Открытый урок по теме "Разделительные мягкий и твердый знаки". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Урок составлен по материалам учебника авторов Нечаева Н.В., Белорусец К.С., Азбука, Самара, Издательство “Учебная литература”. 2012 г по системе Л.В.Занкова.

Вид урока: получение новых знаний.

Тип урока: урок-исследование.

Технология: проблемно-поисковая.

Система обучения: развивающая.

Цели урока. Познакомить детей с ролью разделительного мягкого и твердого знаков в слове.

Предметные результаты.

Ученик научится:
– Осознавать разделительную функцию Ь и Ъ.
– Иметь навык чтения, понимания прочитанного.

Ученик получит возможность научиться:
– подготовиться к знакомству с орфограммой “правописание Ь и Ъ”;
– производить звуковой и звукобуквенный анализ слов с Ь и Ъ.

Личностные результаты.

У ученика будут сформированы:
– знание основных моральных норм поведения в новой школьной жизни.

Ученик получит возможность для формирования:
– первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.

Регулятивные УУД.

Ученик научится:
– оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

Ученик получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

Познавательные УУД.

Ученик научится:
– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
– анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
– осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;
– обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик получит возможность научиться:
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– воспринимать смысл небольшого текста;
– соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные УУД.

Ученик научится:
– иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;

Обучающийся получит возможность научиться:
– принимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– строить понятные высказывания;
– задавать вопросы.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Настрой на продуктивную работу:

Дети.

Я умею думать, я умею рассуждать.
Что полезно для работы то и буду выполнять.
У меня получиться и у тебя тоже.

(Дети обмениваются смайликами.)

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

– Мы продолжим постигать неизвестные для вас чудеса русского языка. Проведем наблюдения и сделаем открытие.
– Сегодня на уроке выделим значение двух букв, которые имеют общие признаки.
– О каких буквах идет речь: С этих букв не начинается ни одно слово. Звуки этих букв никто не слышал, а буквы каждый видел.

(На доске: ь и ъ знаки.)

0 Назовите признаки и значение этих букв.

(Работа в командах. Round Robin Ученики в команде по очереди высказывают свое мнение, выбирают ученика, который будет отвечать.)

(Признак – не обозначают звука, дети могут указать значение только мягкого знака, а значение твердого знака не знают, могут сказать , что ъ – обозначает твердость, это предположение можно озвучить и предложить проверить ее верность.)

2. Работа по теме.

Презентация.

– Вопрос урока: Какое значение имеют ь и ъ знаки? (На доске.)
– Чтобы ответить на вопрос, какие качества характера вам помогут?

(Внимательность, трудолюбие, старательность, аккуратность, умение доводить дело до конца.)

– Как одним словом назвать эти качества? (Прилежание.)
– Вы знаете, что иногда говорят “тюленье прилежанье”. Почему так говорят? – Что вы знаете о поведении тюленя (дети высказывают свое мнение).
– А вот как об этом пишет Б.Заходер.

а) – О чем говорится в стихотворении? Что же такое тюленье прилежанье?

(Работа в командах. Round Robin Ученики в команде по очереди высказывают свое мнение, выбирают ученика, который будет отвечать.)

– Прочитайте выразительно, голосом покажите ваше отношение к такому прилежанию?

б) Работаем с партнером по плечу “Расскажи партнеру”. Rally Robin.

Подчеркните все слова с ь знаком.
– Выдели общие и различные признаки слов: тюлень – тюленье. Запишите вывод.

(На доске стихотворение, учитель в ходе проверки подчеркивает слова.)

Вывод. Различные признаки: значение слов – предмет – признак, количество букв, во втором слове при произношении согласный звук не сливается с гласным; общие признаки: ь знак обозначает мягкость согласного звука.

– Какое значение имеет ь знак? (На доске.)

Вывод: мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

– В этом случае принято называть ь знак – разделительным.

В) Работаем с партнером по плечу. Потренируйтесь в технике чтения таких случаев.

– Как зависит произношение букв Е,Ё,Ю,Я от их места в слове?

пе – пье
ля – лья
лю – лью
ди – дьи
лё – льё

г) Самостоятельная работа. Работаем с партнером по плечу “Расскажи партнеру”. Rally Robin.

Вставь в слово разделительный мягкий знак, на обратной стороне листочка укажите количество букв и звуков (у каждого ученика листочек со словами).

семя –
Коля –
перо –

3. Физкультминутка. Miks Pair Share.

(Дети под музыку ходят по классу, когда музыка останавливается, ученики поднимают руку, образуют пары и по очереди показывают слова, которые записали и спрашивают, сколько букв и сколько звуков, проверяют работу одноклассника.) Проверка на доске.

– Какое слово получили?
– Почему в словах с ь знаком количество букв и звуков одинаково?

4. Поиск решения.

а) – А сейчас я предлагаю вам помочь разобраться в ситуации, которая возникла в одной из школ.

“– Две буквы в русском алфавите безработные, они не обозначают никаких звуков.– Сказал Алёша.
– Я с тобой не согласна. У этих букв есть работа и очень важная, – ответила Катя.
– Всё равно без одной из этих букв можно было бы обойтись, – возразил Алеша.”
– О каких буквах говорили дети?
– Без какой буквы предлагал обойтись Алеша? Прав ли он?

(Работа в командах. Round Robin Ученики в команде по очереди высказывают свое мнение, выбирают ученика, который будет отвечать.)

– Какое значение имеет ъ знак?
– Подумайте и соберите слова, у вас есть части слова и два знака. Объясните значение выбранного вами знака.

(У команды набор, который состоит из частей слов: от – под – за – раз – вы – при – езд – езд – езд –езд – езд – езд– ъ – ь; на чистом листе они складывают слова и приклеивают, карточка с ь и ъ знаками только одна, дети должны понять какой знак должен стоять после приставки, у детей может не получиться, и на примере можно показать роль Ъ знака.)

– Какое значение имеет ъ знак?

Вывод: твердый знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

б) Работаем с партнером по плечу. Потренируйтесь в технике чтения таких случаев.

заезд
поезд
выезд
приезд
переезд
въезд
съезд
отъезд
подъезд
разъезд

5. Подведение итогов урока.

– Прочитайте вопрос урока.
– Что показывают ь и ъ знаки?
– Как называются ь и ъ знаки в русском языке ?

6. Рефлексия.

На партах в конвертах лежат медали: золотые и серебряные. Оцените свою работу на уроке и выберите золотую медаль, ели вы справились со всеми заданиями; серебряную, если вам было немножко трудно и вам помогли ваши одноклассники.
– Спасибо за урок.