Развитие творческих способностей учащихся в творческих работах с природным материалом

Разделы: Технология


Сегодня общество испытывает потребность в развитии личности нового типа, сочетающей в себе творческую активность со свободой мысли, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и целесообразно, созидательно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их разрешения, анализировать и планировать свою деятельность.

Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающегося знаниями, но и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом саморазвитии. Современный период развития нашей страны чётко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования.

Для каждого учителя очень важно заинтересовать учащихся своим предметом или предметным кружком. Привить желание создавать эстетичные вещи своими руками, увлечь работой. Учителя технологии, как правило, владеют различными технологиями художественной обработки материалов. Учитель должен создавать для этого условия, предложив учащимся различные варианты и способы работы с различными материалами. Тема ручного труда становится актуальной в наше время, ведь современные дети практически не занимаются развитием творческого воображения, не получают определённых навыков. Большую часть времени они проводят в интернете с планшетом или телефоном. А ведь ручной труд развивает мелкую моторику рук, что связано непосредственно с развитием речи.

Труд учащихся в рамках моей программы носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и художественной культуры. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию. Чередование занятий нескольких видов рукоделия даёт ребёнку найти себя в одной из областей творчества. Определяя содержание работы, учитываются индивидуальные возможности учащихся, особенности психофизического развития, их интересы. Дифференцированный подход к учащимся в процессе внеурочной трудовой деятельности осуществляется в тщательном подборе трудовых заданий для каждого ученика. Так, например, дети вспомогательной школы с ЗПР очень любят работать с бисером и природными материалами (флористикой). Овладев, этим видом рукоделия, ребёнок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.

Пик популярности у нас в стране и за рубежом переживает направление в искусстве коллажа, как флористический коллаж. Наиболее известным представителем этого вида творчества является немецкий флорист Фридхельм Раффел, который создает необыкновенно выразительные произведения. У него огромное число учеников и последователей по всему миру. Флористические коллажи создают при помощи природных материалов – засушенных цветов, листьев, стеблей и т.д. основой служит наклеивание элементов различных по цвету, фактуре на фон. Эти картины напоминают гербарий, однако более сложные работы могут представлять собой произведения искусства

Насколько удачным будет фон, настолько удачным и будет коллаж. Законченность композиции придают различные аксессуары: фигурки животных, насекомых, бижутерия, тесьма, кусочки ткани и т.д. Жемчужина и пара монет, могут оказаться акцентом, который сделает работу завершённой.

На красоту засушенных растений люди обратили внимание давно. Стенная роспись в одном из Фиванских храмов, находящемся на территории современного Египта, считается самым древним гербарием. Этот культурный памятник, датируемый 1450 годом до н.э., донёс до нас изображения 275 различных растений!

Интерес к обработке флористических материалов у детей велик. Они любят мастерить, клеить, создавать эскизы работ. Это стремление я стараюсь развивать и поддерживать, предлагая те виды работы, которые нравятся детям. Учет возрастных особенностей предусматривает постепенность повышения трудности изготовления изделия. Преодоление затруднений и достижение при этом желаемых результатов вызывают у девочек положительные эмоции.

Работа с природными материалами приобщает к одному из видов ДПИ – аппликации – коллажа. Даёт знания о свойствах растений, технологии заготовки и обработки материалов, изготовления художественных изделий из цветов и листьев. На занятиях у учащихся проявляются творческие способности и художественный вкус, повышается уровень культуры, развивается способность к зрительному анализу.

Задания для первых изделий не сложны. (См прилож1) При изготовлении небольшого панно или открытки с использованием цветного картона, бумаги и флористических материалов учащиеся могут быстро увидеть результаты своего труда. Это способствует развитию их интереса к этому виду рукоделия, пробуждает стремление к самостоятельности и выполнения более сложных работ. Далее работа усложняется. Яркие и интересные работы могут получаться у начинающих коллажистов. Готовые изделия, обязательно должны найти практическое применение в быту, жизни, оформлении интерьера и т.д. Этими произведениями будут восхищаться родные и знакомые. Посетители выставок не могут оторвать подолгу от них глаз. Конечно, такое творчество дарит огромную радость ребёнку и взрослому. Глядя на работу флориста, понимаешь, что цветы, листья, стебли, могут быть удивительным материалом, из которого рождается настоящее произведение искусства. Всё это развивает умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы, формирует умения и навыки по обработке материалов.

