В Калининском районе города Новосибирска с 2001 города проходят тематические интеллектуальные игры среди учащихся 28 школ района. Игры проходят в два этапа: 2 кустовые и финал среди сильнейших школ района. В 2012 году в районе была проведена интеллектуальная (кустовая) игра “Щелочные и щелочноземельные металлы”, которую предлагаю для ознакомления.
Цель игры:
Общеобразовательная:
- Общение и систематизация знаний по теме “Щелочные и щелочноземельные металлы” с использованием элементов игры.
- Знакомство с историей открытия, применения и биологической ролью щелочных и щелочноземельных металлов.
Развивающие:
- Активизация интереса учащихся к истории химии.
- Развитие умений и навыков самостоятельного учебного труда с информационными источниками.
Воспитательные:
- Способность работать в коллективе.
- Формирование адекватной самооценки учащихся.
- Воспитание потребности в знаниях, познавательных интересов.
- Привитие интереса к химии.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, трафареты участников игры.
Форма. Интеллектуальная игра (командная).
Ход игры
Игра состоит из двух частей: интеллектуальной
(три тура) и торжественно – поздравительной.
В игре принимают участие команды 24 школ района,
которые разбиты на две группы по 12. Командам
заранее даётся тема игры, готовятся к ней – это
повышает интерес к предмету, развивает умение
работать с дополнительной литературой.
Игра состоит из трёх туров, первый-второй тур
включает по 12 вопросов, третий занимательный – 7.
Первый тур “Загадки истории”, представлены
вопросы об истории открытия металлов I-II группы
главной подгруппы.
Второй – “Получение и применение щелочных и
щелочноземельных металлов, их биологическая
роль металлов”.
Третий – “Занимательная химия в мире щелочных и
щелочноземельных металлов” – направлена на
познавательный интерес и эрудицию участников
игры.
В первом и втором туре вопросы оцениваются от 1 до
3 баллов, взависимости от содержания. В третьем –
по 1 баллу за каждый правильный ответ,
максимальное количество – 7 баллов. На
выполнение каждого вопроса отводится от 1 до 2
минут
Выигрывает та команда, которая наберёт
наибольшее количество баллов. Команды, занявшие
первые три места в каждой кустовой игре,
принимают участие в финальной игре района.
Литература
- Новый энциклопедический словарь, М. Большая Российская энциклопедия 2001.
- Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии, ч.1, М. “Просвещение”, \1983;1992.
- Детская энциклопедия “ Я познаю мир. Химия”, М.АСТ, 2001.
- Гроссе Э., Васмантель Х. Химия для любознательных.
- Зайковский И.И. Занимательная химия.
- Шульпин Г.П. Эта увлекательная химия.
- Макареня А.А., Рысев Ю.В., Николаев А.Л Первые в рядах элементов, М. “Просвещение”, 1983.
I тур
История открытия и номенклатура
1. В какой группе периодической системы
находятся щелочные металлы?
Ответ: в первой;
2. Этот металл был открыт в 1817 году при
исследовании минерала петалита. Назовите металл
и кто его открыл?
Ответ: металл – литий, учёный Арфведсен;
3. Какой металл первоначально называли легион?
Ответ: литий;
4. В 1791-1792 гг. этот учёный предложил способ
получения соли данного металла, который стал
основным в промышленности и сохранял своё
значение всего до XIX века, в XX веке был вытеснен
аммиачно-хлоридным. Назовите, металл и его соль,
учёного данного способа и методом какого учёного
он был вытеснен?
Ответ: натрий – Na, соль – гидрокарбонат натрия;
предложен Лебланом; вытеснен методом Сольвэ.
5. Название этого металла буквально
обозначает “горшок-зола”-зола получаемая в
горшках.
Назовите учёного, который получил данный металл
и название металла: историческое и современное.
Ответ: потассий, калий.
6. Основанный в 1430 году город назывался
“Соль Камская” и в XVI-XVII вв. был крупным торговым
центром. Как это город называется сейчас и где он
находится?
Ответ: город Соликамск, находится на западном
склоне Урала у реки Кама;
7. Какой учёный получил в 1855 году данный
металл из его соли? Назовите учёного и название
металла.
Ответ: металл кальций; учёный Бунзен Роберт
Вильгельм;
8. Название элемента происходит от названия
деревни в Шотландии. Как называется элемент и
деревня в Шотландии?
Ответ: металл – cтронций; деревня в Шотландии
Стронциан.
9. Название данного металла произошло от
минерала, который в переводе с греческого
обозначает “тяжёлый”. Назовите минерал и
металл.
Ответ: минерал – барит, металл – барий.
10. В средние века алхимией занимались не
только профессионалы, но и любители. В 1602 году
болонский сапожник, любитель, заметил, что
вещество, полученное после нагрева тяжёлого
шпата с углём и с маслом, светится в темноте.
Вещество получило название “Болонский
светящийся камень или солнечный камень”. Какой
металл входит в состав тяжёлого шпата, составьте
формулу данного вещества и назовите.
Ответ: барий, сульфат бария – BaSO4.
11. История открытия этого металла
начиналась с сообщения французского физика о
том, что соли урана самопроизвольно испускают
лучи неизвестного происхождения, которые
засвечивают завёрнутую в чёрную бумагу
фотопластинку и сообщают воздуху свойство
проводить электрический ток. О каком металле
дана информация?
