Развитие орфографических навыков является основным для овладения детьми навыками грамотного письма. С развитием всеобщего среднего образования перед школой в полном объёме встала задача: “Учить всех и всех учить хорошо” решение этой задачи практически невозможно, если интеллектуальные возможности ребёнка не выявляются на самых ранних этапах обучения, если они с первых же школьных лет не используются во всей учебной, воспитательной работе. Это самым тесным образом связано с необходимостью видеть и понимать индивидуальные особенности познавательных процессов каждого маленького школьника.
Но дети разные. Они по-разному включаются в работу, по-разному воспринимают и осознают то, что учитель объясняет на уроке. Навыки письма осваиваются многими школьниками нелегко и не сразу; ошибки в тетрадях бывают порой многообразны и многочисленны.
Дети часто испытывают затруднения в анализе и синтезе слов: не могут определить последовательность звуков в слове, составить слово из отдельных букв, а, следовательно, правильно его написать. Без систематической и целенаправленной помощи маленькому школьнику с такими трудностями не справиться.
Для устранения дефектов письма не обязательно затрачивать много дополнительного времени; сам программный материал необходимо приспособить так, чтобы он послужил средством таких тренировок.
Начиная с первого класса, я провожу на уроках письма , а в дальнейшем и на уроках русского языка такую работу:
- На уроках письма, прежде чем написать новое слово несколько раз проговариваем слово по слогам и только потом дети записывают его. Важно не допускать неправильного проговаривания данного слова, т.к. существует вероятность, что кто-то из детей услышит неверный вариант данного слова и может запомнить именно этот вариант.
- Прошу определить на слух количество букв и звуков в слове;
- Назвать букву в слове (какую букву напишите первой, третьей…)
По мере овладения детьми навыками письма стараюсь довести до автоматизма написание детьми словарных слов. За годы работы в школе у меня сложилась определённая система работы над словами с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными с использованием перфокарт, которые усложняются по мере усложнения учебного материала.
Начиная с первого класса, работу над словами с безударными гласными начинаю с самого простого. Показываю детям карточку № 1, на которой записано – безударная гласная выделена другим цветом /корова/. Дети проговаривают данное слово и записывают его. Через 2–3 урока карточка меняется – в ней безударная гласная отсутствует № 2 /к – рова/. Дети записывают слово, вставляя нужную гласную , затем проверяют по карточке № 1.
Позднее, когда дети познакомятся с несколькими словами с непроверяемой безударной гласной, предлагаю поработать над перфокартой № 3.
м | роз | |
м | локо | |
к | ньки | |
з | вод |
После ознакомления детей с проверяемыми безударными гласными переходим к перфокарте № 4.
Вставить букву | Написать проверочное слово |
д…ма | дом |
з…мля | |
цв…ты |
В четвёртом для работы используем перфокарты № 5, 6.
№ 5.
Ст…лы, вр…чи, хв…сты, н…очной, с…лёный,
к…за, Пом…рить, в…рхушка, пол…тели, д…ждливая, цв…тной. |
№ 6.
Поздно веч…ром мы возвр…щались д…мой. Нач…лась гр…за. Молния осв…тила окрестность. Густой тростник на пруду к…зался б..льшими д…ревьями. |
Считаю, что перфокарту № 6 нельзя давать раньше, чем перфокарту № 5 т.к. дети могут отвлекаться на содержание текста.
Хороший результат дают диктанты повышенной трудности, особенно если в таких диктантах большое количество длинных и труднопроизносимых слов, которые также сначала проговариваем вместе с детьми и лишь потом записываем.
Неоднократно использовав данные приёмы в своей работе, мне удалось повысить грамотность учащихся.