Современный ребенок – это человек новой формации. Его изменения обусловлены изменениями социальной и природной среды, в которой мы живем.
Современные дети – это дети ХХI века, имеющие новый тип сознания. Они не похожи на своих родителей и требуют иного отношения к себе, иного типа общения.
Какие же они – современные дети? Какие особенности их развития следует учитывать при воспитании и обучении?
Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым. Современные дети отличаются повышенной возбудимостью и гиперактивностью. У современных детей повышена потребность в восприятии новой информации, а также повышены тревожность и агрессия. Более того, современные дети настойчивы и требовательны. Эти особенности развития детей, обладающим новым типом сознания, свидетельствуют о том, что они отличаются от своих сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании.
А у педагога есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе – это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель. Задача классного руководителя – создавать условия для саморазвития учащихся.
Воспитание в настоящее время является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся ключевых компетенций, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Мы должны воспитать человека, способного создавать свою жизнь и быть способным к самоопределению.
Именно сейчас дети должны быть “вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности” (проект “Наша новая школа”). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения, в котором прописаны цели, стоящие перед школьным образованием – это воспитание, социально-педагогическая поддержка, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.
Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе необходимо для классного руководителя, так как нравственные качества формируются в деятельности, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностных ориентиров.
Предметом моих исследований стал процесс формирования нравственных представлений у учащихся моего класса:
- знания о нравственных правовых категориях, общечеловеческих ценностных, нравственных качествах личности;
- знания о сотрудничестве и взаимопонимании между людьми, о способах общения, о приёмах взаимодействия с одноклассниками при работе в парах, группе;
- знания о нравственных отношениях к окружающему миру (природе), к другим людям (сверстникам, соседям, людям других национальностей), к себе.
Поэтому Программа духовно-нравственного развития и воспитания в ОС “Школа 2100” создана на основе требований ФГОС и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития ОС “Школа 2100” (авторы Р.Н.Бунеев,Д.Д.Данилов, З.И.Курцева, О.В.Чиндилова, Т.Д.Шапошникова) является главной в моей работе и в работе педагогического коллектива нашего ОУ. Назначение данной программы помочь педагогу в реализации воспитательного процесса, т.е. действий, направленных на развитие личности ученика, его внутреннего мира.
Основное содержание Программы, на мой взгляд, соответствует современным требованиям государственной образовательной политики и задачам, стоящим перед педагогическим коллективом образовательного учреждения. Результат духовно-нравственного воспитания – это решение задач воспитания: принятие детьми нравственных ценностей.
Можно ли оценивать результаты воспитания? Очень сложно, поэтому ФГОС допускает только не персонифицированную диагностику личностных результатов. Оценивать можно только “воспитанность” класса в целом, но не отдельных учеников. Поэтому проводя диагностику личностных универсальных действий оценивались результаты всего класса, а не отдельных учащихся (табл.1).
Таблица 1
Результаты диагностики личностных универсальных действий учащихся 4-а класса в сравнении со средним общероссийским уровнем
Оценивать поступки с позиции нравственных ценностей |
Объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей |
Определять для себя и окружающих правила поведения |
Выбирать поведение, соответствующее обще-принятым правилам |
Отделять оценку поступка от оценки самого человека |
Определять поступок как неоднозначный |
Все личностные умения |
|
% успешных решений всего 4-а класса | 57% |
84% |
84% |
92% |
49% |
71% |
78% |
средний обще-российский уровень | 69% |
92% |
85% |
96% |
53% |
65% |
77% |
Данные таблицы и диаграммы показывают, что % успешных решений 4 “а” класса отличается от общероссийского незначительно по 2, 3, 4, показателям, по 5 больше в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных результатов, развитие конкретных универсальных учебных действий (УУД).
Самой эффективной педагогической технологией является проектный метод. Общая цель, коллективный поиск и усилия, активно-положительный стиль взаимоотношений – вот неоспоримые плюсы такой технологии. Как итог, возрастает интерес к изучению предмета, отмечается позитивная динамика уровня и качества обученности моих учеников по предметам.
