Урок окружающего мира по теме "Птицы"

Разделы: Начальная школа


Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3 класс.

УМК: “Начальная школа ХХI века”.

Тип урока: открытия новых знаний.

Цели для учителя: создать условия для знакомства с классом птиц как представителем позвоночных животных, содействовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; содействовать развитию умений работать в коллективе, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности; способствовать развитию внимания и наблюдательности.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы на уроке:

Технологии:
– технология личностно-ориентированного обучения;
– технологии развивающего обучения;
–информационно-коммуникативные технологии.

Методы:
– метод проблемного изложения в обучении;
– частично-поисковый метод обучения.

Способы:
индивидуальные;
– групповые;
– парные.

Планируемые метапредметные результаты:

  • Личностные: положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.
  • Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
  • Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использование знаковых и графических моделей.
  • Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые предметные результаты:

  • Воспроизводить ранее полученные знания
  • Осуществлять поиск необходимой информации в книге, статье
  • Создавать коллективный продукт
  • Сравнивать информацию, полученную на уроке с информацией, полученной из собственного опыта, на основе сравнения информации делать выводы и обобщения.
  • Понимать роль и значение класса птиц в природе, в жизни людей;
  • Уметь объяснить способность птиц к полёту;
  • Знать, особенности класса как представителей группы позвоночных животных

Данный урок проводится в классе средних возможностей, но большинство детей, мотивировано на изучение предмета.

Необходимое оборудование урока в соответствии с ФГОС:

Библиотечный фонд:

  • Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ Н.Ф. Виноградова. – 3 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).
  • Окружающий мир: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова. – 3 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).
  • Окружающий мир: 1–2 классы: методическое пособие для учителя / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XX! века).

Цель для учащихся: Формирование понятия класса птиц как представителей позвоночных животных.

Задачи:

  1. Формировать понятие класса птиц как представителей группы позвоночных животных.
  2. Развивать приёмы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
  3. Воспитывать любовь к живой природе и экологическую культуру.

Печатные и электронные пособия:

  • конверты с заданиями;
  • таблички – слова: акула, сом, окунь, жаба, лягушка, тритон, саламандра, змея, кобра, крокодил, черепаха, рыбы, воробей; (Приложение 2.)
  • земноводные, пресмыкающиеся, птицы;
  • наличие внутреннего скелета, отношение к пище, способ передвижения, место обитания; (Приложение 2.)
  • информационные карты по земноводным, рыбам, пресмыкающимся; (Приложение 2.)
  • информационные карты для заполнения по птицам; (Приложение 2.)
  • презентация “Птицы” (приложение 1);
  • наглядные пособия: скелет птицы, рисунок строения пера птицы.

Технические средства:

  • Настенная доска с набором приспособлений для крепления слов,
  • персональный компьютер,
  • мультимедиа-проектор.
  • доска SMART.
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Организационный момент.

Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

Предполагаемые результаты:
– Доброжелательный настрой учителя и учащихся.
– Полная готовность класса к уроку.
– Быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Личностные: готовность к обучению, отношение к учению.

На уроке используется презентация “Птицы”.

2. Актуализация знаний.

Цель: подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Предполагаемые результаты:
– Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.
– Преемственность и перспективность в постановке целей урока.

– Диана, Надя подойдите ко мне, пока мы будем повторять, вам секретное задание.

(Конверт с заданием:
Классифицируйте животных на три группы: акула, сом, окунь, черепаха, крокодил, змея, тритон, кобра, жаба, саламандра, лягушка.)

– Какой у нас сейчас урок?
– Что такое окружающий мир?
– На какие составляющие его можно разделить?
– Что такое предметы?
– На какие две группы делится природа?
– Что отнесём к неживой природе?
– А к живой природе?

С каким разделом мы познакомились на предыдущих уроках?

– Ребята, животные делятся на группы?
– По каким признакам?
– Животные делятся по наличию внутреннего скелета?
– Животные делятся по отношению к пище?
– Животные делятся по способу передвижения?
– Животные делятся по месту обитания?
– Молодцы!
– Ребята выполняли у нас секретное задание. Вот, что у них получилось.
– На какие групп разделили ребята животных? Проверим?

