Значение театрализованных праздников в развитии личностных качеств дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка.

По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в равной степени развито и эмоциональное, и интеллектуальное начало. К сожалению, чаще всего пренебрегают эмоциональным воспитанием. “Гармония ума и сердца – вот конечная цель воспитания современного человека”. (Д.Б.Кабалевский)

Воспитать цельную личность – нелегкая задача. В отечественных исследованиях последних лет отмечается усложнение рефлексивной жизни ребенка старшего дошкольного возраста. На рубеже дошкольного и школьного возраста возникает переживание ребенком собственного “Я”, своей субъективности, являющегося основой для личностно значимого восприятия музыки и рефлексирования в процессе музыкального мышления.

Программа “Детство” ориентирует педагога на вовлечение ребенка в процесс общения с музыкой на основе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства, творчества. Решению важнейших задач программы – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность – способствуют театрализованные праздники и развлечения. Являясь синтезом различных видов искусства: литературы, музыки, танца – театрализованные праздники особенным образом воздействуют на психическое развитие дошкольников, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на внутренний мир ребенка, преобразуют его, формируют в нем качества, необходимые для дальнейшей полноценной жизни, активной социализации и творческой самореализации.

На театрализованных праздниках большое внимание уделяется классической и фольклорной музыке в сочетании с детской и современной. Эффект воздействия музыки на эмоционально – психическое состояние детей заключается в ее общедоступном языке. Это язык чувств и эмоций понятный всем. Вызывая различные ассоциации радости или горя, торжества побед и горечи поражений, музыка обогащает образную сторону процессов восприятия и художественной деятельности, вовлекает дошкольников в эмоционально – образное познание на основе переживания, проживания (уподобления) как активной формы присвоения опыта, формирования эмоционально – нравственного отношения к миру, активизирует творческое начало в театрализованной деятельности детей.

Неоценима воспитательная роль театрализованных праздников, в основу которых положена основная сюжетная линия – музыкальная сказка. Она учит доброте, чуткости, смелости, формирует понятие добра, которое всегда вознаграждается за положительные поступки и действия, и зла, которое непременно оказывается наказанным. На примере сказок, дети учатся жить в окружающем мире, творить добро, помогать тем, кто нуждается в помощи. С помощью ярких образов и сюжетов, в которых каждый дошкольник ищет себя, проще усваивать жизненные ценности и приобретать необходимые навыки.

Радость творчества, активное взаимодействие с взрослыми на театрализованных праздниках, уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности.

Театрализованные праздники, на которых царит атмосфера взаимопонимания, помогают максимально раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, поддержать его веру в свои творческие возможности, сохранить живую детскую непосредственность, индивидуальный язык самовыражения.

“Чудеса под Новый год”.

Театрализованный праздник по мотивам сказки Т. Яковлевой “Подарок”.

Цель: влияние театрализованных праздников на развитие личностных качеств старших дошкольников.

Задачи:

  1. Развивать эмоциональную сферу детей, подарить радость от встречи с любимыми героями, общения друг с другом, совместного творчества.
  2. Развивать интерес к театрализованной деятельности, создать атмосферу комфорта и доверия, в которой каждый ребенок может почувствовать себя артистом.
  3. Способствовать формированию и развитию морально – нравственных установок – доброжелательность, взаимопомощь. Сопереживание, желание помогать друг другу.
  4. Формировать навыки коммуникативного общения.
  5. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами музыкальной деятельности.

Музыкальный репертуар:

  1. “Вальс снежных хлопьев” П. Чайковский.
  2. “Снегири” муз. Т. Некрасовой, сл. В.Суслова.
  3. “Танец снежинок” муз. Ф. Шуберта, движения Т. Суворовой.
  4. “Танец снеговиков” муз. З.Роот.
  5. “Новогодние мечты” муз. И слова М. Еремеевой.
  6. “Вальс” муз. Л.Делиба.
  7. “Едет, едет Дед Мороз” муз. и слова З. Роот.
  8. “Из чего родилась музыка” Т. Тютюнниковой, “Карийон”, “Ветер”.
  9. “Снежный вальс” Л. Бирнова.
  10. “Колыбельная медведицы” муз. Е.Крылатова.

Предварительная работа:

– знакомство детей со сказкой Т. Яковлевой “Подарок”;
– разучивание с детьми литературного текста и ролей героев представления;
– разучивание песен: “Снегири” муз. Т. Некрасовой, сл. В. Суслова, “Новогодние мечты” муз. и сл. М Еремеевой;
– разучивание с детьми танцевальных композиций: “Танец снежинок” муз. Ф. Шуберта, движения Т. Суворовой, “Танец снеговиков” муз. и движения З. Роот.

В зале декорации зимнего парка. Деревья заснеженные, скамейка.

Дети входят в зал и занимают заранее приготовленные места.

Звучит музыка П. Чайковского “Вальс снежных хлопьев”.

Ведущий:

Зимний вечер, словно свечи, звездочки зажег.
Зимний ветер, стылый ветер на сугроб прилег.
Издалека очень, из страны долгой ночи,
Сударыня зима прилетела,
В белые одежды землю всю одела.
Стало на улице светло и нарядно.
Пора! К Новому году готовиться надо.
Торопятся папы и мамы,
Спешат подарки и елки купить малышам.
В заснеженном парке сугробы повсюду,
Как в сказке рождается зимнее чудо.
Постой и послушай, замри не дыша-
Услышишь, как тихо снежинки шуршат.

