Актуальность: Данная непосредственно образовательная деятельность актуальна для детей четвёртого года жизни, т. к. с первых дней пребывания в детском саду необходимо стремиться придать отношениям детей с взрослыми и сверстниками положительную направленность. Необходимо, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно в тёплой, доброжелательной атмосфере детского сада, поэтому целесообразно поддерживать и развивать стремление ребёнка к общению, обогащению личного и практического опыта. Актуальность выбранной темы так же подтверждается следующими нормативными документами:
- Новый закон “Об образовании в Российской Федерации ст. 64 П. 1;
- ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования п. 3.3.4.
- Типовое положение о ДОУ I п. (6); (обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников);
- Задачами годового плана МБ ДОУ на 2012 – 2013 уч. год (развивать у детей основы социального сознания, познания мира, формируя навыки общения и культуры поведения в образовательной деятельности и в повседневной жизни;.
- ООП МБ ДОУ № 6.
Цель занятия: помочь детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности, развивая умение передавать эмоциональные состояния и побуждая детей к эмоциональной отзывчивости на состояния близких людей, сверстников, героев сказок. Формирование дружеских привязанностей, воспитание интереса и уважения к чувствам друзей.
Задачи занятия:
Развивающие: развивать в детях навыки взаимодействия со сверстниками в игровой и бытовой деятельности и в повседневном общении. Развивать умение передавать эмоциональное состояние в имитационно-образных играх.
Воспитательные: формировать дружеские предпочтения и привязанности, воспитывать уважение к интересам и чувствам друзей, формировать умение дружно играть и выполнять поручения педагога.
Образовательные: формировать представления о способах примирения, формировать умения “читать” сюжетную картинку и определять причинно-следственные связи между изображённым событием и его причиной.
Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Чтение художественной литературы”, “Музыка”, “Здоровье”, “Художественное творчество”, “Физическая культура”
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, музыкально художественная, чтение стихов, продуктивная.
Оборудование: Мягкие игрушки: Колобок, Зайчик, Медведь; “Волшебный мешочек”; Иллюстрации: “Дети ссорятся”, “Дети дружат”; Массажные мячики; Пластилин, стеки.
Предварительная работа: Чтение произведения К. Ушинского “Вместе тесно, а врозь скучно”. Показ сказки “Колобок” на фланелеграфе. Разучивание танца “Поссорились-помирились”, песни “Есть у солнышка дружок” Рассматривание картинок из серии “Дети играют”.
Ход НОД
Введение в тему.Частично-поисковый метод. Активизация детей художественным словом. Загадывание загадки о Колобке.
Воспитатель:
Прямо с полки, за порог...
Убежал румяный бок.
Укатился наш дружок,
Кто же это?...
Дети: Колобок.
Подготовительная часть.Игровая ситуация. Метод оживления детских эмоций и активизация восприятия с помощью литературного образа.
Воспитатель показывает детям игрушку “Колобок”.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришел из сказочного леса необычный гость – “Колобок”. В волшебном лесу ему приходилось от всех убегать. А от кого убегал Колобок?
Ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру. “Догоните колобка”.
Проводится игра “Догони Колобка” (Дети передают колобка по кругу друг другу, а следом зайчика, волка, медведя, стараясь, чтобы игрушки не догнали Колобка.).
Воспитатель: Вот видите, какие вы ловкие, да умелые, а еще вы хорошие друзья. Не дали Колобка в обиду. А мне кажется, мы забыли с вами что-то сделать? Наверное, если к нам приходят гости, то с ними надо непременно поздороваться. Давайте поздороваемся с Колобком.
Дети здороваются с Колобком.
Колобок: Здравствуйте ребята!!! Я узнал, что в детский сад ходят очень дружные ребята, решил пойти поискать их и попал к вам!
Воспитатель: Как вы думаете, правильно сделал Колобок, что пришел к нам? В нашей группе все ребята дружные. А почему ты загрустил, Колобок?
Колобок. Я очень хочу подружиться с вами, но не знаю, как это сделать, у меня никогда не было друзей и я совсем не знаю, как нужно дружить…
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сможем мы помочь Колобку?