Одним из основных направлений деятельности в качестве учителя и классного руководителя считаю развитие исследовательской деятельности школьников. Поэтому под моим руководством ученики принимают участие в проектах, учатся работать в библиотеке с научной литературой; приобретают опыт выступлений на внеклассных и внешкольных мероприятиях.
Хорошо известно, что развитие личности обеспечивается в процессе её собственной деятельности. А процедуры обучения успешно реализуются в процессе совместной деятельности.
Это и объясняет необходимость использования образовательных технологий, основанных на деятельностной парадигме, то есть таких технологий, в которых обеспечивается и стимулируется активная самостоятельная деятельность обучаемых по освоению новых знаний.
В своей работе как классный руководитель учитываю психологические особенности ребят, уделяю большое внимание формированию коллектива, веду работу над воспитанием таких качеств, как честность, порядочность, доброта.
Одним из вариантов включения младших школьников в исследовательскую деятельность является кружок “Я – маленький исследователь”, занимающий особое место в содержании внеурочной деятельности с учащимися.
Цель кружка – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Задачи: обучение проведению учебных исследований младших школьников; развитие творческой исследовательской активности детей; стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам – ознакомление с научной картиной мира; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Кружок “Я – маленький исследователь” помогает нам анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.
В процессе исследовательской деятельности развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе и позволяет успешнее учиться.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя-воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Использование в совместной работе с учащимися и родителями форм, приемов и методов моделирования воспитательной системы класса позволило сформировать желаемый образ выпускника начальной школы и представления детей и взрослых о целях, основных направлениях и способах организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в нашем классном сообществе.
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (мы решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы является самоуправление.
Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В начале учебного года проводим классные собрания, которые были посвящены выбору актива класса, созданию законов класса, выбору поручений. На классных часах проводим отчет о проделанной работе.
В классе создана своя система самоуправления. Целями организации ученического самоуправления в классе являются:
- повышение активности учащихся в классных делах;
- реализация интересов каждого учащегося;
- привлечение родителей к совместной деятельности.
К задачам организации ученического самоуправления в классе относятся:
- создание условий для развития организаторских способностей каждого, формирование лидерских качеств;
- определение возможности самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создание условий для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
- создание благоприятных условий совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
- формирование толерантности, умения общаться.
Таблица 3
Самоуправление в системе воспитательной работы
Класс |
Роль учащихся в самоуправлении |
Роль классного руководителя |
1 класс | Дети под руководством учителя формулируют правила школьной жизни, учатся уважительно относиться к одноклассникам, выполнять разовые поручения. | наставник. |
2 класс | Дети соблюдают законы объединения, учатся формулировать своё мнение, выполняют постоянные поручения, участвуют в работе микрогрупп | помощник |
3 класс | Дети выполняют постоянные поручения, учатся планировать работу группы по интересам, участвуют в КТД, высказывают свою точку зрения. | консультант |
4 класс | Дети участвуют в работе классного самоуправления, готовят и проводят конкурсы, викторины для одноклассников, планируют КТД. | партнёр и старший товарищ |
Вместе с ребятами было подготовлено и проведено большое количество классных часов на разные темы.
Класс активно участвует в общешкольных и спортивных мероприятиях. В этом году принимали участие в подготовке и проведении конкурса “Парад песни и строя”, заняли призовые места в игре “Математический поезд”, “Мама, папа, я – читающая семья”. Также ребята принимают активное участие в научно-исследовательской деятельности, в конференциях “Шаг в науку”.
Активное участие в различных конкурсах (“Мой родной край”, “Мои любимцы”, “Курению-нет!”, “Живая природа Чикоя”, “Изготовление скворечников”) позволяют выявить эстетические и творческие способности каждого ученика.
Через организованную воспитательную работу учащиеся учатся жить вместе.
Список литературы
- Образовательная система “Школа 2100”, Федеральный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч.ред. Д.И.Фельдштейна.– М.: Баласс, 2011. – 192с. (Образовательная система “Школа 2100”).
- Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. — Самара, Издательство “Учебная литература”, 2004.
- Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. — М., Академия, 2005.
- Савенков А.И. Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара, Издательство “Учебная литература”, 2005.
- Федеральный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022995-1.