Урок литературного чтения по теме "Клумба с колокольчиками. Звучащие стихи". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели и задачи урока:

  1. На материале поэтических текстов Е.Благининой, А.Усачева, С.Черного, М. Бородицкой обратить внимание детей на такой художественный прием, как звукопись, и обнаружить различные варианты его использования.
  2. Готовить детей к пониманию того, что поэты изучают малые фольклорные тексты и используют их особенности в своих произведениях.

Оборудование:

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.
  2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.
  3. Малаховская О.В. Литературное чтение. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник.
  4. Презентация PowerPoint.

Ход урока

1. Оргмомент

(Слайд 1)

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим наше путешествие в Волшебный лес.

А нашим проводником и помощником будет… Кто? (Слайд 2)

(Кот Ученый)

– Во время нашего пути в Волшебный лес он не тратил время зря, а собирал растения, которые встречались на нашем пути, на огородах Бабы-Яги.

– Попробуйте вспомнить их название и расскажите, чему научили вас эти растения.

2. Повторение пройденного. Кроссворд.

– Название этих растений спрятались в нашем кроссворде.

А р м р е п е й с т ь л г ю
У а р о м а ш к а п н о ь и
С д в ы п о д у в а н ч и к
Л я п о д с о л н у х ц у н
Ш е р н п и к р а п и в а е

(Репей, одуванчик, ромашка, подсолнух, крапива)

(Слайды 3-8)

– Репей помог узнать нам докучные сказки, Ромашка – считалки, Одуванчик – загадки, Подсолнух – заклички, а Крапива – скороговорки.

3. Постановка цели урока.

– А сегодня мы отправимся в гости к еще одному растению, а о ком пойдет речь, вы узнаете из загадки.

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчик)

– Почему его так назвали? (Слайд 9) (Похож на колокол).
– Какие еще значения у слова колокольчик?
– Какие бывают колокольчики? (Музыкальный, церковный, декоративный, школьный, корабельный, сувенирный)
Рассматривают фото различных колокольчиков. (Слайд 10)
– Что у них общего, кроме названия? (Форма колокола)

4. Работа в Тетради для самостоятельных работ.

1) “Речевая разминка”
– Прочитайте первую строку. Найдите лишнее слово. Объясни почему. (Кол – это острая палка)
– Что общего в словах колокол и колокольчик? (Колокол)
– Что из них больше по размеру? (Слайд 11)

2) Чтение стихотворения А. Толстого “Колокольчики”
– Раз мы уже столько узнали про колокольчики, я предлагаю вам прочитать про себя стихотворение Алексея Толстого (Слайд 12)
Чтение про себя.
Чтение вслух (выразительно)
– Как относится автор к колокольчику, как к живому или неживому предмету?
Докажите это, используя слова из стихотворения.
Дети отмечают в стихотворении те строчки, из которых видно, что колокольчики живые (“…глядите на меня, головой качая…”)

– Стихи Алексея Толстого, написанные с такой теплотой и любовью, тронули сердце композиторов того времени, и русская публика вскоре услышала романс, который исполнил замечательный русский певец – тенор Сергей Лемешев.
Давайте послушаем отрывок из этого романса.
Дети слушают романс.

5. Динамическая пауза. Игра “Озвучка”

– Под звуки замечательного романса мы оказались на клумбе.
Но почему же не слышно никаких звуков?
Какие звуки мы можем услышать на клумбе? (Звуки насекомых, ветер, шуршание травы..) (Слайд 13)
– Давайте попробуем оживить нашу картинку.
На нашу клумбу будут по очереди прилетать различные насекомые (Пчела, комар, кузнечик, жук, стрекоза, бабочка), а вы звуком попробуйте показать звуки, которые издают эти насекомые.
Встают около парт. Имитируют звуки различных насекомых.
– Какое насекомое мы не слышим? (Бабочка)
– Этот звук неуловим для нашего уха.
Хор насекомых (по рядам)

6. Работа с учебником. Проблемная ситуация.

(Слайд 14)

– Сейчас мы отправляемся на волшебную клумбу с колокольчиками в нашем учебнике.
Чтение задания в учебнике.
– Почему колокольчики любят больше всего звучащие стихи? Что такое звучащие стихи?
– Вы сможете ответить на эти вопросы сейчас? (Варианты ответов детей)
– Тогда отправляемся в путь – к новым знаниям.
А в конце урока мы вернёмся к этим вопросам, и вы сможете дать на них верные ответы.

7. Работа в учебнике. Стихотворение Е.Благининой “Жук”

– Давайте прочитаем произведение Елены Благининой. (Слайд 15)
Чтение про себя (или жужжащее чтение).
Словарная работа. (Слайд 16-17)
Объясняется значение слов “жимолость” и “кожух” с использованием фотографий.
Жимолость – кустарниковое или вьющееся растение с душистыми цветками.
Кожух – верхняя одежда из кожи, овчинный тулуп.
Чтение вслух.
– А что вы заметили интересного, читая это произведение? (Повторяется один и тот же звук [ж])
– В каких словах?
– Зачем автор использует этот прием? (Показать жужжание жука)
– Что это: закличка, скороговорка или считалка? (Это скороговорка)

8. Работа в парах.

(Слайд 18)

– Прочитайте своему соседу этот текст, чтобы слышалось жужжание жука.
Чтение в парах.
Чтение – спринт (быстрое)
Чтение хором.

9. Чтение стихотворения Андрея Усачева “Оса”

(Слайды 19-20)

Чтение про себя
Чтение вслух.
– Какой звук повторяется? (Звук [з])
– Почему в конце он поменялся на другой звук? (Прилипла к варенью)
Работа в парах.

10. Динамическая пауза. Зарядка для глаз “Божья коровка”

(Дети следят за перемещением жука по экрану) (Слайды 21-26):

– в центре;
– в верхнем правом углу;
– в нижнем правом углу;
– в левом нижнем углу;
ЖУК-НЕВИДИМКА;
– вверх;
– вправо;
– вниз;

– Где жучок? (в нижнем правом углу)

11. Работа с Хрестоматией.

(Слайд 27)

– Чтобы еще лучше запомнить, что такое звучащие стихи, Михаил Потапович предлагает вам найти и прочитать в Хрестоматии звучащие стихи.
– Девочки находят и читают стихи Марины Бородицкой “Разговор с пчелой”, а мальчики– Саши Черного “Песня мухи”
– Как нам их найти? (По оглавлению в Хрестоматии)
Марина Бородицкая “Разговор с пчелой” (Стр. 13)
Саша Черный “Песня мухи” (Стр. 45)
Работа с текстами. (Слайды 28-30)
Чтение про себя.
Чтение вслух.

12. Итог урока.

– Теперь вы можете мне ответить, что такое звучащие стихи?
При помощи звуков речи авторы передают различные звуки, окружающие нас (пение птиц, журчание ручейка, жужжание насекомых, шелест листвы)
Почему колокольчики любят звучащие стихи? (Слайд 31)

13. Домашнее задание.

Дома вы поменяетесь ролями и прочитаете другие стихи из Хрестоматии (мальчики– стихи
М Бородицкой, а девочки – С. Черного)
Если вам понравилось читать звучащие стихи, то вы сможете прочитать их с другом по ролям, а можете разыграть целый спектакль.

14. Заключительная часть.

Кто узнал, что такое звучащие стихи и кому понравилось их читать, я прошу встать.
Так как колокольчики любят различные звуки – давайте подарим им дружные аплодисменты.
Спасибо за урок. (Слайд 32)