Внеклассная работа по теме "Марьины коренья"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель урока: формирование умения видеть красоту мира, слова.

Задачи урока:

  • формировать умение видеть красоту природы, творчества;
  • развивать интерес к природе, событиям и людям Красноярского края;
  • воспитывать интерес к чтению, к занятиям художественным творчеством.

Оборудование: Слово родного края” – книга для чтения в младших классах. Красноярское книжное издательство 1997; портрет В.П. Астафьева; географическая карта Красноярского края; репродукции картин: А.А. Довнар (“Марьины коренья”, “Цветы августа”), рисунки детей.

Ход занятия

1. Мотивация

Ребята, о чём пословицы говорят: “Будешь книги читать – будешь всё знать”, “Книга – лучший друг”, “Золото добывают из земли, а знания – из книги”?

“Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг” – так говорил великий учёный нашей Родины М.В. Ломоносов. Вы согласны с этим высказыванием? Почему? Вот с помощью чтения мы, как жители нашего края, будем его познавать: знакомиться с литературой и искусством края и самим краем. А помогать нам будет замечательная книга “Слово родного края”. (Читаю на с.5 обращение к юному читателю). Так как называется наш край? Что вы знаете о нём?

(Показать Красноярский край на географической карте). Красноярский край – это огромный регион на территории Российской Федерации. Николай Оёгир – эвенк посвятил России замечательное стихотворение (с.111) Какие строки из стихотворения вам особенно понравились? Прочитайте. Прочитайте, где живут ненцы, эвенки, долганы, нганасаны? Кто такие россияне? [2] Сегодня мы будем говорить об особенных людях Красноярского края.

2. В.П. Астафьев

– русский писатель, родился 1 мая 1924 года в с. Овсянке Красноярского края, умер в родном селе 29 ноября 2001 года. (Портрет В.П. Астафьева) Судьба испытала его на прочность: отца в 1930 году раскулачили, потом умерла мать. Детство писателя было тяжёлым, сиротским, даже школу не удалось окончить. Не обошла Виктора Петровича и Великая Отечественная война. Он воевал, был ранен. За боевые заслуги получил орден Красной Звезды и несколько медалей: “За отвагу”, “За освобождение Польши”, “За победу над Германией”. Главная тема, проходящая через всё его творчество – война, увиденная глазами русского деревенского человека и тема природы. Астафьев очень любил природу России и в своих произведениях призывал к бережному отношению к ней. Он много говорил и писал о сохранении родного слова. В газете “Красноярский рабочий” (15. 02.1997) была напечатана его статья “Очарованные словом”. В ней он вспоминает учителя русского языка и литературы Игнатия Дмитриевича Рождественского, который сумел заинтересовать детей русским словом, зажечь искорку познания. Они “подтянулись и принялись учиться подходяще и по другим предметам”.

В обращении к “Юному читателю” говорится, что красив наш край и богат, есть поляны в цвету, … Цветы – вечные спутники нашей жизни. Они сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становится наша жизнь.

Когда люди устают от суеты и будничности, от унылого однообразия, они выбираются на природу, где их настроение врачуют деревья, птицы и цветы. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни[3]. (с.170) Георгий Суворов писал:

Цветы, цветы… Как много их,
И розовых, и голубых,
Как мотыльков на тонких стеблях [2]

И у Виктора Петровича есть рассказ о цветах: “Марьины коренья” (1962 г.).

(Чтение отрывка из рассказа “Марьины коренья” с.171-173 и ответ на вопрос к рассказу). Сибирские цветы и солдаты. Что их сближает в рассказе Виктора Петровича Астафьева? [2].

И Анатолий Третьяков в своём стихотворении “Марьины коренья” восхищается их красотой (с. 34). (Чтение стихотворения и ответ на вопросы к нему). “Горели Марьины коренья”… Почему слово “горели” кажется поэту не совсем верным и он поправляет себя: “пылали”? Как передал это художник А.А. Довнар на своей картине “Марьины Коренья”? (Тихое рассматривание картины) [2].

3. Довнар Антон Аркадьевич – живописец (1939 – 2005)

Художник Довнар передал красоту этих цветов на картине “Марьины коренья”. Что видите на картине? Можно ли сказать, что картина созвучна с прочитанными произведениями? А кто любовался сам красотой этих цветов? Какое ваше впечатление о них? Что знаете? (Цветок используется человеком как лекарственное растение, имеет несколько названий.). Чем отличаются тексты от картины?

Довнар А.А. – Заслуженный художник РСФСР с 1991 года. Участник художественных выставок с 1964 года. Родился в д. Самково Казачинского района Красноярского края. Учился в Красноярском художественном училище имени Сурикова В.И. (1959 – 1964). Жил и работал в Красноярске [8].

4. Игра “Прекрасный”

“Тёплый луч упал на землю. Он согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая голову вслед за солнцем”.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднять голову, распрямить голову, распрямить корпус, руки поднять и развести в стороны – цветок расцвёл; голову слегка откинуть назад, медленно повернуть вслед за солнцем. Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены. [1]

Какие красивые цветы вы показали! Каким цветком вы себя представляли?

5. Память

1 мая 2014 года – 90 лет со дня рождения Астафьева В.П.

Видеофильм: В.П. Астафьев. Посвящение (www.youtube.com)

Живописец Довнар А.А. и русский писатель Астафьев В.П. оставили добрую память – картины и книги, которые будут жить. Рассказы Виктора Петровича включены в учебники для детей. (Обращение к выставке книг Астафьева и картинам Довнара – сайт: Натюрморт, галерея картин красноярских художников).

6. Итог

Посмотрите, какие красивые Марьины коренья вы нарисовали и принесли на занятие. Эти “багрово-розовые с жёлтыми зрачками” цветы растут в нашем Красноярском крае. Пусть они живут и пылают долго на Земле, украшают её. А мы постараемся беречь Марьины коренья! Марьин корень – пион дикорастущий. На языке цветов пион – пламенная любовь. Он полюбил наши сибирские места, поэтому мы можем любоваться им. Это растение имеет несколько названий – Марьина трава, сердечные ягоды, шегня. Последнее, возможно, имеет монгольское происхождение и было в ходу у татар Сибири[9]. Вот какими талантливыми людьми богат наш Красноярский край, которые своим творчеством помогают нам увидеть красоту природы.

Взгляните на раскрывшийся пион
С пунцовыми литыми лепестками
И он напомнит вам волшебный сон,
Волшебный сон из сказки с чудесами.
Он затаённым пламенем горит,
Но ярко лепестки его лучатся,
И аромат такой разит,
Что можно в аромате искупаться. [3]

Литература

  1. Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Часть 2. Под редакцией А. Я. Данилюка. Москва: Просвещение, 2011.
  2. Размахнина В.К., Алёхин А.И. Слово родного края. Книга для чтения в младших классах. – Красноярское книжное издательство, 1997
  3. Синицын В.А. Путь к слову /Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников/ – Москва: АО “СТОЛЕТИЕ”, 1996.
  4. www.vsesochineniya.ru
  5. www/citaty.su/krakaya-biografiya-viktora-astafeva
  6. Сайт. Галерея картин красноярских художников. Натюрморт.
  7. Сайт: домискусств24.рф>Союз Художников>…/dovnar-anton-arkadevich
  8. Википедия.