о красоте и о любви) Можно ли без любви обнаружить красивое? Конечно, нет. Любовь позволяет эту красоту сначала обнаружить, а потом навсегда запечатлеть в душе.
Физкультминутка – (Слайд 10)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(Слайд 11) – Нам осталось попробовать понаблюдать, увидеть красоту в простом.
(Слайд 12) – Перед вами сухое дерево, не каждый обратит на него внимание. А чем вас порадует это дерево, поделитесь со мной. – Какую красоту вы в нём увидели?
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
1) – А сейчас ещё одно задание. – Что такое клякса? Как мы порой её не любим! Но сегодня не тот день, сегодня мы постараемся обнаружить красоту в простой кляксе!
– Согните лист пополам (показ), намочите кисточку в воде, наберите воды побольше, затем наберите на кисточку краску и сделайте пятно или два пятна около сгиба, второй частью прикройте и разотрите. Откройте, внимательно рассмотрите. Что вы увидели? Можно немножко дорисовать.
(Показ: первый ряд, второй ряд и третий ряд.)
Вывод:
(Слайд 13)-Чью красоту обнаружить легче: павлина, который распустил хвост или красоту скворца? (павлина)
Но тренированный глаз, взгляд наблюдательного человека обнаружит, насколько замечателен скворец.
Человеку, который много замечает, намного интереснее жить: ему принадлежит весь мир, а не какие – то единичные, бросающие в глаза предметы этого мира.
2) – Баночка с голыми веточками. – Что это? – Для чего я их поставила в баночку? (дети должны попытаться увидеть букет: красоту в простом)
8. Рефлексия учебной деятельности.
(Слайд 14) Итог урока: сегодня на уроке: я узнал… , я познакомился… , я понял, что… , я научился…
– У вас на столах два красивых облачка синего и разового цвета: Если вам понравился урок, если вы поняли, как можно обнаружить красоту в простом, поднимите облачко синего цвета, а если вы в чём-то сомневаетесь – красного цвета.