Все качественно выполненные изделия демонстрируются на выставке, принимают участие в различных школьных, поселковых, улусных, республиканских, российских и международных конкурсах творческих работ учащихся. Когда учащиеся видят свою и другие работы, они лучше понимают их практическую и эстетическую ценность. Видят все плюсы и минусы. Анализируют, стараются исправить недостатки. Мотивацией для изготовления более сложных изделий служит получение наград и восхитительных возгласов зрителей, при виде их работ, за конкурсы и выставки ДПИ учащихся, в которых участвуют дети. Грамоты и дипломы, сертификаты, полученные за их работы, я вывешиваю на демонстрационный стенд “Наши достижения”. Учащимся это очень нравится, они стараются, чтобы их награды, как можно чаще демонстрировались на этом стенде.

Приложение 1–2

В 2012 году учащиеся принимали участие в Улусной выставке ДПИ учащихся и получили дипломы:

  • Мухоплёва Ира 9 ж кл Диплом IIстепени за флористику. Работа “Праздник лета” (прил2)
  • Гилёва Женя 8 ж кл диплом III степени за флористику. Работа “Букет для мамы” (прил2)
  • Я, как учитель, получила Благодарственное письмо за подготовку победителя
  • За участие в республиканской выставке “Радуга Севера” 2012г девочки получили сертификаты.
  • Мухоплёва Ира 9 ж кл сертификат
  • Гилёва Ж 8 кл - сертификат
  • Шульга Наташа 8 кл - сертификат

В 2013 г девочки приняли участие в выставке ДПИ творческих работ учащихся со следующими результатами:

Улусная выставка дпи работ учащихся

  • Гилёва Евгения –диплом II степени за флористику Работа “Первый снег” (прил2)
  • Шульга Наташа – диплом III степени за флористику. Работа “Бабочка и виноград” (прил2)
  • Макарова Катя – благодарность за панно из яичной скорлупы. Работа “Маки”
  • Степанова Туйяра – благодарность за флористику работа “Летние цветы” (прил2)

Республиканская выставка “Радуга севера” 2013г

  • Шульга Наталья. – сертификат.
  • Гилёва Женя – сертификат.
  • Жданова Женя – сертификат
  • Тимофеева Рита – сертификат

В сентябре 2013 г Шульга Наташа заняла II место в Республиканском конкурсе бабочек, объявленном газетой “Якутск вечерний”. За работу. Выполненную из засушенных листьев и цветов она получила сертификат на 3000р в магазине “Пионер” г. Якутск.

Также. В 2013 г в ноябре месяце девочки приняли участие в Международном дистанционном конкурсе творческих работ учащихся “Мир вокруг нас” www. conkurs@inet21.com

со следующими результатами:

  • Гилёва Евгения 9кл – лауреат и победитель в своей возрастной группе. Работа “Первый снег”
  • Шульга Наташа 9кл – лауреат. Работа “Бабочка и виноград”

В декабре 2013г мы приняли участие в IX Всероссийском конкурсе “Творчество умников и умниц” ymniki-ymnici@yandex.ru Номинация “Декоративно - прикладное творчество

  • Гуськова Анастасия Николаевна 5кл - I место Работа “Охота на зайца” - флористика (прил2)
  • Жданова Евгения Витальевна 7кл - I место работа “Букет для мамы” - флористика (прил2)

В процессе изготовления своих работ девочки испытывали разнообразные чувства: радовались красивому изображению, любовались им, огорчались, если что-то не получалось, старались добиться удовлетворяющего результата, иногда переделывая некоторые фрагменты своих работ по несколько раз.

Изготовление таких работ приносит одинаковое удовольствие, как ученикам, так и мне, учителю. Каждый раз, заканчивая с ученицей очередную работу, я уже думаю об очередной и предлагаю девочкам, заготовить летом природные материалы для этой работы.

Флористика: картины из листьев и цветов

Для изготовления картин или панно можно использовать толстый картон для основы или ДВП. Начинать работу нужно с изготовления эскиза. На листе бумаги нарисовать эскиз. Можно перевести рисунок из журналов или детских раскрашек. Использовать можно любой, заготовленный летом материал. Шишки, мох, листья и цветы растений, фасоль, горох, семена и семечки подсолнечника, тыквы, кабачка, орехи и т.д. Обычно растения собирают поздней весной или летом. Злаки хорошо собирать, когда они меняют окраску с зелёной на светло-жёлтую. Срезать растения необходимо утром, в солнечную погоду. Высушивать растения между страницами старых журналов и книг. Растения должны быть обязательно сухими. Сверху желательно положить пресс. Соответствуя эскизу работы, подобрать нужный флористический материал. Лучше всего его переложить в отдельную коробку или файловую папку. Т.к материал очень хрупкий, с ним нужно обращаться очень осторожно. Важно заранее учитывать, что некоторые листья и цветы могут менять цвет в процессе обработки клеем. Клей используем ПВА, т.к он не оставляет следов. Иногда можно окрасить листья и лепестки в нужный цвет. Для этого клей ПВА смешиваем с гуашью и прокрашиваем листья, высушиваем их и аккуратно приклеиваем. Но лучше всего подобрать такие растения, которые не теряют цвет при обработке. Также можно сушить растения утюгом. Проглаживая растения через бумагу.

