“Все хорошие и настоящие художники проводят линии согласно картине, запечатленной в их сознании, а не согласно натуре”.
Шарль Бодлер.
Одним из путей создания условий для развития и воспитания личности ребенка является художественно-эстетическое воспитание. На художественном отделении МАОУ ДОД “ДШИ им. Л. А. Старкова” занятия с обучающимися организованы по комплексной программе, главными ориентирами которой являются образование и духовно-нравственное развитие. На занятиях художественного отделения дети получают возможность расширить свои знания, овладеть основными способами и приемами, научиться работать разнообразными художественными материалами, понимать язык изобразительного искусства, использовать средства художественной выразительности. Полученные при обучении знания, умения, навыки помогают юным художникам расширить кругозор, интеллект, воспитать вкус и интерес к искусству и творчеству, главной педагогической ценности в школе искусств, ориентируясь на которое педагоги учреждения рассматривают его, как универсальный механизм развития личности.
Обучая детей в школе искусств, я пришла к выводу, что предмет “Рисунок” является основополагающим в комплексной программе, т.к. именно он развивает художественные способности детей, образное мышление, воображение. Этот предмет помогает юным художникам познать мир. “Рисунок” имеет свой образный язык, освоение которого дает детям возможность увидеть и передать красоту окружающей среды, в которой живет человек, красоту повседневных предметов быта. К его основным художественно-выразительным средствам относятся: линия, пятно, штрих, светотень, тон. С помощью данных средств обучающиеся могут передать свое восприятие мира, поделиться со зрителем тем, как они осмыслили и оценили увиденное. Основной принцип рисования – достижение максимальной выразительности изображаемого объекта графическими материалами. Изображение объектов на рисунке может быть приближено к реальному их виду или включать в себя элементы стилизации. С целью усиления индивидуальных особенностей изображаемого объекта в рисовании особое внимание уделяется сознательному использованию линии.
Линия – это один из главных художественно выразительных приемов в изображении рисунка. Она активно используется в набросках, в декоративном рисовании, в графике. Ее эмоциональная палитра разнообразна: она может быть тонкой, изысканной и жесткой, колючей, угловатой, решительной, смелой, порывистой и неуверенной, робкой, плавной и певучей, легкой и тяжелой. Линия может иметь и пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Применение разных по характеру линий дает обучающимся возможность решать пластические и пространственные задачи. Линия обучающихся художественного отделения отличается от “Чертежной”, проведенной по линейке, так как она получается прямая и тонкая. Юные художники таким приемом не пользуются из-за его однообразия. Линия на рисунках детей необычная; она “живая”, динамичная, меняющаяся и ускользающая. Юные художники не могут обойтись без неё в своем творчестве, так как линия несет в себе информацию об изображении. Поэтому начиная учиться рисовать, первоклассникам художественного отделения “ДШИ им. Л. А. Старкова” необходимо освоить технические приемы владения карандашом, которые будут способствовать успешному усвоению практики изобразительной грамоты. Первоначальные занятия напоминают физические упражнения. Они развивают динамику и укрепляют мелкие мышцы кисти руки для определенной, требующей точности, длительной работы во время рисования. Не следует думать, что, проделав несколько раз эти упражнения, можно считать себя достаточно подготовленным. Для развития художественного мастерства необходимо постоянно работать, улучшать владение навыками. Техник работы линией много, и каждый обучающийся художественного отделения использует их по-своему. Используя на занятиях линию, мы определяем форму и обозначаем ею контуры, выявляем объем и пространство, а изменяя тональность, юные художники могут передать воздушную перспективу. В старших классах обучающиеся художественного отделения нашей школы умело используют контраст и нюанс линии, простыми средствами решают различные композиционные задачи. А выпускники знают, что, изображая пространство, необходимо отказаться от контрастных линий, т.к. они нарушают масштабное соотношение и умело используют этот прием на практике, определяя границу формы и ее выразительный контур: толстые, жирные линии утяжеляют форму, создавая впечатление веса, массы; вертикальные линии вызывают ощущение устойчивости; диагональные – динамику; горизонтальные – покой; кривые линии передают впечатление замкнутости или текучести.
Я убеждена, что, обучая детей предмету “Рисунок” с раннего возраста, необходимо научить основам работы с линией, а в дальнейшем обучении знания по предмету углублять и совершенствовать, т.к. рисование помогает сформировать у детей умение творчески мыслить и воплощать свои замыслы, используя базовые законы рисунка, разные технические средства и приемы. Считаю, что за время обучения предмету необходимо донести до обучающихся, что используя разнообразие важнейших художественно-выразительных средств, дети научатся передавать тончайшие психологические нюансы создаваемой композиции в рисунке, так как плавность линии, ее повороты, изгибы, динамическая направленность, тональность, гармония тоновых сочетаний и взаимодействие с другими линиями воспринимается зрителями, как музыка, как певучесть. Каждому педагогу-художнику важно суметь “раскрепостить” обучающихся в процессе создания рисунка,а их творческую энергию, направить на воспитание мира чувств и активной отзывчивости.
Список литературы:
-
Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: учебник. – М.: Эксмо, 2005.
-
Орловский Г. И. Учитесь смотреть и видеть. М.: Просвещение, 1969.
-
Прытков В. А. Любимые русские художники. М.: издательство Академии художеств, 1963.