рыбы амфибии рептилии
акула
сом
окунь
жабы
лягушки
тритоны
саламандры
змея
кобра
крокодил
черепаха

– Чем пользовались при делении животных на группы?

  • Внешний вид
  • Внутреннее строение
  • Способы передвижения
  • Условия жизни (место обитания, пища)
  • Сравните земноводных и пресмыкающихся.
Двое учащихся выполняют задание

(предполагаемые ответы детей)

Окружающий мир

Природа и предметы

Предметы – то, что сделано руками человека.

Живую и неживую

Солнце, облака …

Живая природа: бактерии, грибы, растения, животные, человек

Земноводные, пресмыкающиеся

Да

Животные делятся по наличию внутреннего скелета, по отношению к пище, по способу передвижения, по месту обитания.

Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Земноводным обязательно нужна вода, их размножение всегда связана с водой, куда они откладывают свои икринки, пресмыкающиеся это первые настоящие наземные животные. Размножаются яйцами, дышат только лёгкими.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Слайд 2 –8.

На доске печатные материалы

Приложение 3.

 

3. Открытие нового знания.

Цели:
– организовать постановку цели урока;
– организовать составление совместного плана действий;
– определить средства.

Предполагаемые результаты:
– Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании новых знаний и овладении способами действий.
– Динамика перехода учащихся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний.

Мне кажется, что не все карточки использовали девочки. Загляните в конверт. Точно, приклеилась к стенке конверта.

Воробей.

К какой группе отнесём?
Надо узнать, кто такой воробей?
Сегодня мы продолжим знакомство с животным миром Земли.

– Кто догадался, с каким классом?
Тема нашего урока
– Посмотрите, как их много, какие они красивые, какие разные, но что-то есть общее у них всех.

Что будет являться целью нашего урока?

– На что необходимо обратить внимание, чтобы выявить особенности класса “Птиц”?

  • Внешний вид.
  • Внутреннее строение.
  • Способы передвижения.
  • Условия жизни (место обитания, пища).

Работаем в группе.

Правила работы вы знаете.
Забыли, посмотрите на доску.
Задания для каждой группы на листочках.
Заполняем информационный лист.
При ответе не забудьте проговорить задание.

(Дополнительная информация для 3 группы – способы передвижения.)

Это интересно:

Гагары почти никогда не двигаются шагом, и даже к гнезду подбираются чаще всего, вползая на берег на брюхе. В редких случаях, когда эти птицы вынуждены шагать, они выпрямляют корпус, а голову и шею пригибают к земле.

Стрижи, оказавшись на земле, могут только медленно ползти, и многие из них не могут взлететь с ровной поверхности.

Итоги работы групп – информационный лист на доске.

Птицы

Внешний вид.

Тело имеет обтекаемую форму.
Перьевой покров сохраняет тепло.
Передние конечности – крылья
Внутреннее строение.

Облегчённый скелет, кости тонкие, заполненные воздухом.
Сильная мускулатура.
Нет зубов, желудок – перетирает пищу.
????? (дополнение)
Способы передвижения. Большинство летает.
Шагают – бегают.
Скачут.
Ползают.
Условия жизни (место обитания, пища). Везде.
Хищники.
Растительно-ядные.
Всеядные.

– Вот сколько всего интересного мы узнали о птицах.
– Какой удивительной способностью отличается большинство птиц?
– Какие особенности птиц, позволяют им летать?
– Есть ещё одно хитрое приспособление, позволяющее птицам летать?
– Кто знает какое?
– Воздушные мешки. К какому пункту плана их можно отнести?

Дыхание – воздушные мешки.

Внутреннее строение.

Птицы.

– Каковы будут особенности класса птиц?

Дети работают в группах, у каждой своё задание.
Внешний вид (1 группа).
Внутреннее строение (2 группа).
Способы передвижения (3 группа).
Условия жизни (место обитания, пища) (4 группа).

Птицы умеют летать.

Оперенье, крылья, хвост.

Внутреннее строение.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного , извлечение необходимой информации, определение основной информации.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации

Слайд 10

На доске печатные материалы.