Перед началом работы наносим линию горизонта карандашом, она обычно располагается чуть выше или ниже середины картины. Наклеивать листья начинаем сверху, начиная с неба, постепенно заклеивая основу. Работа может находу корректироваться. Аккуратно наносим клей ПВА кисточкой на листья.

Приклеиваем их, заполняя постепенно работу. После этого, нужно листья хорошо прижать кусочком поролона. Иногда листья можно промазать клеем сверху. Поролон хорошо впитывает лишний клей, и не ломает листья. После этого на картину нужно положить стекло или кусок целлофановой плёнки и придавить каким-либо прессом. На следующий день груз убрать, выполнять далее работу, постепенно выполняя рисунок. Некоторые детали можно выполнить отдельно на бумаге и затем приклеить на нужное место. Готовые работы хорошо просушить. Некоторые детали можно обработать тонкой соломкой, чтобы придать более чёткий контур. Покрыть лаком, чтобы они были более крепкими и долговечными. Объемные цветы обработать лаком для волос. Если картина выполняется плоская, то в рамку можно вставить после изготовления работы. Если же работа содержит объёмные цветы или другие материалы. То рамку лучше закрепить сразу, после чего начинать работу.

Заключение

Работа с природными материалами вызывает формирование интереса у учеников к изготовлению творческих работ из природных материалов. Создание таких работ приносит одинаковое удовольствие, как ученикам, так и мне, учителю. Создавать картины не красками, а растениями, цветами и листьями – интереснейшее занятие. Потому что творчество дарит ни с чем несравнимую радость. Тематика изделия способствует выявлению в детях всего лучшего, что дала, природа и общество. В результате изготовления работ учащиеся смогут видеть сочетание цветовой гаммы, вырабатывать усидчивость, аккуратность, терпение, развить свои творческие способности. Всё это вырабатывает хороший вкус, девочки смогут красиво оформить своё жилище нужными вещами, созданными своими руками, сделать подарки родным и близким. Результатом своей работы хочу видеть заинтересованность детей, создание ситуации успеха, желание совершенствовать умения и навыки самостоятельно. Творческую активность, желание делать радость своим друзьям и родителям. Выполняя различные изделия, девочки не только повышают эстетический вкус, но и подчёркивают свою индивидуальность. Конечным результатом такого творчества является выход на поселковую, улусную, республиканскую, российскую и международную выставку детского прикладного искусства и создание творческих проектов. В процессе труда в ребёнке происходит изменение интеллектуального, эмоционального, физического и социального характера, развивается культура труда и другие качества, влияющие на формирование его личности как человека.

Вероника Аверина, 10 лет, написала такие строки:

Напишите картину не красками,
Напишите картину цветами,
И весь мир распахнётся прекрасной,
Чудной сказкой, подаренной вами!

Список используемой литературы

  1. Атутов П.Р. , Поляков В.А., Казакевич В.М. и др. “Концепция содержания образования по “Технологии”. Школа и производство №3 2000 (стр. 12,17)
  2. Бабина Н.Ф. Как развить познавательную активность учащихся. Школа и производство №3 2002 стр 34
  3. С.Кабаченко. Поделки из фисташек. Москва “ЭКСМО” 2008
  4. Н. Крысько, Г. Нехорошко. Стильный коллаж. Энциклопедия. Москва. “АСТ-ПРЕСС”
  5. А.Е. Маркова. Аппликация из бересты. Школа и производство №2. 2006.стр46
  6. А.Е.Маркова. Флористика: картины из листьев и лепестков. Школа и производство №5. 2006.стр48.
  7. В.А. Мураева. Технология народных ремёсел. Программа разработки занятий 1-4 классы. Издательство “Учитель” Волгоград 2009.
  8. Е.Немешаева. зёрнышко к зёрнышку. Чудесные фантазии. Москва “АЙРИС-ПРЕСС” 2010
  9. Сахипов Ф.Ф. Без интереса ученье – одно мученье. Школа и произ-во №2 2003 стр 19.
  10. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.; Знание, 1983.
  11. А.Е. Маркова. Аппликация из бересты. Школа и производство №2. 2006.стр46
  12. А.Е. Маркова. Флористика: картины из листьев и лепестков. Школа и производство №5. 2006.стр48.