С Колобком дружить мы станем.
И от дружбы не устанем.
А для этого все вместе
Мы споем для друга песню
Исполняется песня “Есть у солнышка дружок”.
Воспитатель. Ребята, а с чего начинается дружба?
Колобок: А я знаю, что дружба начинается с улыбки. Я слышал такую песенку: “С голубого ручейка начинается река, ну, а дружба начинается с улыбки”.
Воспитатель: Вот и мы улыбнемся друг другу. Поиграем в игру “Крепко за руки возьмёмся”.
Проводится игра “Крепко за руки возьмёмся”.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся .
Воспитатель: Вот мы и подружились.
Основная часть.Групповая форма работы. Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций. Прием активизации творческого воображения. Уточнение и обогащение словарного запаса.
Воспитатель: Колобок, у меня есть интересные картинки. Здесь ребята ссорятся, мирятся и становятся друзьями.
Воспитатель показывает заранее приготовленные картинки: “Дети играют дружно”, “Дети ссорятся”. При этом взрослый спрашивает детей о том, что происходит на данной картинке или рисунке.
На картинки посмотрите,
Колобку вы расскажите,
Как ребятам надо жить,
Чтобы всем всегда дружить!
Дети с опорой на картинки рассказывают, что на них происходит.
Воспитатель: Ребята, а ведь мы с вами в группе тоже частенько, ссоримся. То из-за игрушек, то из-за книг. А как вы думаете, это хорошо, или плохо?
Дети отвечают, что ссорится друзьям нельзя.
Воспитатель: А давайте покажем Колобку наш веселый танец “Поссорились-помирились”
– Всем советую дружить,
Ссориться не нужно,
Даже в танце, посмотри!
Побеждает дружба!
Дети танцуют танец. В конце танца обнимают друг друга.
Воспитатель: Вот видишь, Колобок! Лучше жить дружно и не ссориться. А как вы, ребята, думаете?
Ответы детей: Да! Надо жить дружно и не ссориться.
Воспитатель: Пальчик мой, пальчик мой, поиграй-ка, ты со мной!
Проводится пальчиковая гимнастика: “Дружные пальчики”
Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (Складывают ладонь на ладонь)
Мы с тобой подружимся маленькие пальчики. ( Соединят поочередно пальцы рук)
Раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять. (Разъединяют поочередно пальчики.)
Гимнастика с элементами самомассажа (массажные мячики).
Воспитатель:
Щекотал нас Колобок,
Колобок – румяный бок.
По коленке, по ладошке, по животику немножко…
Щекотал, щекотал и до носика достал!
Колобок, колобок, колобок румяный бок (дети перекатывают мячики в ладошках)
Он от бабушки ушёл, он от дедушки ушёл (левой рукой прокатывают мячик по вытянутой правой)
Он от зайца ушёл, он от волка ушёл (то же самое противоположными руками)
От медведя убежал, в детский садик к нам попал (прокатывают мяч по коленкам).
Воспитатель: Колобку, очень понравилась наша игра, ребята. А ещё, Колобок, наши ребята умеют веселиться, всегда помогают друг другу и стараются не ссориться, а если поссорились, сразу мирятся, делают друг другу подарки и говорят вежливые слова. Ребята, Колобок очень хочет узнать, а что значит вежливые слова. Давайте ребята познакомим его с этими словами, чтобы он их запомнил, и пользовался ими, сложим их в волшебный мешочек.
Для друзей хороших слов, нам совсем не жалко.
Будет полным наш мешочек
Добрых слов – подарков!
Проводится дидактическая игра “Волшебный мешочек”. По кругу дети передают друг другу мешочек и говорят в него вежливые слова: “Спасибо, пожалуйста, извини, добрый, хороший, дружные и др.”
Воспитатель: Какой мешочек стал тяжелый, как много слов знают наши дружные ребята. Вот тебе Колобок наш волшебный мешочек, учи и запоминай эти слова, они всегда пригодятся.
Ребята сегодня мы с вами подружились с новым другом, давайте сделаем ему что-нибудь приятное, например, слепим новых друзей для нашего Колобка, чтобы ему не было скучно.
