Урок русского языка на тему "Приставка как значимая часть слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


3 класс. УМК “Школа России”.

Технологическая карта.

Тема. Приставка как значимая часть слова.
Цель. Сформулировать определение приставки, систематизировать знания о части слова – приставка как значимая часть слова, находить и выделять в слове приставку, наблюдать и обосновывать правильность выделения в словах приставку, образовывать слова с помощью приставки, оценивать результат своей деятельности.
Основное содержание темы. Актуализация знаний о составе слова. Алгоритм разбора слова. Употребление в речи слов с приставками.
Термины и понятия. Состав слова. Корень. Окончание. Нулевое окончание. Приставка. Антонимы. Глаголы.
Планируемые результаты.
Личностные умения:

– осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения

Метапредметные умения.

Познавательные умения:
– раскрывать значение понятий “ Приставка. Приставка значимая часть слова”, включать эти понятия в речь;
– разбирать слово по составу, используя алгоритм;
– использовать приобретённые знания для решения учебной задачи.

Регулятивные умения:
выполнять учебное задание в соответствии целью и алгоритмом;
– определять степень успешности своей работы и работы других по заданному критерию;
– соотносить учебные действия с алгоритмом.

Коммуникативные умения:
формулировать высказывания, используя термины и понятия в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

– читать и составлять модель состава слова:
– обозначать в слове приставку:
– устанавливать с помощью вопросов и оформлять графически учебную задачу:
– составлять и записывать слова по алгоритму.

Организация образовательного пространства.
Межпредметные связи.

Окружающий мир: состав слова – состав (поезд).

Наблюдения за жизнью домашних животных.

Ресурсы.

Информационный материал учебник “Русский язык” 3 класс ч.1, электронное приложение, презентация

Раздаточный материал карточки с учебными заданиями

Формы работы:
– индивидуальная,
– работа в паре,
– работа в группе.

Технология изучения темы.
Ругулятивное ууд: организовать рабочее место.

1-й этап. Самоопределение к деятельности.

Цели деятельности Ситуативное задание Планируемый результат
Познавательные умения:
(рассматривают слушают,
отвечают,
выдвигают предположение,
используют,
анализируют,
рассуждают).

– Мотивировать учащихся к изучению темы.
– Стимулировать эмоционально – ценностное отношение к возникшей проблеме.

Познавательные умения

Словарная работа: класс, мороз, ветер, погода.

– Какую часть слова можно выделить в словах?
– Какое слово лишнее среди группы слов? Погода – окончание а. остальные слова с нулевым окончанием.

Как называется наш раздел по которому мы работаем? Состав слова. Почему он так называется? Сравнили с составом поезда.

(Карточки поезда – схемы.)

Познавательные умения.

Коммуникативные умения.

Лиза по карточкам составила предложение. Крепкий подберёзовик вырос под берёзой.

– Назови однокоренные слова. Докажи.
– Обратите внимание на часть слова под и слово под. Что это?

Личностные умения:
принимают,
формируют,
оценивают:
– проявлять интерес к изучению темы:
– желание разрешить создавшуюся проблему

Коммуникативные умения:
воспринимают на слух,
взаимодействуют,
понимают,
участвуют в диалоге,
отвечают на вопросы,
понимают речь других:
– работа класса (формулировать определение, используя термины, в рамках учебного диалога).

Регулятивные умения:

– анализ и сравнение (соотносить поставленную цель и полученный результат)

2-я часть. Учебно-познавательная деятельность.
Цели деятельности.

Учебник с. 84–85 тема и цели урока.

Предметные умения.

Регулятивные умения.

Актуализировать знания детей о приставке.

Учить детей находить приставку, обосновывать своё мнение, определять части слова по вопросам.

Формулировать определение, используя термины, в рамках учебного диалога.

Учебные задания.

Наблюдение над признаками приставки как одного из словообразовательных понятий:
– приставка служит для образования новых слов;
– приставка стоит перед корнем

Упр.153 анализ по вопросам, устные и письменные задания.

Работа с определением – чтение сведений

Обобщение:
– Почему приставка – это значимая часть слова?

(Образует новые слова, вносит в слово новое лексическое значение.)

– Где находится приставка в слове? (Перед корнем.)

Ознакомление с некоторыми приставками русского языка, их произношение и написание, роль в образовании слов. с. 85 упр. 154.

Исследование.

Упражнение в нахождении в загадке глаголов с приставками и её выделение. Упр. 155

Подбор глаголов без приставки и с другой приставкой.

Обобщение: Как определить приставку в слове? (Подобрать к глаголу однокоренной глагол.)

Диагностика качества освоения темы.

Вывод. с. 86 сведение.

Работа в паре и группе.

– Запишите 4 слова: нарисовать ,прочитать, увидеть, перешагнуть.

Определите приставку и объясните свой выбор.

Планируемый результат.

Познавательные умения:
(рассматривают, слушают,
отвечают,
выдвигают предположение,
используют,
анализируют,
рассуждают;
– распознавать в слове приставку,
– устанавливать значение слова с приставкой;
– составлять сообщение о части слова по рисункам.

Коммуникативные умения:
– формулировать определение, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:
составлять слова с приставками и уметь их писать;
уметь выделять приставку графически.

Регулятивные умения:
(уметь слушать,
выполнять точные команды учителя,
принимать и сохранять учебную цель).

Коммуникативные умения:
взаимодействуют,
понимают,
участвуют в диалоге,
отвечают на вопросы,
понимают речь других.

3 часть. Рефлексивная.
Цели деятельности.

Личностные умения:
–соотносить результат с поставленной целью;
– адекватно оценивать результат своей деятельности.

Регулятивные умения.

Самоанализ и самооценка ученика.

Мне важно знать роль приставок в слове потому, что…

Чтобы написать интересный рассказ, нужно…

Результат деятельности.

Личностные умения:
оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:
– соотносить поставленную цель и полученный результат.

4-я часть. Домашнее задание с.86 упр.156, или 159.

Итоговые умения темы.

Личностные:
– осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;
– проявлять интерес к изучению темы;
– оценивать результат собственной деятельности.
Метапредметные.

Познавательные:
– раскрывать значение понятия “Приставка”, включать это понятие в речь;
– разбирать слово по составу, используя алгоритм;
– использовать приобретённые знания в учебной деятельности.

Регулятивные умения:
– выполнять учебное задание в соответствии
с целью и алгоритмом;
– определять степень успешности своей работы;
– соотносить учебные действия с алгоритмом.

Предметные:
– обозначать в слове приставку;
– устанавливать по вопросам приставку – как значимую часть слова, уметь выделять графически;
– составлять однокоренные слова с помощью приставок.

Коммуникативные умения:
– формулировать высказывание, используя термины и понятия в рамках учебного диалога;
– использовать модели части слова для представления результата деятельности.

Приложение.