Объемы прямой призмы и цилиндра

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)


Тип урока: урок обучения умениям и навыкам.

Форма урока: урок-практикум.

Цель на урок: выработать умение применять формулы для вычисления объёма прямой призмы и цилиндра при решении задач.

Задачи на урок:

  • дидактические: повторить формулы для вычисления объема прямой призмы и цилиндра многоугольников; учиться применять формулы для вычисления объема прямой призмы и цилиндра при решении задач; рассмотреть задачи на вычисление объема призмы, вписанной в цилиндр и призмы, описанной около цилиндра; контроль уровня усвоения основных знаний, умений и навыков по данной теме.
  • развивающие: развивать познавательный интерес у учащихся, логическое мышление, интеллектуальные способности; формировать математическую речь; развивать умения применять знания в конкретной ситуации; развитие самостоятельной деятельности обучающихся.
  • воспитательные: воспитывать у учащихся потребность в приобретении и углублении знаний, вырабатывать умение слушать и вести диалог, формировать эстетические навыки при оформлении записей в тетради.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, листы на каждого ученика с подбором заданий по теме урока, заданий для самостоятельной работы, домашней работы, дополнительная задача.

Средства обучения: мультимедийная презентация к уроку “Объем прямой призмы и цилиндра”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы будем решать задачи по теме “Объемы прямой призмы и цилиндра” из открытого банка ЕГЭ, это группы В10, В13.

Слайд 1

Французский государственный и военный деятель, инженер и ученый Лазар Карно сказал: “Первое условие, которое надлежит выполнять в математике, – это быть точным, второе – быть ясным и, насколько можно, простым”.

Слайд 2

Исходя из темы урока, какие задачи вы можете перед собой поставить?

Слайд 3

Задачи, которые мы сегодня будем разбирать, может быть, кому-то покажутся легкими, но без знания соответствующего теоретического материала справиться с ними практически нельзя.

II. Устная работа.

На предыдущем уроке мы вывели формулы для вычисления объемов прямой призмы и цилиндра. Какова общая запись этих формул?

Слайд 4

Какие фигуры наиболее часто встречаются в основании прямой призмы в задачах ЕГЭ?

Треугольник

Как найти площадь прямоугольного треугольника, правильного треугольника, произвольного треугольника? Какие еще формулы для вычисления площади произвольного треугольника вы знаете?

Слайд 5

Четырехугольник

Как найти площадь квадрата, прямоугольника, параллелограмма, ромба? Какие еще формулы для вычисления площади параллелограмма вы знаете?

Слайд 6

Правильный шестиугольник

Как найти площадь правильного шестиугольника?

Слайд 7

Давайте также вспомним еще ряд соотношений, необходимых для успешности как сегодняшнего урока, так и для решения задач по геометрии в целом.

С помощью каких формул можно вычислить радиусы описанной и вписанной окружностей для

  • правильного треугольника,
  • прямоугольного треугольника,
  • квадрата,
  • прямоугольника,
  • правильного шестиугольника?

Слайд 8

Для решения задач нам также потребуются некоторые отношения подобия.

  • Как найти коэффициент подобия для подобных многоугольников, для кругов?
  • Чему равно отношение периметров подобных многоугольников?
  • Чему равно отношение площадей подобных фигур?
  • Чему равно отношение объемов подобных тел?

Слайд 9

Ответьте, пожалуйста, ещё на ряд вопросов.

  1. Во сколько раз увеличится площадь треугольника, если его стороны увеличить в 3 раза?
  2. Во сколько раз увеличится площадь прямоугольного треугольника, если один из катетов увеличить в 5 раз?
  3. Как изменится площадь квадрата, если его стороны уменьшить в 4 раза?
  4. Как изменится площадь прямоугольника, если одну из его сторон увеличить в 2 раза, обе стороны увеличить в 2 раза?
  5. Как изменится площадь правильного шестиугольника, если его стороны уменьшить в 1,5 раза?
  6. Как изменится объем призмы, если все ребра уменьшить в 3 раза; если стороны основания уменьшить в 3 раза, а высоту оставить неизменной?
  7. Как изменится объем цилиндра, если увеличить его высоту в 7 раз, а основание оставить прежним?
  8. Представьте себе ситуацию: воду из одного сосуда переливают во второй сосуд, дно которого с коэффициентом 2 подобно дну первого сосуда. Как изменится при этом уровень воды?

III. Решение тренировочных упражнений.

Итак, всю необходимую теорию мы повторили, приступаем к решению задач.

Одним из пунктов домашнего задания был выбор из прототипов открытого банка ЕГЭ заданий на вычисление объема прямой призмы и цилиндра и распределение их по группам. Какие группы вы получили, и какие задания отнесли к той или иной группе?

