Цели урока:
- Образовательная
Техническое оборудование:
– раздаточный материал с планом (стандартная структура) сочинения-рассуждения,
– раздаточный материал с текстом,
– мультимедийная установка.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверить, у всех ли на парте есть карточка с планом сочинения и карточка с текстом.
II. Постановка темы и цели урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся со структурой написания сочинения-рассуждения для ЕГЭ, определимся с понятиями “проблема текста”, “позиции автора”, “аргументации собственного мнения”.
– Итак, тема сегодняшнего урока на доске: “Знакомство с сочинением-рассуждением”. Запишите тему в тетрадь.
III. Работа с текстом (чтение текста).
На столах у каждого ребенка лежит таблица с планом сочинения и текст С. Соловейчика.
Слово учителя:
– Перед нами текст советского и российского публициста и журналиста, теоретика педагогики Симона Львовича Соловейчика. Симон Львович был идейным руководителем “Учительской газеты”, а в трудный 1992 год создал газету “Первое сентября”. Обе газеты существуют по сей день.
Чтение текста:
(1) Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2) Но вот в “Пророке”: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился. (3) Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4) Что это значит – духовная жажда?
(5) Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6) Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7) Интеллигентность – не образованность, а духовность. (8) Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9) Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10) Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12) Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13) Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
(14) Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15) Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16) Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
(17) Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18) Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20) Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать. (21) Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениями: “священный сердца жар, к высокому стремленье” (Пушкин). (22) Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте.
(С. Соловейчик)
IV. Рассмотрение плана.
Чтение и обсуждение пунктов плана.
Пункт плана | Кол-во предложений | Задачи |
Введение | 1–2 | Подвести читателя к проблеме (вопрос, сведения о проблеме, факты биографии автора) |
Постановка проблемы | 2–4 | Четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста (одна проблема, которая рассматривается на протяжении всего сочинения) |
Комментарий к проблеме | 4–7
|
Растолковать проблему, охарактеризовать ее (Не путайть авторскую позицию и проблему текста. Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор. А позиция автора – это его ответ на данный вопрос) |
Позиция автора | 1–2 | Рассказать о том, как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме. |
Ваша позиция | 1–2 | Объявить свое согласие/несогласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце. |
1-ый аргумент (из литературы) | 3–5 | Привести литературные примеры: факты, описанные в классическом русском произведении, умозаключения известных русских писателей. |
2-ой аргумент (из жизни или из науки) | 3–5 | В роли аргумента могут выступать факты действительности, не подлежащие сомнению, законы природы, данные, полученные экспериментальным путем, заключения экспертов, статистические данные, мнения. |
Заключение | 2–3 | Обобщаем все свои рассуждения, делаем вывод, подводим итог; возможно, призываем читателя к размышлению, используя риторический вопрос. |
V. Анализ текста:
А) – О чем рассуждает автор? (Автор рассуждает о подлинной духовности
человека.)
– Можно назвать это проблемой данного текста? (Да, можно, т.к. проблема –
это вопрос, над которым размышляет автор.)
– Итак, попробуем сформулировать проблему текста. (В данном тексте автор
поднимает проблему человеческой духовности.)
Б) – Как автор относится к данной проблеме? (Автор считает, что духовность
– это то же самое, что и интеллигентность, то есть богатство внутреннего мира. И
доказывает, что посещение театров и выставок, чтение книг – это ещё не духовная
жизнь. А духовность – это стремление к высокому, к чему-то, что выходит за рамки
будничной жизни.)
– Ответив на данный вопрос, мы сформулировали авторскую позицию. (Позиция
автора – это ответ на вопрос, который сам автор и задаёт.)
В) – Согласны ли вы с тем определением духовности, которое предлагает автор?
(Я согласен(-сна) с автором в его определении “духовности”.)
– Почему? (По-моему, сила духа – это и есть основа духовной жизни.)
– Как вы относитесь к духовности человека? (Думаю, что человек находится в
постоянном поиске справедливости и правды, красоты и истины. А искусство и
образование являются для него всего лишь способом укрепления собственной веры в
вечные ценности.)
– Вот вы и привели аргументы собственного мнения.
VI. Закрепление.
– Запишите наши рассуждения по порядку в тетрадь.
– Сколько абзаце у вас должно получиться? (3) Какие? (Проблема, позиция
автора, моя позиция.)
В тетради ученика:
В данном тексте автор рассуждает о подлинной духовности человека.
Симон Львович считает, что духовность – это то же самое, что и интеллигентность,
то есть богатство внутреннего мира. И доказывает, что посещение театров и
выставок, чтение книг – это ещё не духовная жизнь. А духовность – это стремление
к высокому, к чему-то, что выходит за рамки будничной жизни.
Я согласен(-сна) с С.Соловейчиком: сила духа – это и есть основа духовной жизни. Думаю, что человек находится в постоянном поиске справедливости и правды, красоты и истины. А искусство и образование являются для него всего лишь способом укрепления собственной веры в вечные ценности.
VII. Итог урока.
– Итак, половина сочинения-рассуждения готова.
– Что мы пропустили? (Введение, комментарий к проблеме, аргументы и
заключение.)
VIII. Домашнее задание.
– Продумайте 2 доказательства (аргумента) к проблеме: из литературы и из жизни Чем мы можем доказать, что духовность – это прежде всего внутренний мир человека?