Назовите французского физика.
Ответ: металл – радий, Беккерель Антуан
Анри-французский физик.
12. В 1910 году Мария Кюри вместе с А. Дебьерном
путём электролиза соли получила этот металл.
В 1911 её работы были отмечены Нобелевской премией.
В 1934 году её не стало из-за лучевой болезни.
Какой металл стал причиной её гибели?
Ответ: металл радий.
II тур
Получение и применение
щелочных и щелочноземельных металлов, их
биологическая роль металлов.
1. Каким методом английский химик Гемфри Дэви
впервые получил щелочной металл, названный им
“потассий”?
Ответ: электролиз.
2. В какой цвет окрашивают пламя ионы щелочного
металла калия?
Ответ: фиолетовый.
3. Ампулу, с каким химическим элементом
нобелевский лауреат Мария Склодовская-Кюри
носила в качестве талисмана
Ответ: радий.
4. В текстильной промышленности его соединения
находят применения при отбеливании тканей, в
фармацевтической – для получения косметических
препаратов, в пищевой – для консервирования
мяса, в сельском хозяйстве – для изготовления
стимуляторов роста и инсектицидов.
Ответ: литий.
5. Медики пользуются солями данного металла
для лечения болезней, связанных с отложением
мочевой кислоты, они хорошо растворимы и
способствуют рассасыванию болезненных
отложений. Применять их необходимо при строгой
дозировке. О солях какого металла идёт речь и
почему требуется строгая дозировка?
Ответ: литий, токсичны.
6. Отсутствие солей данного металла приводит к
гибели организма, но такая угроза возникает
редко. В корм травоядных животных добавляют соль
данного металла. О солях какого металла идёт
речь? Назовите металл соли которого преобладают
в растительной пище.
Ответ: добавляют хлорид натрия; в
растительной пище преобладает соли калия.
7. В авиационных двигателях развивается высокая
температура и возникает необходимость
равномерно распределять теплоту. Какой металл
вводят в двигатель и какими свойствами он
обладает.
Ответ: натрий, теплоноситель.
8. Соединения этого металла способствуют
быстрому росту животных и регулирует сердечную
деятельность. Назовите металл.
Ответ: кальций.
9. Длительные космические перелёты создают
проблему в организме, связанную с состоянием
невесомости, то есть перехода ионов данного
металла в кровь. Ионы какого металла способны
создавать такую проблему?
Ответ: кальций состояние невесомости
способствует переводу ионов кальция из костей в
кровь и последующую потерю его с жидкими
выделениями из организма.
10. Изотоп данного металла, испуская ?-частицы,
способен постепенно разрушать костный мозг, что
приводит к белокровию или лейкемии. Назовите
изотоп данного металла.
Ответ: стронций-90.
11. Его соединения использую для производства
керамических изделий, красок, кожи, бумаги,
резины, сигнальных ракет, в медицине и атомной
промышленности. О соединениях какого металла
идёт речь?
Ответ: барий.
12. Содержание его достаточно мало,
предполагается, что небольшое содержание его
соли стимулирует деятельность костного мозга.
Назовите металл.
Ответ: барий.
III тур
Занимательная химия
1. Отгадайте ребусы, расположите представленные металлы в порядке возрастания относительной атомной массы.
(Рисунок 1)
Ответ: 1 литий; 2 натрий, 3 калий, 4 рубидий.
2. Какой металл изображён на экране?
(Рисунок 2)
Ответ: Магний.
3. Где спрятался натрий.
(Рисунок 3)
Ответ: 5.
4.
Первый слог – предлог известный.
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра,
К ней добавьте букву Й.
Чтобы целое узнать,
Нужно Вам металл назвать.
Ответ: на-три-й.
5. Поташ, селитру, сильвинит, какой металл
объединит?
Ответ: калий.
6. Соотнесите цвет пламени, которым окрашиваю ионы металлов, и металл:
Na – 1 – небесно-голубой;
Sr – 2 – кирпично-красный;
Ba – 3 – жёлто-зелёный;
Cs – 4 – фиолетовый;
K – 5 – кармино-красный;
Ca – 6 – жёлтый.
Ответ:
Na |
Sr |
Ba |
Cs |
K |
Ca |
6 |
5 |
3 |
1 |
4 |
2 |
Na – 6 – жёлтый;
Sr – 5 – кармино-красный;
Ba – 3 – жёлто-зелёный;
Cs – 1 – небесно-голубой;
K – 4 – фиолетовый;
Ca – 2 – кирпично-красный.
7. Соотнесите перевод названия металла с арабского и латинского с соответствую-щим металлом:
Li – 1 – небесно-голубой;
Na – 2 – тёмно-красный;
K – 3 – тяжёлый;
Rb – 4 – алкали;
Cs – 5 – сода;
Ca – 6 – камень;
Ba – 7 – известь.
Ответ:
Li |
Na |
K |
Rb |
Cs |
Ca |
Ba |
6 |
5 |
4 |
2 |
1 |
7 |
3 |
Li – 6 – камень;
Na – 5 – сода;
K – 4 – алкали;
Rb – 2 – тёмно-красный;
Cs – 1 – небесно-голубой;
Ca – 7 – известь;
Ba – 3 – тяжёлый.