Танец: “Снежинок” муз. Ф. Шуберта.

Ведущий: Чья мама бредет по дорожке устало и шепчет:

Мама:

Как жалко, что денег так мало!
Ни елочки нет у меня, ни подарка…
Ну что же мне делать, дочурку так жалко.
Ждет Любочка дома, сидит у окошка-
Печальные глазки, озябшие ножки.
Обрадовать дочку попробуй, сумей-ка!
Придумать бы что! Посижу на скамейке.

“Ветер” поднимается и под музыку летает по парку. Фонограмма “Шум ветра”.

Ветер:

Посиди, подожди, не грусти!
Невесело сумку пустую нести.
Сегодня в гостях ты у старого парка,
Зачем же домой уходить без подарка?
Про печали забывай и тихонько засыпай…

“Мама” засыпает. “Колыбельная медведицы” муз. Е. Крылатова.

“Ветер” оглядывается кругом.

Ветер:

Ах, проказницы – снежинки,
Все тропинки занесли.
Нужно порядок навести
И дорожки подмести.
Снеговики, что зря стоите?
Идите, ветру помогите.

“Танец снеговиков” муз. З. Роот.

Ветер: Вот теперь порядок,

Можно и Деда Мороза встречать.

Звучит вступление к песне “Едет, едет Дед Мороз” муз. З. Роот (стук копыт и бубенчики).

Ведущий:

Просыпались музыкой звоны,
По парку летят белоснежные кони.
Сани снежинками нежно искрятся,
Подумала мама, что это ей снится.

На “санях” въезжает Дед Мороз со Снегурочкой. Замечают на скамейке “маму”.

Дед Мороз:

Ну, Ветер – проказник,
Испортил нам праздник!
Почему не следил, проворонил,
В парке сидеть разрешил посторонним?

Ветер:

Дед Мороз, не годиться сердиться.
Смотри, я дорожки все в парке подмел,
Снежком запорошил все елочки, ели.
Веселые птицы к нам в парк прилетели
И к празднику все готовятся дружно, послушай…

Песня: “Снегири” муз. Т. Некрасовой, сл. В. Суслова.

Ветер:

А женщина спит,
Лучше спроси, что ей нужно.
Ведь ты же добрее всех дедов на свете!

Дед Мороз (смеется):

Ох, хитрый ты, Ветер!
Но в сказку попала она.
Непорядок!

Сорока: (подлетает к ним):

Помочь бы ей нужно! Кар – кар!
Помочь бы ей надо! Кар – кар!
Ну как ей домой без подарков идти?
Как сумку пустую дочурке нести?

Снегурочка прижимается к Деду Морозу.

Снегурочка:

Ах, жалко! Подарков у нас не осталось!
Пустой твой мешок и пусты наши сани,
Лишь елочка маленькая и осталась.

Снегурочка подходит к “маме”. Достает из муфты котенка.

Снегурочка:

Возьми! Это мой ненаглядный дружок!
Пусть станет подарком котенок Снежок!
И вот еще елка. Пора тебе в путь,
А в сказку дорогу, смотри, позабудь!

Звучит вступление к песне: “Едет, едет Дед Мороз” муз. З. Роот.

Дед Мороз со Снегурочкой “уезжают на тройке”.

Ведущий:

Рассыпались музыкой льдистые звоны,
Исчезли и сани, исчезли и кони.
Метелью над парком балуется ветер,
Но парк и в метель и наряден, и светел.

Импровизация: “Танец ветра и снежинок” муз. Л. Делиба.

Ведущий:

Мама проснулась и не поймет,
Котенка на руки с коленок берет,
И елочка рядом стоит у скамейки…
Сон или явь? Догадайся, сумей-ка!

2-е действие.

На переднем плане стоит домик. У окна сидит девочка. Входит мама, девочка подбегает к ней.

Люба: Ой, мамочка, елка! Как будет красиво!

“Мама” достает из сумки котенка.

Мама:

А это подарок – котенок Снежок,
Пушистый и белый, как первый снежок.
Дружи с ним, Любаша!
Елку поставим в углу у окошка,
Из бантиков сделаем елке сережки.
Пусть праздник и к нам этой ночью придет –
Счастливый и радостный Новый год!

Звучит “Снежный вальс” муз. Л. Бирнова.

“Мама и дочка” наряжают елку. Девочка играет с котенком и обращает внимание на окно.

Люба: Ой, мама, смотри – на окне серебристые розы!

Мама: А это подарок тебе от Мороза!

Звучит “волшебная музыка”. “Карийон” обр. Т. Тютюнниковой (аудиозапись).

Елочка загорается и мигает огоньками.

Елка:

Знают все, под Новый год чудеса случаются,
И желания любые в тот же миг сбываются!

Люба подбегает к “маме”.

Люба: Мама, желанье скорей говори!

“Мама” обнимает “дочку”

Мама:

Мечта лишь одна у всех мам на планете –
Чтоб были здоровы и счастливы дети!

Звучит песня: “Новогодние мечты” муз. и сл. М. Еремеевой.

В конце театрализованного представления ведущий предлагает детям подумать:

Чем бы они хотели порадовать Любашу?

Как вариант – пригласить на Новогодний праздник в детский сад.