“Словотворчество – это оптимальный способ усвоения языковой нормы”.
(К.И.Чуковский)
Важнейшим условием развития детей дошкольного возраста является работа над словом, которая должна рассматриваться во взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимым условием освоения грамматического строя языка.
К сожалению, многие дети недостаточно владеют словообразовательными возможностями, не умеют пользоваться уместными для данного высказывания средствами – то есть не могут правильно образовывать слова, словосочетания, которые бы точно выражали их мысли, эмоции.
Проанализировав навыки речевого творчества детей подготовительной к школе группы, мною была поставлена цель: используя новые современные методики, разнообразные формы работы, способствовать развитию речевого творчества детей.
Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
– организация изучения и систематизация материала по теме, планирование работы;
– создание в группе обстановки творческого поиска через организацию
предметно-развивающей среды;
– изготовление и приобретение совместно с родителями воспитанников специальных
дидактических игр, пособий, материала для развития детского словотворчества;
– привлечение родителей к совместной работе детского сада и семьи.
В начале года провела мониторинг навыков словотворчества детей группы. Проанализировав низкий уровень результатов на данном этапе, наметила план мероприятий с родителями по данной теме.
Работа велась по следующим направлениям:
– вечера творчества “Маленькие поэты”;
– родительские собрания;
– совместное изготовление пособий;
– составление книжек-загадок;
– непосредственно образовательная деятельность детей в присутствии родителей
– рисунки семейных гербов и составление рассказов по ним;
– домашние задания в игровой форме;
– составление рассказов “Наши выходные дни” и рисунки к ним;
– составление книги стихов;
– придумывание сказок, оформление книг;
– беседы, консультации.
Изготовила и приобрела специальные дидактические игры и пособия. Привлекла родителей воспитанников к их изготовлению.
Пособия:
- для составления слов приставочным и суффиксальным способом;
- для составления сложных слов;
- для работы с многозначными словами;
- для придумывания загадок;
- для подбора слов в рифму;
- для подбора антонимов и синонимов.
Родители были приглашены на открытое мероприятие и ознакомлены с правилами использования этих пособий для развития словотворчества детей дома.
В результате, используя пособие для составления слов приставочным и суффиксальным способом, дети быстро научились составлять слова с помощью приставки и суффикса. Так по иллюстрации воробья , подбирая разные приставки, легко придумывали новые слова от глагола летел: улетел, прилетел, вылетел, залетел, полетел. Объясняли значение каждого придуманного слова. Составляли новые слова, подбирая разнообразные суффиксы к ним.
Пособие для составления сложных слов “1+1=1” помогло научить детей составлять сложные слова: пар+воз=паровоз.
Много времени уделялось работе с многозначными словами. Проводились беседы и консультации с родителями, где им объяснялось, как работать с многозначными словами дома. Каждый ребенок получал домой по одному многозначному слову: тяжелый, иголка, идут. Тяжёлый: подъем (= крутой), день (= плохой), воздух (= загрязненный).
Родители объясняли детям дома значения данного слова, ребята самостоятельно рассказывали о многозначности своего слова всем детям в детском саду.
Также на дом раздавались картинки из дидактической игры “Противоположности”. Родители подбирали в семье синонимы и антонимы к нужным словам. Постоянно знакомила родителей с процессом и результатами нашей совместной работы с помощью стендов, ширм, консультаций.
Особое место отводила такому разделу, как “Обучение рифмам”. Для этого было организовано совместное посещение детской библиотеки родителей с детьми в выходной день.
Использовались такие игры и творческие задания, как “Доскажи словечко” – обучающее подбору рифмующих слов, “Склад – не склад”, “О ком? О чем?”, “Чистоговорки”, “Сочини дальше”, “Исправь меня”, “ Дразнилки”, “Запиши стишок, “Сочини дальше”.
Упоение рифмой в полном смысле охватило всех детей. Подбиралась рифма ко всему увиденному. Постепенно дети стали понимать, что смысл их стихов не понятен, тогда началась работа над истинным сочинительством. В этом нам очень помогла дидактическая игра “Рифмочки и рифмушки”. Картинки дети забирали домой, с родителями сочиняли по ним стихи, записывали их и красочно оформляли.
Был организован праздник “Маленькие поэты”. На этом празднике дети и родители читали свои стихи, сочиняли новые, пили чай. Все детские стишки были красиво оформлены и собраны в книгу. У родителей был замечен повышенный интерес к сочинительству. Они радовались вместе с ребятами каждому четверостишию.
Следующим направлением стало придумывание загадок. Для этого использовались такие методы как:
– “Цепочка” – учить выделять признаки предметов;
– Схемы – модели;
– “Угадай по описанию”;
– “Выбери признаки”
– “Что делает?” – (кто делает также).
Использовались схемы – модели, по которым дети составляли загадки о животных и предметах.
Детям давались задания на выходные дни: придумать, оформить загадку. Все загадки собрались в волшебный сундучок.
Родители были очень хорошими помощниками. В домашней обстановке они рисовали семейные гербы и составляли рассказы по ним.
Творчески рассказывали на тему: “Наш выходной день” , рисовали рисунки к ним. Также, вместе с детьми, родители придумали сказки и оформили их в книгу. Все это способствовало сближению педагога, родителей и детей.
Проведенная совместная работа педагога и родителей по развитию речевого творчества принесла пользу для лингвистического развития детей. По словам учителей, в школе дети не испытывают затруднений в быстром подборе нужных слов, словосочетаний, успешно занимаются морфологическим анализом слов, который зачастую дается ученикам с большим трудом.
Приложение. Презентация.
Литература:
- Ушакова О.С. Развитие речи и творчества. – Москва Творческий центр, 2007.
- Белоусова Л.Е. Удивительные истории. – Санкт-Петербург: Детство – Пресс, 2001.
- Смирнова М.В. 2005 скороговорок. – Санкт-Петербург Нева, 2003.