Цели урока:
- образовательная: создать условия для обобщения знаний и умений, полученных на уроках;
- развивающая: развитие внимания, памяти, абстрактного и пространственного мышления;
- воспитательная: воспитание интереса к математике через нестандартные и занимательные задания.
Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: модели многогранников, карточки с заданиями, линейка, ручка, карандаш, ноутбуки с установленной программой “Математический конструктор”.
План урока:
Содержание этапов урока | Виды и формы работы |
I. Организационный момент. | 1. Приветствие учащихся. 2. Постановка целей урока и знакомство учащихся с планом урока. 3. Вступительное слово преподавателя. |
II. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме “Многогранники”. | Составление кластера (групповая работа) |
III. Работа в параллели. | 1. Решение задач по карточкам в
тетрадях (индивидуальная работа). 2. Работа по карточкам – “Индивидуальное лото” (индивидуальная работа). 3. Работа в программе “Математический конструктор” (индивидуальная работа). |
IV. Практическая работа. | Работа с раздаточным материалом (групповая работа) |
V. Итог урока. | 1. Подведение итогов урока. Выставление оценок. |
Ход урока
I. Организационный момент.
- Приветствие учащихся;
- сообщение темы, цели и этапов урока;
- объяснение учащимся правил работы на уроке;
- вступительное слово преподавателя.
Человек проявляет интерес к многогранникам на протяжении всей своей сознательной деятельности – от двухлетнего ребёнка, играющего деревянными кубиками, до зрелого математика, наслаждающегося чтением книги Бранко Грюнбаума “Выпуклые многогранники”. Некоторые из правильных и полуправильных тел встречаются в природе в виде кристаллов, другие – в виде вирусов (которые можно рассмотреть с помощью электронного микроскопа). Пчёлы строили шестиугольные соты задолго до появления человека, а в истории цивилизации создание многогранных тел (подобных пирамидам) наряду с другими видами пластических искусств уходит в глубь веков.
II. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме “Многогранники”.
Учащиеся заранее разбиты на группы по два человека. Учитель предлагает составить кластер по теме “Многогранники”. Необходимо записать виды многогранников, их площадей и объёмов. Предлагается групповое обсуждение, при котором преподаватель записывает на доске все варианты, которые предлагают учащиеся, учащиеся заполняют свой кластер. Одновременно идет корректировка знаний по теме.
Приложение 1 – (Примерный кластер по теме “Многогранники” и основные формулы. Учащимся предоставляется чистый лист, на котором они будут составлять кластер. При этом все чертежи разрешается строить без линейки и карандаша).
III. Работа в параллели.
Класс разбивается на три группы, каждая группа должна пройти три этапа. Каждый ученик в группе работает индивидуально. Если учащийся выполнил все задания данного этапа, то он может не ждать группу, а переходить на следующий этап.
I этап: Решение задач по карточкам.
Каждый учащийся получает карточку с заданием и выполняет в тетради самостоятельно.
II этап: “Индивидуальное лото”.
В специальном конверте каждому учащемуся предлагается большая карта и набор карточек, с записанными на них упражнениями. Ученик достает из конверта карточку, решает пример или отвечает на вопрос, и накрывает ею соответствующий прямоугольник. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют слово (по теме “Многогранники и их элементы”). Преподаватель легко определяет результаты работы.
III. этап: Работа в программе “Математический конструктор”.
Задание учащиеся выполняют на ноутбуках в программе “Математический конструктор”. (Предполагается, что ребята уже работали в этой программе на предыдущих уроках.)
IV. Практическая работа.
Работа с раздаточным материалом. Учащиеся разбиты на группы по 2 человека. Каждая группа получает модель многогранника, у которой необходимо вычислить объём. Задание выполняют в тетрадях.
V. Итог урока.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Спасибо за урок!