Чтобы было веселей,
Слепим мы тебе друзей!
Накатаем Колобков,
Добрых, маленьких дружков!
(Дифференцированная работа: Группа А – высокий уровень развития.
Группа Б – средний уровень развития).
На столах наборы для лепки.
Воспитатель: Ребята, что это за палочки у вас на столе?
Дети: Это стеки.
Воспитатель: Зачем они вам нужны?
Дети: Стеками мы отрезаем пластилин и прорисовываем детали.
Воспитатель: Что мы делаем с пластилином?
Дети: Мы его разминаем.
Воспитатель: Зачем?
Дети: Чтобы он был мягким и из него было легко лепить.
“А” – лепят просто “Колобки”.
“Б” – лепят “Колобки” и при помощи стеков прорисовывают лицо.
Заключительная часть. Итог занятия.
Заключительная беседа. Активизация внимания детей. Ключевой вопрос: “Как нужно дружить?”.
Воспитатель: Посмотрите, сколько новых друзей для Колобка у нас получилось, они такие красивые. Теперь тебе, Колобок, скучать не придётся!
Дети рассматривают свои работы, любуются ими.
Воспитатель:
Хорошо когда друзья –
Это ты, и мы, и я
Ты теперь не одинок
Добрый, милый Колобок!
Ребята, вы молодцы, очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, слепили красивых Колобков. Давайте с вами еще раз напомним Колобку, как же нужно дружить?
Ответы детей.
Воспитатель:
По амбарам пометенный,
По сусекам поскребённый,
Видно нынче испеченный,
Свежим маслицем сдобрен!
В детский сад явился Он!
Научился он дружить!
И с друзьями в мире жить!Ну, а нам пора прощаться.
Вам желаем не ругаться,
Улыбаться, не тужить
И с друзьями в мире жить!
Давайте ребята попрощаемся с Колобком! Спасибо тебе, Колобок, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии. До свидания.
Предполагаемый результат непосредственно образовательной деятельности:
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
- Приветлив с окружающими, проявляет активный интерес к словам и действиям взрослых. По показу и побуждению воспитателя повторяет положительные действия, вежливые слова, эмоционально откликается на ярко выраженное состояние главного персонажа Колобка.
- Дружелюбно настроен. Охотно участвует в организованной воспитателем общей деятельности с другими детьми.
- Сохраняет преобладающее эмоционально-положительное настроение, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к положительной оценке окружающих и повторению одобренных действий.
- Уверенно, самостоятельно и точно выполняет задания, действует в общем для всех темпе.
- Интересуется разнообразными физическими упражнениями, действиями с физкультурными пособиями.
- Проявляет интерес к правилам здоровье сберегающего и безопасного поведения.
- По вопросам воспитателя правильно называет материалы для создания предметного мира (стеки, пластилин) и их основные качества и свойства.
- Испытывает эмоциональное удовлетворение от того, что смог что-то выполнить сам.
- Активно пользуется числами 1, 2, 3.
- С удовольствием вступают в общение со знакомыми взрослыми людьми: понимают обращённую к ним речь, отвечают на вопросы, используя простые, распространённые предложения.
- Использует в общении общепринятые простые формы этикета, активно использует слова этикета: здравствуй, до свидания, спасибо, извини и др. в игре “Волшебный мешочек”.
- Активно и с желанием участвует в разных видах творческой деятельности, основанных на литературном тексте: игры, загадки, изобразительная деятельность.
- Освоил некоторые изобразительно-выразительные и технические умения, способы создания изображения. Передаёт сходство с реальным персонажем Колобком, обогащает образ выразительными деталями.
- При сопровождении воспитателя принимает участие в создании совместной творческой работы “друзья для Колобка”, наблюдает за действиями других детей, испытывает совместные эмоциональные переживания (общая радость).
- Проявляет интерес к игровому общению со сверстниками. В дидактических играх принимает игровую задачу и действует в соответствии с ней.
- С интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнаёт знакомые произведения (“Есть у солнышка дружок”).
- Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.