Тема урока: "Вводный урок. Знакомство с сочинением-рассуждением"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Образовательная: познакомить детей со структурой написания сочинения-рассуждения для единого государственного экзамена, дать на вооружение развёрнутый план работы над сочинением-рассуждением; дать понятие проблемы текста, позиции автора, аргументации собственного мнения.
  • Развивающая: способствовать развитию аналитического мышления, умения пользоваться планом, наблюдательности, памяти, умения обобщать и делать выводы,
  • Воспитательная: создавать условия, способствующие интересу к успешной сдачи ЕГЭ, условия по формированию сознательного отношения к выпускному экзамену и норм поведения во время его.

Техническое оборудование:
– раздаточный материал с планом (стандартная структура) сочинения-рассуждения,
– раздаточный материал с текстом,
– мультимедийная установка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверить, у всех ли на парте есть карточка с планом сочинения и карточка с текстом.

II. Постановка темы и цели урока.

– Сегодня на уроке мы познакомимся со структурой написания сочинения-рассуждения для ЕГЭ, определимся с понятиями “проблема текста”, “позиции автора”, “аргументации собственного мнения”.

– Итак, тема сегодняшнего урока на доске: “Знакомство с сочинением-рассуждением”. Запишите тему в тетрадь.

III. Работа с текстом (чтение текста).

На столах у каждого ребенка лежит таблица с планом сочинения и текст С. Соловейчика.

Слово учителя:

– Перед нами текст советского и российского публициста и журналиста, теоретика педагогики Симона Львовича Соловейчика. Симон Львович был идейным руководителем “Учительской газеты”, а в трудный 1992 год создал газету “Первое сентября”. Обе газеты существуют по сей день.

Чтение текста:

(1) Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2) Но вот в “Пророке”: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился. (3) Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4) Что это значит – духовная жажда?

(5) Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6) Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7) Интеллигентность – не образованность, а духовность. (8) Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9) Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10) Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12) Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13) Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14) Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15) Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16) Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17) Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18) Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20) Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать. (21) Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениями: “священный сердца жар, к высокому стремленье” (Пушкин). (22) Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте.

(С. Соловейчик)

IV. Рассмотрение плана.

Чтение и обсуждение пунктов плана.

Пункт плана Кол-во предложений Задачи
Введение 1–2 Подвести читателя к проблеме (вопрос, сведения о проблеме, факты биографии автора)
Постановка проблемы 2–4 Четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста (одна проблема, которая рассматривается на протяжении всего сочинения)
Комментарий к проблеме 4–7

 

Растолковать проблему, охарактеризовать ее (Не путайть авторскую позицию и проблему текста. Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор. А позиция автора – это его ответ на данный вопрос)
Позиция автора 1–2 Рассказать о том, как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме.
Ваша позиция 1–2 Объявить свое согласие/несогласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.
1-ый аргумент (из литературы) 3–5 Привести литературные примеры: факты, описанные в классическом русском произведении, умозаключения известных русских писателей.
2-ой аргумент (из жизни или из науки) 3–5 В роли аргумента могут выступать факты действительности, не подлежащие сомнению, законы природы, данные, полученные экспериментальным путем, заключения экспертов, статистические данные, мнения.
Заключение 2–3 Обобщаем все свои рассуждения, делаем вывод, подводим итог; возможно, призываем читателя к размышлению, используя риторический вопрос.

V. Анализ текста:

А) – О чем рассуждает автор? (Автор рассуждает о подлинной духовности человека.)
– Можно назвать это проблемой данного текста? (Да, можно, т.к. проблема – это вопрос, над которым размышляет автор.)
– Итак, попробуем сформулировать проблему текста. (В данном тексте автор поднимает проблему человеческой духовности.)

Б) – Как автор относится к данной проблеме? (Автор считает, что духовность – это то же самое, что и интеллигентность, то есть богатство внутреннего мира. И доказывает, что посещение театров и выставок, чтение книг – это ещё не духовная жизнь. А духовность – это стремление к высокому, к чему-то, что выходит за рамки будничной жизни.)
– Ответив на данный вопрос, мы сформулировали авторскую позицию. (Позиция автора – это ответ на вопрос, который сам автор и задаёт.)

В) – Согласны ли вы с тем определением духовности, которое предлагает автор? (Я согласен(-сна) с автором в его определении “духовности”.)
– Почему? (По-моему, сила духа – это и есть основа духовной жизни.)
– Как вы относитесь к духовности человека? (Думаю, что человек находится в постоянном поиске справедливости и правды, красоты и истины. А искусство и образование являются для него всего лишь способом укрепления собственной веры в вечные ценности.)
– Вот вы и привели аргументы собственного мнения.

VI. Закрепление.

– Запишите наши рассуждения по порядку в тетрадь.
– Сколько абзаце у вас должно получиться? (3) Какие? (Проблема, позиция автора, моя позиция.)

В тетради ученика:

В данном тексте автор рассуждает о подлинной духовности человека.
Симон Львович считает, что духовность – это то же самое, что и интеллигентность, то есть богатство внутреннего мира. И доказывает, что посещение театров и выставок, чтение книг – это ещё не духовная жизнь. А духовность – это стремление к высокому, к чему-то, что выходит за рамки будничной жизни.

Я согласен(-сна) с С.Соловейчиком: сила духа – это и есть основа духовной жизни. Думаю, что человек находится в постоянном поиске справедливости и правды, красоты и истины. А искусство и образование являются для него всего лишь способом укрепления собственной веры в вечные ценности.

VII. Итог урока.

– Итак, половина сочинения-рассуждения готова.
– Что мы пропустили? (Введение, комментарий к проблеме, аргументы и заключение.)

VIII. Домашнее задание.

– Продумайте 2 доказательства (аргумента) к проблеме: из литературы и из жизни Чем мы можем доказать, что духовность – это прежде всего внутренний мир человека?