Урок по теме "Идеология и практика народничества"

Разделы: История и обществознание


Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма: урок-лабораторная работа.

Основные формы работы: беседа, работа в группах (работа с документами, с отдельными высказываниями, выполнение проблемных заданий),

Цель урока: развитие личности, направленное на формирование правосознания и гражданско - правовой культуры, то есть формирование знаний по теме и внутренней мотивации активной , осознанной гражданской позиции.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с основными понятиями темы, показать взаимосвязь общества и государства, идеологии и политического поведения.
  • Развивающие: продолжить формирование у учащихся основных учебных компетенций
  • Воспитательные: продолжить формирование гражданско – правовой культуры учащихся через активную деятельность

Умения и навыки, отрабатываемые на уроке:

  • Работать с текстом
  • Составлять и читать схемы
  • Выбирать главное и правильно формулировать выводы.
  • Отстаивать свою точку зрения.
  • Применять полученные знания на практике (выполнение практических заданий).
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Развивать организаторские и ораторские навыки
  • Развивать коммуникативные умения и навыки в процессе урока.

Оборудование: задания на урок, компьютер и проектор.

Межпредметные связи: история России и Всеобщая история, обществознание, литература, МХК.

План:

1. Народничество.
2. Три течения в народничестве.
3. Практика народничества.

ХОД УРОКА

1. Народничество как часть революционно-демократического направления общественной мысли.

В пореформенный период сложились три направления в общественном движении – консервативное, либеральное и революционно - демократическое.
У них были разные политические цели, методы борьбы, духовные позиции.
Наиболее сплоченной группой противников царизма в России были революционеры-разночинцы (разночинцы — выходцы из различных сословий: духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников), пришедшие на смену дворянам-революционерам первой половины XIX в.

Проблемное задание:

– Расскажите о идеологии народников и их деятельности.
– Дайте оценку их деятельности  с точки зрения закона и морали.
– Приведите аргументы в защиту и против народников

2. Идеология народничества

А) Нигилизм.

Задание 1. Что такое нигилизм? Назовите две главные черты русского нигилизма. (Презентация, слайды 1-5)

«НИГИЛИЗМ (от лат. nihil — ничто) — в широком смысле отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.д.». Философская энциклопедия.
«Психологическая основа нигилизма — общечеловеческое свойство и потребность противодействия влиянию извне, отрицание внушения, принудительного навязывания личности социальных ролей, традиционных норм и ценностей, образцов поведения и общения; разочарование в них, разрыв с ними и стремление изменить». А. И. Новиков
«По философским своим понятиям нигилист был позитивист, атеист или материалист», —  писал П.А. Кропоткин
«Специфической чертой русского нигилизма, в отличие от западного идеалистического, является его рационалистический характер, культ "знания"». А Шпеер

Учитель помогает сформулировать особенности русского нигилизма и напоминает о образах нигилистов в русской литературе и живописи. (Слайд 6)

Б) Три течения в народничестве.

Задание 2 (по группам) Прочитайте документ (Приложение 1). Заполните таблицу.

Линии сравнения     Пропагандистское
течение          Бунтарское течение Заговорщическое.
Идеолог
Цель 
Способ достижения цели
Главная движущая сила
Методы борьбы
Роль народа в революции 

Проанализируйте заполненную таблицу. Выделите общее и различное. (Слайды 8, 9, 10)

 Задание 3. Найдите правильное соответствие.

Народники Основные идеи
1. М. А. Бакунин А. Революция требует долгой и кропотливой подготовки, выработки четкой программы и разъяснительной работы среди народа; она должна свестись к минимуму насилия. Движущаяся сила революции – интеллигентный пропагандист.
2. П. Л. Лавров Б. Революция возможна, как государственный переворот, осуществленный сплоченной, хорошо законспирированной и дисциплинированной группой. Движущаяся сила революции – подпольная партия заговорщиков.
3. П. Н. Ткачев В. Революция – народный бунт, призванный разрушить до основания подавляющее свободу человека государство, создать федерацию самоуправляющихся общин.

В) С. Нечаев и «нечаевщина»

 Задание 4. Какого направления народничества придерживался С. Нечаев?
Дайте оценку взглядам Нечаева с юридической и морально - этической точки зрения.
Заговорщическая политика привела к появлению в рядах народничества деятелей типа С.Г. Нечаева. С.Г. Нечаев был организатором тайного общества "Народная расправа", автором "Катехизиса революционера", в котором заявлялось, что революционная цель оправдывает средства. Нечаев в своей деятельности применял методы мистификации и провокации. В 1869 г. в Москве он лично убил по подозрению в предательстве студента И.И. Иванова и скрылся за границей. В 1872 г. он был выдан швейцарскими властями, приговорен к 20 годам каторги, умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.

3. Практика

Рассказ учителя

1. Создание революционных организаций.
В истории радикального направления второй половины XIX в. исследова¬тели выделяют три этапа:
60-е гг. — складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков (ишутинцы, чайковцы)
70-е гг. — оформление народнического направления и деятельность организаций революционных народников ("Земля и воля", "Черный передел", "Народная воля")
80—90-е гг. — активизация либеральных народников и начало распрост¬ранения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы.