Призма Цилиндр Призма, описанная около цилиндра Призма, вписанная в цилиндр
27047

27048

27082

27083

27084

245357

245335

245344

27045

27046

27053

27091

27118

27196

27199

27200

27201

27041

27042

27049

27050

Для удобства, я выделила эти задачи в отдельный блок (задания для классной работы) (Приложение 1). При отборе задач кое-кто из вас, вероятно, уже “прикинул”, как они решаются. Кто хочет проверить свои силы и решить несколько аналогичных задач самостоятельно? Раздать варианты задач для самостоятельного решения (решить не менее любых пяти из десяти предложенных). (Приложение 2)

Ну а с остальными поработаем вместе.

Прежде чем мы приступим к решению, три ученика пойдут к доске и оформят решение задач на вычисление объема части цилиндра на доске, это задачи 7 – 9.

Задача 1.

Дополнительный вопрос: с чем совпадает высота прямой призмы?

Слайд 12

Задача 2.

Ученик комментирует решение с места, краткая запись появляется на экране.

Слайд 13

Задача 3.

Слайд 14

Задача 4.

(для определения объема тела лучше всего подходит способ, изобретенный еще Архимедом: будучи погруженным в жидкость, тело вытесняет ровно столько, сколько и составляет его объем).

Слайд 15

Задача 5.

Слайд 17

Задача 6.

(выразим измерения второго цилиндра через измерения первого и упростим получившееся выражение, отделим произведение, равное объёму первого цилиндра и вычислим объем второго)

Слайд 18

Задачи 7 – 9

(прокомментировав решение, ученики садятся, все остальные записывают решение задач в тетради)

Слайды 19–21

Прежде чем приступить к решению следующих задач, давайте вспомним, какая призма называется вписанной в цилиндр? Какую призму можно вписать в цилиндр?

Слайд 23

Какие конфигурации тел чаще всего встречаются в задачах ЕГЭ?

Слайд 24

Задача 10.

Слайд 25

Какую призму называют описанной около цилиндра? Какую призму можно описать около цилиндра?

Слайд 26

Слайд 27

Задача 11.

Слайд 28

Ну а теперь поменяемся местами. Те учащиеся, кто работал самостоятельно, отложите работы, чуть позже мы их проверим, а те ребята, которые работали вместе со мной, проверят свои силы при выполнении самостоятельной работы. Перед вами лежат задания в двух вариантах, в каждом варианте по десять задач. Вам необходимо решить не менее трех из них. Какие задачи выполнить – выбирайте сами.

(более сильной группе ребят выдать тексты дополнительной задачи с изображением призмы) (Приложение 3)

Дополнительная задача

Все ребра правильной треугольной призмы равны между собой. Найдите объем призмы, если площадь сечения плоскостью, проходящей через сторону BC нижнего основания и середину ребра верхнего основания, равна .

Итак, вы ознакомились с условием задачи, решать на уроке мы её не будем, но чтобы вы дома успешно с ней справились, давайте составим план решения.

Первый пункт лежит на поверхности и мы его выполним:

Построить сечение призмы.

(Пусть К – середина ребра А1В1. Точки В и К лежат в одной плоскости, соединим их. Так как плоскости АВС и А1В1С1 параллельны, то секущая плоскость пересекает их по параллельным прямым. Через точку К проведем прямую, параллельную ВС, пусть она пересекает ребро А1С1 в точке М. Точки М и С лежат в одной плоскости, мы их соединяем).

Слайд 29

Учащиеся высказывают предположения о дальнейшем ходе решения, учитель производит корректировку.

Слайд 30

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Итак, занятие подходит к концу. Давайте подведем итоги. Каждый из вас сегодня поработал самостоятельно. Возьмите ваши работы, поменяйтесь с рядом сидящим, оцените работы друг друга. Вспомните, отвечал ли ваш товарищ сегодня устно, сколько раз он отвечал, правильно ли. Добавьте по баллу за каждый правильный ответ.

Если ваш товарищ набрал

  • 5 баллов и больше, поставьте ему “5” (отлично)
  • 4 балла – “4” (хорошо)
  • 3 балла – “3” (удовлетворительно)

Кто получил отметку отлично, хорошо? Есть такие, чья работа была неудовлетворительной?

Попробуйте дома разобраться в своих ошибках, выяснить причину, по которой вы их допустили.

Ну а сейчас мне хотелось бы, чтобы каждый из вас определил, на какой ступеньке изучения данной темы он находится?

Слайд 32

Есть стоящие лишь на первой ступени? На последней ступени? Сделайте соответствующие выводы.

V. Информирование о домашнем задании. (Приложение 4)