Предмет: Окружающий мир.
Класс: 3 класс.
УМК: “Начальная школа ХХI века”.
Тип урока: открытия новых знаний.
Цели для учителя: создать условия для знакомства с классом птиц как представителем позвоночных животных, содействовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; содействовать развитию умений работать в коллективе, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности; способствовать развитию внимания и наблюдательности.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы на уроке:
Технологии:
– технология личностно-ориентированного обучения;
– технологии развивающего обучения;
–информационно-коммуникативные технологии.
Методы:
– метод проблемного изложения в обучении;
– частично-поисковый метод обучения.
Способы:
– индивидуальные;
– групповые;
– парные.
Планируемые метапредметные результаты:
- Личностные: положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.
- Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
- Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использование знаковых и графических моделей.
- Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые предметные результаты:
- Воспроизводить ранее полученные знания
- Осуществлять поиск необходимой информации в книге, статье
- Создавать коллективный продукт
- Сравнивать информацию, полученную на уроке с информацией, полученной из собственного опыта, на основе сравнения информации делать выводы и обобщения.
- Понимать роль и значение класса птиц в природе, в жизни людей;
- Уметь объяснить способность птиц к полёту;
- Знать , особенности класса как представителей группы позвоночных животных
Данный урок проводится в классе средних возможностей, но большинство детей, мотивировано на изучение предмета.
Необходимое оборудование урока в соответствии с ФГОС:
Библиотечный фонд:
- Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ Н.Ф. Виноградова. – 3 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).
- Окружающий мир: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова. – 3 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).
- Окружающий мир: 1–2 классы: методическое пособие для учителя / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XX! века).
Цель для учащихся: Формирование понятия класса птиц как представителей позвоночных животных.
Задачи:
- Формировать понятие класса птиц как представителей группы позвоночных животных.
- Развивать приёмы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
- Воспитывать любовь к живой природе и экологическую культуру.
Печатные и электронные пособия:
- конверты с заданиями;
- таблички – слова: акула, сом, окунь, жаба, лягушка, тритон, саламандра, змея, кобра, крокодил, черепаха, рыбы, воробей; (Приложение 2.)
- земноводные, пресмыкающиеся, птицы;
- наличие внутреннего скелета, отношение к пище, способ передвижения, место обитания; (Приложение 2.)
- информационные карты по земноводным, рыбам, пресмыкающимся; (Приложение 2.)
- информационные карты для заполнения по птицам; (Приложение 2.)
- презентация “Птицы” (приложение 1);
- наглядные пособия: скелет птицы, рисунок строения пера птицы.
Технические средства:
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления слов,
- персональный компьютер,
- мультимедиа-проектор.
- доска SMART.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||||||||
1. Организационный момент.
Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. Предполагаемые результаты: Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Личностные: готовность к
обучению, отношение к учению. На уроке используется презентация “Птицы”. |
|||||||||||
2. Актуализация знаний. Цель: подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Предполагаемые результаты: – Диана, Надя подойдите ко мне, пока мы будем повторять, вам секретное задание. (Конверт с заданием: – Какой у нас сейчас урок? С каким разделом мы познакомились на предыдущих уроках? – Ребята, животные делятся на группы?
– Чем пользовались при делении животных на группы?
|
Двое учащихся выполняют задание (предполагаемые ответы детей) Окружающий мир … Природа и предметы Предметы – то, что сделано руками человека. Живую и неживую Солнце, облака … Живая природа: бактерии, грибы, растения, животные, человек Земноводные, пресмыкающиеся Да Животные делятся по наличию внутреннего скелета, по отношению к пище, по способу передвижения, по месту обитания. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Земноводным обязательно нужна вода, их размножение всегда связана с водой, куда они откладывают свои икринки, пресмыкающиеся это первые настоящие наземные животные. Размножаются яйцами, дышат только лёгкими. |
Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Слайд 2 –8. На доске печатные материалы
|
|||||||||||
3. Открытие нового знания.