Наглядные пособия:
Скелет птицы (из кабинета биологии).
Конверты с заданиями и информационными картами, которые дети будут заполнять.

На доске печатные материалы.

Слайд выход по 17.

Гиперссылке со слайда 10.

4. Физкультминутка.

Лебеди летят, Крыльями машут. (Плавные движения руками с большой амплитудой.)
Прогнулись над водой,
Качают головой, (Наклоны вперед, прогнувшись.)
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо-тихо на воду садятся. (Приседания.)

5. Первичное закрепление.

Цель: усвоение нового способа действия

Предполагаемые результаты:

Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний учащихся.

Самостоятельность учащихся в выполнении заданий.

Углубление знаний и способов действий учащихся.

Используя информационные карты, определите кто такой воробей?

Птицы

Внешний вид. Тело имеет обтекаемую форму.
Перьевой покров сохраняет тепло.
Передние конечности – крылья.
Внутреннее строение. Облегчённый скелет, кости тонкие, заполненные воздухом.
Сильная мускулатура.
Нет зубов, желудок – перетирает пищу.

????? (дополнение)

Способы передвижения. Большинство летает.
Шагают – бегают.
Скачут.
Ползают.
Условия жизни (место обитания, пища). Везде.
Хищники.
Растительно-ядные.
Всеядные.

Тело имеет обтекаемую форму.

Перьевой покров сохраняет тепло.

Передние конечности – крылья.

Не знаем внутреннего строения воробья, но видели, что воробьи летают. Значит, можем предположить, что имеют.

Облегчённый скелет, кости тонкие, заполненные воздухом.

Сильная мускулатура.

Нет зубов, желудок – перетирает пищу.

Скачут.

Растительноядные.

Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: учиться работать в коллективе, формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение; брать ответственность на себя

Регулятивные: контроль, саморегуляция, коррекция.

Информационные листы про птиц.

6. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Предполагаемые результаты:
Активная деятельность класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

Рецензирование ответов учащихся.

Классификация птиц.

– Сколько птиц в мире?

– Сегодня нашу планету населяют миллиарды птиц.

Интересно. А птиц можно разделить на группы?

По каким признакам?

– Где-то я уже сегодня это слышала?
– Да. Мы говорили об этом в начале урока, вспоминая животных в целом. Вернёмся к нашим слайдам. К птицам такое деление тоже подходит.
– Ребята, вы наблюдали птиц в природе. Всё изменяется. Происходят изменения в неживой природе и в жизни птиц. С приходом осени некоторые птицы… ?
– Их называют?
– Есть птицы, которые постоянно живут на одном месте? Как их называют?
– Есть ещё и кочующие птицы.
– Много удивительных и интересных фактов вы узнаете о жизни птиц в ...

100, 500, 1000, миллион

Да.

Можно разделить на группы по отношению к пище, по способу передвижения, по месту обитания.

Животных можно разделить на группы по этим же признакам.

Улетают,
перелетные.
Осёдлые.

Коммуникативные: уметь высказывать своё предположение.

Познавательные: находить в тексте учебника необходимую информацию и работать с ней.

Слайды 10–14

Слайды 18, 19 по гиперссылке со слайда 10.

Рефлексивный.

Цель: фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Предполагаемые результаты:
– Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.
– Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

– Что нового узнали?
– Кто сделал открытие, какое?
– Какой удивительной способностью отличается большинство птиц?
– Какие особенности птиц, позволяют им летать?

Домашнее задание.

– Найти, интересны факты из жизни птиц. Например, рассказ о колибри.
Эти сведения вы может найти на дисках, в книгах.

Экология птиц.
– Птицы удивительные, красивые животные.
– Как вы понимаете фразу: “Берегите птиц – они наши друзья!”?

Рефлексия “Птичка”.

На доске прикреплён шаблон птицы без хвоста, детям раздаются пёрышки красного, жёлтого и зелёного цветов. Пёрышки нужно прикрепить к птице:

Красный – всё получилось, было легко.
Жёлтый – всё получилось, но было трудно.
Зелёный – не всё получилось, было трудно.

Всем спасибо за урок.

Птицы умеют летать.

Оперенье, крылья, хвост.

Воздушные мешки.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Слайд 15