2.«ХОЖДЕНИЕ В НАРОД», массовое движение молодежи в деревню. Началось весной 1873, наибольший размах весна лето 1874. Цели: изучение народа, пропаганда социалистических идей, подготовка революции.
Документ. «Раз идем мы с товарищем по дороге. Нагоняет нас мужик на дровнях. Я стал толковать ему, что податей платить не следует, что чиновники грабят народ и что по писанию выходит, что надо бунтовать. Мужик стегнул коня, но и мы прибавили шагу. Он погнал лошадь трусцой, но и мы побежали вслед, и все время продолжал я ему втолковывать насчет податей и бунта. Наконец мужик пустил коня вскачь, но лошаденка была дрянная, так что мы не отставали от саней и пропагандировали крестьянина, покуда совсем перехватило дыханье». Воспоминания П. А. Кропоткина, передающего рассказ Сергея Кравчинского.

Задание 5. Почему хождение в народ потерпело поражение? (Слайды 11-13)

Видеоролик "Вера Засулич"

– В чем причины перехода народовольцев к террору?
– Возможны ли были в тогдашних российских условиях иные методы борьбы?

Рассказ учителя (дублирован в виде справки на рабочем листе – Приложение 2)

Хроника террора (Слайды 14-17)

В 1877 году в «Землю и волю» входило около 60 человек
Часть сторонников пропагандистской работы настаивала на переходе от «летучей пропаганды» к поселению революционеров в деревне на продолжительное время для ведения пропаганды (это движение получило в литературе наименование «второго хождения в народ»). На этот раз пропагандисты вначале осваивали ремесла, которые должны были пригодиться на селе, становились врачами, фельдшерами, писарями, учителями, кузнецами, дровосеками.

Народники Юга Российской империи встали на путь терроризма, представив это как организацию актов самозащиты и мести за злодеяния царской администрации.
Затем, 24 января 1878[5] – В. И. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, распорядившегося высечь политзаключенного-студента А. С. Боголюбова.
В том же месяце кружок В. А. Осинского — Д. А. Лизогуба, действовавший в Киеве и Одессе, организовал убийства агента полиции А. Г. Никонова, киевского жандармского ротмистра Г. Э. Гейкинга (инициатора высылки революционно настроенных студентов) и харьковского генерал-губернатора Д. Н. Кропоткина.
4 августа 1878 г. – C. М. Степняк-Кравчинский убил кинжалом петербургского шефа жандармов Н. В. Мезенцова в ответ на подписание им приговора о казни революционера И. М. Ковальского.
13 марта 1879 – было совершено покушение на преемника Мезенцова — генерала А. Р. Дрентельна. Листок «Земли и воли» (главный редактор — Н. А. Морозов) окончательно превратился в орган террористов.
Ответом на теракты землевольцев стали репрессии. По России прошел десяток показательных политических процессов с приговорами по 10-15 лет каторги за печатную и устную пропаганду, было вынесено 16 смертных приговоров (1879) уже только за «принадлежность к преступному сообществу» (об этом судили по обнаруженным в доме прокламациям, доказанным фактам передачи денег в революционную казну и пр.)
1879г – «Земля и воля» распалась.
Те, кто считал необходимым отказ от методов террора (Плеханов, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод, Засулич и др.) объединились в новое политическое образование, назвав его «Черный передел» (имелось в виду перераспределение земли на основании крестьянского обычного права, «по-черному»).

Сторонники террора создали организацию «Народная воля». За короткий срок, в течение года, народовльцы создали разветвленную организацию во главе с Исполнительным комитетом. В него вошли 36 человек, в том числе Желябов, Михайлов, Перовская, Фигнер, М. Ф. Фроленко. Исполкому подчинялось около 80 территориальных групп и около 500 самых активных народовольцев в центре и на местах, которым в свою очередь удалось объединить несколько тысяч единомышленников. Народовольцами было совершено 5 покушений на Александра II (первое — 18 ноября 1879). 1 марта 1881 г. император был ими убит.
16 отколовшихся от «Земли и воли» и вошедших в «Черный передел» народников-«деревенщиков" Плеханов, Засулич, Дейч и Стефанович эмигрировали в Швейцарию, где, ознакомившись с марксистскими идеями, создали в 1883 в Женеве группу «Освобождение труда»

4. Итоги и последствия: (Слайды 18-20)

  • Убийство Александра Освободителя
  • Репрессии со стороны государства.
  • программа не выполнена
  • Переход к политике «контрреформ»
  • Создание партии эссеров, «общинный социализм», продолжение террора
  • Создание первых марксистских рабочих организаций

Домашнее задание: п. 76 читать, уметь ответить на вопросы. Выполнить задания 3,4 в рабочем листе (слайды 21-22)
Дать письменный ответ на проблемное задание урока.
Эссе (по выбору)
•"Власть, основанная на Насилии, Насилием же и СВЕРГАЕТСЯ "  (Дени Дидро)
"Цель оправдывает средства" (А. Макиавелли)
«Единственный уроком истории является вывод, что люди в принципе необучаемы» (У. Черчилль)