Урок составлен по материалам учебника авторов Нечаева Н.В., Белорусец К.С., Азбука, Самара, Издательство “Учебная литература”. 2012 г по системе Л.В.Занкова.
Вид урока: получение новых знаний.
Тип урока: урок-исследование.
Технология: проблемно-поисковая.
Система обучения: развивающая.
Цели урока. Познакомить детей с ролью разделительного мягкого и твердого знаков в слове.
Предметные результаты.
Ученик научится:
– Осознавать разделительную функцию Ь и Ъ.
– Иметь навык чтения, понимания прочитанного.
Ученик получит возможность научиться:
– подготовиться к знакомству с орфограммой “правописание Ь и Ъ”;
– производить звуковой и звукобуквенный анализ слов с Ь и Ъ.
Личностные результаты.
У ученика будут сформированы:
– знание основных моральных норм поведения в новой школьной жизни.
Ученик получит возможность для формирования:
– первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных
критериев успешности учебной деятельности;
– представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.
Регулятивные УУД.
Ученик научится:
– оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить
соответствующие коррективы;
– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.
Ученик получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения
учебной задачи;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
Познавательные УУД.
Ученик научится:
– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной
форме;
– анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
– осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка с опорой на
выделенные учителем критерии;
– обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– воспринимать смысл небольшого текста;
– соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные УУД.
Ученик научится:
– иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о
возможности договариваться, приходить к общему решению;
Обучающийся получит возможность научиться:
– принимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– строить понятные высказывания;
– задавать вопросы.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Настрой на продуктивную работу:
Дети.
Я умею думать, я умею рассуждать.
Что полезно для работы то и буду выполнять.
У меня получиться и у тебя тоже.
(Дети обмениваются смайликами.)
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
– Мы продолжим постигать неизвестные для вас чудеса русского языка.
Проведем наблюдения и сделаем открытие.
– Сегодня на уроке выделим значение двух букв, которые имеют общие признаки.
– О каких буквах идет речь: С этих букв не начинается ни одно слово. Звуки этих
букв никто не слышал, а буквы каждый видел.
(На доске: ь и ъ знаки.)
0 Назовите признаки и значение этих букв.
(Работа в командах. Round Robin Ученики в команде по очереди высказывают свое мнение, выбирают ученика, который будет отвечать.)
(Признак – не обозначают звука, дети могут указать значение только мягкого знака, а значение твердого знака не знают, могут сказать , что ъ – обозначает твердость, это предположение можно озвучить и предложить проверить ее верность.)
2. Работа по теме.
– Вопрос урока: Какое значение имеют ь и ъ знаки? (На доске.)
– Чтобы ответить на вопрос, какие качества характера вам помогут?
(Внимательность, трудолюбие, старательность, аккуратность, умение доводить дело до конца.)
– Как одним словом назвать эти качества? (Прилежание.)
– Вы знаете, что иногда говорят “тюленье прилежанье”. Почему так говорят? – Что
вы знаете о поведении тюленя (дети высказывают свое мнение).
– А вот как об этом пишет Б.Заходер.
а) – О чем говорится в стихотворении? Что же такое тюленье прилежанье?
(Работа в командах. Round Robin Ученики в команде по очереди высказывают свое мнение, выбирают ученика, который будет отвечать.)
– Прочитайте выразительно, голосом покажите ваше отношение к такому прилежанию?
б) Работаем с партнером по плечу “Расскажи партнеру”. Rally Robin.
– Подчеркните все слова с ь знаком.
– Выдели общие и различные признаки слов: тюлень – тюленье. Запишите
вывод.
(На доске стихотворение, учитель в ходе проверки подчеркивает слова.)
Вывод. Различные признаки: значение слов – предмет – признак, количество букв, во втором слове при произношении согласный звук не сливается с гласным; общие признаки: ь знак обозначает мягкость согласного звука.
– Какое значение имеет ь знак? (На доске.)
Вывод: мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным.
– В этом случае принято называть ь знак – разделительным.
В) Работаем с партнером по плечу. Потренируйтесь в технике чтения таких случаев.
– Как зависит произношение букв Е,Ё,Ю,Я от их места в слове?
пе – пье
ля – лья
лю – лью
ди – дьи
лё – льё
г) Самостоятельная работа. Работаем с партнером по плечу “Расскажи партнеру”. Rally Robin.
– Вставь в слово разделительный мягкий знак, на обратной стороне листочка укажите количество букв и звуков (у каждого ученика листочек со словами).
семя –
Коля –
перо –
3. Физкультминутка. Miks Pair Share.
(Дети под музыку ходят по классу, когда музыка останавливается, ученики поднимают руку, образуют пары и по очереди показывают слова, которые записали и спрашивают, сколько букв и сколько звуков, проверяют работу одноклассника.) Проверка на доске.
– Какое слово получили?
– Почему в словах с ь знаком количество букв и звуков одинаково?
4. Поиск решения.
а) – А сейчас я предлагаю вам помочь разобраться в ситуации, которая возникла в одной из школ.
“– Две буквы в русском алфавите безработные, они не обозначают никаких
звуков.– Сказал Алёша.
– Я с тобой не согласна. У этих букв есть работа и очень важная, – ответила
Катя.
– Всё равно без одной из этих букв можно было бы обойтись, – возразил Алеша.”
– О каких буквах говорили дети?
– Без какой буквы предлагал обойтись Алеша? Прав ли он?
(Работа в командах. Round Robin Ученики в команде по очереди высказывают свое мнение, выбирают ученика, который будет отвечать.)
– Какое значение имеет ъ знак?
– Подумайте и соберите слова, у вас есть части слова и два знака. Объясните
значение выбранного вами знака.
(У команды набор, который состоит из частей слов: от – под – за – раз – вы – при – езд – езд – езд –езд – езд – езд– ъ – ь; на чистом листе они складывают слова и приклеивают, карточка с ь и ъ знаками только одна, дети должны понять какой знак должен стоять после приставки, у детей может не получиться, и на примере можно показать роль Ъ знака.)
– Какое значение имеет ъ знак?
Вывод: твердый знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным.
б) Работаем с партнером по плечу. Потренируйтесь в технике чтения таких случаев.
заезд поезд выезд приезд переезд |
въезд съезд отъезд подъезд разъезд |
5. Подведение итогов урока.
– Прочитайте вопрос урока.
– Что показывают ь и ъ знаки?
– Как называются ь и ъ знаки в русском языке ?
6. Рефлексия.
– На партах в конвертах лежат медали: золотые и серебряные. Оцените свою
работу на уроке и выберите золотую медаль, ели вы справились со всеми заданиями;
серебряную, если вам было немножко трудно и вам помогли ваши одноклассники.
– Спасибо за урок.