Чтение и письмо открывают человеку новый мир, особенно в наше время, при нынешних успехах разума.
Н. Карамзин
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Немного истории:
Технология РКМЧП была разработана учеными и
преподавателями Университета штата Северная
Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит,
Чарлзом Темплом и Скоттом Уолтером, которые
являются членами консорциума «За
демократическое образование». С 1996 года данная
технология прошла апробацию в школах многих
стран. Технология предлагает систему
конкретных методических приемов, которая может
быть использована в различных предметных
областях: (филологической, математической,
естественнонаучной и т.д.) и, для учащихся
разных возрастных групп: (начальная школа,
средняя школа, вузы, учреждения повышения
квалификации). Это современная
«надпредметная» универсальная технология,
открытая к диалогу с другими педагогическими
подходами и технологиями, ориентированными на
решение актуальных образовательных задач.
В России ТРКМЧП появилась в 1997 году; ее
используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге,
Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других
городах.
С недавних пор данную технологию стали применять и у нас, в Якутске.
Акценты целей технологии РКМЧП
- Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
- Развитие таких базовых качеств личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
- Развитие аналитического, критического мышления.
Задача научить школьников:
- отвергать ненужную или неверную информацию;
- понимать, как различные части информации связаны между собой;
- выделять ошибки в рассуждениях;
- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
- избегать категоричности в утверждениях;
- быть честным в своих рассуждениях;
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
- отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.
- Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
- Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Особенности концептуала (направления)
- Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
- Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
- Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
- Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Технология РКМЧП позволяет решать задачи:
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
В ее основе лежит дидактическая
закономерность, получившая в отечественной
педагогике название дидактического цикла, а в
указанной технологии – «вызов – осмысление
– рефлексия».
Данная закономерность является общей, в ее
основе лежат закономерности мыслительной
деятельности человека. Эта особенность
названной технологии существенно расширяет
границы ее применимости.
Алгоритм подготовки к занятиям:
- Ознакомить уч-ся с содержанием занятия;
- Проанализировать каждое задание;
- Подготовить вопросы, которые будут задаваться в ходе обсуждения;
- Определиться с топографией занятия (где и как рассадить уч-ся, каким способом разделить на группы и т.д.);
- Подготовить раздаточный материал и оснащение для того, чтобы сделать урок ярче, а общую обстановку комфортной;
- Точно спланировать время для выполнения каждого задания.
Несколько правил для библиотекаря, ведущего урок:
- Точно планируйте время проведения каждого элемента занятия.
- Не пытайтесь форсировать – быстрее не значит лучше.
- Во время обсуждения не торопите уч-ся.
- Помогая уч-ся формулировать ответ, не подменяйте их мысли своими.
- Заставляйте высказываться менее активных уч-ся (стеснительных, замкнутых, внешне безразличных) и деликатно «гасите» безудержную говорливость всезнаек.
ЛОГИКА КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
В логике критического мышления существует набор общих условий, создание которых необходимо для инициации (лат. совершения таинств) осуществления учащимися критического мышления:
- давать возможность учащимся размышлять;
- предоставлять возможность знакомиться с различными идеями и мнениями;
- убеждать учащихся, что они могут высказывать любые мнения, не рискуя быть высмеянными;
- помогать им задавать вопросы;
- способствовать активной дискуссии;
- стимулировать рефлексию;
- выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения;
- ценить проявления критического мышления, развивая уверенность в себе и понимание ценности своих мнений и идей;
- приучать их с уважением выслушивать мнения других учащихся.
10 правил обсуждения в группе:
1. «Уважение к говорящему» (когда один говорит,
остальные внимательно слушают);
2. «Критикуй, не обижая»
3. «Критикуешь – предлагай»;
4. «Говори сначала о хорошем, потом критикуй»;
5. «Говори точно, не повторяясь»;
6. «Говори от себя, высказывая личное мнение»;
7. «Активно участвуй в работе группы»;
8. «Откровенность и искренность в выступлении»;
9. «Понимать, что цель обсуждения – узнать больше
о себе и других, сделать мир лучше»;
10. Уметь видеть хорошее в каждом.
КАКИЕ НАВЫКИ ПРИОБРЕТАЮТ УЧАЩИЕСЯ ПРИ РАБОТЕ ПО ТРКМЧП?
1) способность познавать свой характер, свои
достоинства, недостатки и желания;
2) способность взаимодействовать с окружающими;
3) адекватно оценивать себя и воспринимать
других, осознанная возможность принять людей
такими, какие они есть;
4) адекватно реагировать на собственные эмоции и
эмоции других людей;
5) адекватно вести себя в стрессовых ситуациях,
знание об источниках стресса в нашей жизни, о его
влиянии на нас;
6) способность конструктивно и «цивилизованно»
выстраивать отношения с другими людьми;
7) способность принимать взвешенные решения;
8) грамотно и уверенно вести себя в сложных
ситуациях;
9) способность объективно анализировать,
систематизировать, и умело использовать
информацию любого вида;
10) нестандартно, творчески решать различные
задачи в любом виде деятельности, опираясь на
свои знания, а также на знания других людей.
ВЫВОД: Применение новой технологии
«Развитие критического мышления» очень
эффективно, так как она повышает интерес к
процессу обучения и активного восприятия
учебного материала; формирует навыки написания
текстов различных жанров, развивает
способности самостоятельной
аналитической и оценочной работе с
информацией любой сложности.
А также, что немаловажно – формирует атмосферу
«свободы обучения», то есть учащиеся, свободно
обсуждают проблемы, ведут диалог, не боятся
высказывать и отстаивать своё мнение, понимать и
принимать мнение других. Нужно заметить, что ТРКМ
оказывает эффективное влияние на процесс
воспитания учащихся.
Данную технологию так же можно считать
интегрирующей, потому что в ней обобщены
наработки многих технологий.
Используемая литература:
1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие
критического мышления (базовая модель) / в сб.
Учитель и ученик: возможности диалога и
понимания. – Том 1 /Е.А.Генике. под общ. ред. Л.И.
Семиной. – М.: изд-во "Бонфи", 2002. – 239 с.
2. Заир-Бек С.И. Развитие критического
мышления через чтение и письмо на уроках.
/С.И.Заир-Бек.– М.: Просвещение, 2004. – 236 с.
3. Модернизация современного образования: теория
и практика. сборник научных трудов / под ред. И.М.
Осмоловской, д.пед.н., сост. Л.Б.Прокофьева,
Г.А.Воронина – М.: ИТ и ИП РАО, 2004. – 524 с.
4. Технологии открытого образования: Сборник
научно-методических материалов Московского
открытого образовательного проекта / Под. ред.
Н.П.Дерзковой – М.: АПК и ПРО, 2002. – 88 с. Составила:
заведующая библиотекой МОБУ СОШ №21 г. Якутска
Республики Саха (Якутия) Гусевская Е.В.