Интеллектуальня игра "Щелочные и щелочноземельные металлы"

Разделы: Химия, Внеклассная работа

Классы: 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: определение, свойства, занимательные вопросы, щелочные металлы, щелочноземельные металлы


В Калининском районе города Новосибирска с 2001 города проходят тематические интеллектуальные игры среди учащихся 28 школ района. Игры проходят в два этапа: 2 кустовые и финал среди сильнейших школ района. В 2012 году в районе была проведена интеллектуальная (кустовая) игра “Щелочные и щелочноземельные металлы”, которую предлагаю для ознакомления.

Цель игры:

Общеобразовательная:

  1. Общение и систематизация знаний по теме “Щелочные и щелочноземельные металлы” с использованием элементов игры.
  2. Знакомство с историей открытия, применения и биологической ролью щелочных и щелочноземельных металлов.

Развивающие:

  1. Активизация интереса учащихся к истории химии.
  2. Развитие умений и навыков самостоятельного учебного труда с информационными источниками.

Воспитательные:

  1. Способность работать в коллективе.
  2. Формирование адекватной самооценки учащихся.
  3. Воспитание потребности в знаниях, познавательных интересов.
  4. Привитие интереса к химии.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, трафареты участников игры.

Форма. Интеллектуальная игра (командная).

Ход игры

Игра состоит из двух частей: интеллектуальной (три тура) и торжественно – поздравительной.
В игре принимают участие команды 24 школ района, которые разбиты на две группы по 12. Командам заранее даётся тема игры, готовятся к ней – это повышает интерес к предмету, развивает умение работать с дополнительной литературой.
Игра состоит из трёх туров, первый-второй тур включает по 12 вопросов, третий занимательный – 7.
Первый тур “Загадки истории”, представлены вопросы об истории открытия металлов I-II группы главной подгруппы.
Второй – “Получение и применение щелочных и щелочноземельных металлов, их биологическая роль металлов”.
Третий – “Занимательная химия в мире щелочных и щелочноземельных металлов” – направлена на познавательный интерес и эрудицию участников игры.
В первом и втором туре вопросы оцениваются от 1 до 3 баллов, взависимости от содержания. В третьем – по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимальное количество – 7 баллов. На выполнение каждого вопроса отводится от 1 до 2 минут
Выигрывает та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов. Команды, занявшие первые три места в каждой кустовой игре, принимают участие в финальной игре района.

Литература

  1. Новый энциклопедический словарь, М. Большая Российская энциклопедия 2001.
  2. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии, ч.1, М. “Просвещение”, \1983;1992.
  3. Детская энциклопедия “ Я познаю мир. Химия”, М.АСТ, 2001.
  4. Гроссе Э., Васмантель Х. Химия для любознательных.
  5. Зайковский И.И. Занимательная химия.
  6. Шульпин Г.П. Эта увлекательная химия.
  7. Макареня А.А., Рысев Ю.В., Николаев А.Л Первые в рядах элементов, М. “Просвещение”, 1983.

“Щелочные и щелочноземельные металлы”

I тур
История открытия и номенклатура

1. В какой группе периодической системы находятся щелочные металлы?
Ответ: в первой;

2. Этот металл был открыт в 1817 году при исследовании минерала петалита. Назовите металл и кто его открыл?
Ответ: металл – литий, учёный Арфведсен;

3. Какой металл первоначально называли легион?
Ответ: литий;

4. В 1791-1792 гг. этот учёный предложил способ получения соли данного металла, который стал основным в промышленности и сохранял своё значение всего до XIX века, в XX веке был вытеснен аммиачно-хлоридным. Назовите, металл и его соль, учёного данного способа и методом какого учёного он был вытеснен?
Ответ: натрий – Na, соль – гидрокарбонат натрия; предложен Лебланом; вытеснен методом Сольвэ.

5. Название этого металла буквально обозначает “горшок-зола”-зола получаемая в горшках.
Назовите учёного, который получил данный металл и название металла: историческое и современное.
Ответ: потассий, калий.

6. Основанный в 1430 году город назывался “Соль Камская” и в XVI-XVII вв. был крупным торговым центром. Как это город называется сейчас и где он находится?
Ответ: город Соликамск, находится на западном склоне Урала у реки Кама;

7. Какой учёный получил в 1855 году данный металл из его соли? Назовите учёного и название металла.
Ответ: металл кальций; учёный Бунзен Роберт Вильгельм;

8. Название элемента происходит от названия деревни в Шотландии. Как называется элемент и деревня в Шотландии?
Ответ: металл – cтронций; деревня в Шотландии Стронциан.

9. Название данного металла произошло от минерала, который в переводе с греческого обозначает “тяжёлый”. Назовите минерал и металл.
Ответ: минерал – барит, металл – барий.

10. В средние века алхимией занимались не только профессионалы, но и любители. В 1602 году болонский сапожник, любитель, заметил, что вещество, полученное после нагрева тяжёлого шпата с углём и с маслом, светится в темноте. Вещество получило название “Болонский светящийся камень или солнечный камень”. Какой металл входит в состав тяжёлого шпата, составьте формулу данного вещества и назовите.
Ответ: барий, сульфат бария – BaSO4.