Цели: Предполагаемые результаты: Мне кажется, что не все карточки использовали девочки. Загляните в конверт. Точно, приклеилась к стенке конверта.
К какой группе отнесём? – Кто догадался, с каким классом? Что будет являться целью нашего урока? – На что необходимо обратить внимание, чтобы выявить особенности класса “Птиц”?
Работаем в группе. Правила работы вы знаете. (Дополнительная информация для 3 группы – способы передвижения.) Это интересно: Гагары почти никогда не двигаются шагом, и даже к гнезду подбираются чаще всего, вползая на берег на брюхе. В редких случаях, когда эти птицы вынуждены шагать, они выпрямляют корпус, а голову и шею пригибают к земле. Стрижи, оказавшись на земле, могут только медленно ползти, и многие из них не могут взлететь с ровной поверхности. Итоги работы групп – информационный лист на доске.
– Вот сколько всего интересного мы узнали о птицах. Дыхание – воздушные мешки. Внутреннее строение. |
Птицы. – Каковы будут особенности класса птиц? Дети работают в группах, у каждой своё задание. Птицы умеют летать. Оперенье, крылья, хвост. Внутреннее строение. |
Познавательные: ориентироваться
в своей системе знаний: отличать новое от уже известного , извлечение
необходимой информации, определение основной информации. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации Слайд 10 На доске печатные материалы. Наглядные пособия: На доске печатные материалы. Слайд выход по 17. Гиперссылке со слайда 10. |
|||||||||||
4. Физкультминутка. Лебеди летят, Крыльями машут.
(Плавные движения руками с большой амплитудой.) |
|||||||||||||
5. Первичное закрепление.
Цель: усвоение нового способа действия
Предполагаемые результаты: Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний учащихся. Самостоятельность учащихся в выполнении заданий. Углубление знаний и способов действий учащихся. Используя информационные карты, определите кто такой воробей?
|
Тело имеет обтекаемую форму. Перьевой покров сохраняет тепло. Передние конечности – крылья. Не знаем внутреннего строения воробья, но видели, что воробьи летают. Значит, можем предположить, что имеют. Облегчённый скелет, кости тонкие, заполненные воздухом. Сильная мускулатура. Нет зубов, желудок – перетирает пищу. Скачут. Растительноядные. |
Познавательные: добывать новые
знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: учиться работать в коллективе, формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение; брать ответственность на себя Регулятивные: контроль, саморегуляция, коррекция. Информационные листы про птиц. |
|||||||||||
6. Включение в систему знаний и
повторение.
Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Предполагаемые результаты: Рецензирование ответов учащихся. Классификация птиц. – Сколько птиц в мире? – Сегодня нашу планету населяют миллиарды птиц. Интересно. А птиц можно разделить на группы? По каким признакам? – Где-то я уже сегодня это слышала? |
100, 500, 1000, миллион
Да. Можно разделить на группы по отношению к пище, по способу передвижения, по месту обитания. Животных можно разделить на группы по этим же признакам. Улетают, |
Коммуникативные: уметь
высказывать своё предположение.
Познавательные: находить в тексте учебника необходимую информацию и работать с ней. Слайды 10–14 Слайды 18, 19 по гиперссылке со слайда 10. |
|||||||||||
Рефлексивный. Цель: фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. Предполагаемые результаты: – Что нового узнали? Домашнее задание. – Найти, интересны факты из жизни птиц. Например, рассказ о колибри.
Экология птиц. Рефлексия “Птичка”. На доске прикреплён шаблон птицы без хвоста, детям раздаются пёрышки красного, жёлтого и зелёного цветов. Пёрышки нужно прикрепить к птице: Красный – всё получилось, было легко. Всем спасибо за урок. |
Птицы умеют летать. Оперенье, крылья, хвост. Воздушные мешки. |
Личностные: способность к
самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Слайд 15 |