11. История открытия этого металла начиналась с сообщения французского физика о том, что соли урана самопроизвольно испускают лучи неизвестного происхождения, которые засвечивают завёрнутую в чёрную бумагу фотопластинку и сообщают воздуху свойство проводить электрический ток. О каком металле дана информация?
Назовите французского физика.
Ответ: металл – радий, Беккерель Антуан Анри-французский физик.

12. В 1910 году Мария Кюри вместе с А. Дебьерном путём электролиза соли получила этот металл.
В 1911 её работы были отмечены Нобелевской премией.
В 1934 году её не стало из-за лучевой болезни.
Какой металл стал причиной её гибели?
Ответ: металл радий.

II тур
Получение и применение
щелочных и щелочноземельных металлов, их биологическая роль металлов.

1. Каким методом английский химик Гемфри Дэви впервые получил щелочной металл, названный им “потассий”?
Ответ: электролиз.

2. В какой цвет окрашивают пламя ионы щелочного металла калия?
Ответ: фиолетовый.

3. Ампулу, с каким химическим элементом нобелевский лауреат Мария Склодовская-Кюри носила в качестве талисмана
Ответ: радий.

4. В текстильной промышленности его соединения находят применения при отбеливании тканей, в фармацевтической – для получения косметических препаратов, в пищевой – для консервирования мяса, в сельском хозяйстве – для изготовления стимуляторов роста и инсектицидов.
Ответ: литий.

5. Медики пользуются солями данного металла для лечения болезней, связанных с отложением мочевой кислоты, они хорошо растворимы и способствуют рассасыванию болезненных отложений. Применять их необходимо при строгой дозировке. О солях какого металла идёт речь и почему требуется строгая дозировка?
Ответ: литий, токсичны.

6. Отсутствие солей данного металла приводит к гибели организма, но такая угроза возникает редко. В корм травоядных животных добавляют соль данного металла. О солях какого металла идёт речь? Назовите металл соли которого преобладают в растительной пище.
Ответ: добавляют хлорид натрия; в растительной пище преобладает соли калия.

7. В авиационных двигателях развивается высокая температура и возникает необходимость равномерно распределять теплоту. Какой металл вводят в двигатель и какими свойствами он обладает.
Ответ: натрий, теплоноситель.

8. Соединения этого металла способствуют быстрому росту животных и регулирует сердечную деятельность. Назовите металл.
Ответ: кальций.

9. Длительные космические перелёты создают проблему в организме, связанную с состоянием невесомости, то есть перехода ионов данного металла в кровь. Ионы какого металла способны создавать такую проблему?
Ответ: кальций состояние невесомости способствует переводу ионов кальция из костей в кровь и последующую потерю его с жидкими выделениями из организма.

10. Изотоп данного металла, испуская ?-частицы, способен постепенно разрушать костный мозг, что приводит к белокровию или лейкемии. Назовите изотоп данного металла.
Ответ: стронций-90.

11. Его соединения использую для производства керамических изделий, красок, кожи, бумаги, резины, сигнальных ракет, в медицине и атомной промышленности. О соединениях какого металла идёт речь?
Ответ: барий.

12. Содержание его достаточно мало, предполагается, что небольшое содержание его соли стимулирует деятельность костного мозга. Назовите металл.
Ответ: барий.

III тур
Занимательная химия

1. Отгадайте ребусы, расположите представленные металлы в порядке возрастания относительной атомной массы.

(Рисунок 1)

Ответ: 1 литий; 2 натрий, 3 калий, 4 рубидий.

2. Какой металл изображён на экране?

(Рисунок 2)

Ответ: Магний.

3. Где спрятался натрий.

(Рисунок 3)

Ответ: 5.

4.

Первый слог – предлог известный.
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра,
К ней добавьте букву Й.
Чтобы целое узнать,
Нужно Вам металл назвать.
Ответ: на-три-й.

5. Поташ, селитру, сильвинит, какой металл объединит?
Ответ: калий.

6. Соотнесите цвет пламени, которым окрашиваю ионы металлов, и металл:

Na – 1 – небесно-голубой;
Sr – 2 – кирпично-красный;
Ba – 3 – жёлто-зелёный;
Cs – 4 – фиолетовый;
K – 5 – кармино-красный;
Ca – 6 – жёлтый.

Ответ:

Na

Sr

Ba

Cs

K

Ca

6

5

3

1

4

2

Na – 6 – жёлтый;
Sr – 5 – кармино-красный;
Ba – 3 – жёлто-зелёный;
Cs – 1 – небесно-голубой;
K – 4 – фиолетовый;
Ca – 2 – кирпично-красный.

7. Соотнесите перевод названия металла с арабского и латинского с соответствую-щим металлом:

Li – 1 – небесно-голубой;
Na – 2 – тёмно-красный;
K – 3 – тяжёлый;
Rb – 4 – алкали;
Cs – 5 – сода;
Ca – 6 – камень;
Ba – 7 – известь.

Ответ:

Li

Na

K

Rb

Cs

Ca

Ba

6

5

4

2

1

7

3

Li – 6 – камень;
Na – 5 – сода;
K – 4 – алкали;
Rb – 2 – тёмно-красный;
Cs – 1 – небесно-голубой;
Ca – 7 – известь;
Ba – 3 – тяжёлый.

Рисунки

Презентация