Урок русского языка по теме "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

  • дать понятие наклонения глагола;
  • знать, как изменяются глаголы в изъявительном наклонении, уметь определять время глагола изъявительного наклонения, правильно употреблять и писать глаголы в изъявительном наклонении;
  • развитие коммуникативных качеств;
  • воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: таблицы, индивидуальные карточки, доска

Ход урока

Организационный момент.

– Добрый день, ребята. Сегодня нам предстоит изучить новую тему “Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.
– Прежде, чем начать работу, напомните мне, какой раздел науки о языке мы изучаем? (Морфологию.)
– Чем занимается морфология? (Изучением слова как части речи.)
– Над какой частью речи мы работаем в данный период?
– Что называется глаголом? Пример.

Проверка домашнего задания.

Упр. 479 (с. 201) на доске.

  1. Выписать слова с пропущенными буквами, объяснить орфограммы.
  2. Выполнить синтаксический разбор 1-го предложения.
  3. Выполнить фонетический разбор слова нему.
  4. Прочитать исправленный вариант текста.

Доп. вопросы:

– Как определить спряжение глагола? Пример.
– Какие окончания могут иметь глаголы в н. ф.? Пример.
– Как отличить совершенный вид глагола от несовершенного? Пример.
– Какие глаголы называются переходными? Пример.
– В каком времени глагол может иметь нулевое окончание? Пример.
– Как изменяются глаголы в наст. и буд. времени? Пример.
– Как изменяются глаголы в прош. времени? Пример.

Индивидуальная работа.

1) Карточка № 1.

Укажи переходные глаголы буквой п. Определи падеж существительных

Изложить рассказ, списать предложение, излагать мысли, подчеркнуть суффикс, сделать сложение цифр, прикасаться к печке, запереть квартиру, расстилать скатерть, коснуться вопроса, не увидел ошибки, загораем на пляже, загорелась зарница, соберем друзей, располагать временем.

2) Карточка № 2.

Раскрой скобки и вставь пропущенные буквы.

Тр..пинка продолжа..ется –
Опять (в) траве теря..тся,
Опять (в) овраг (с)пуска..тся,
Б..жит через м..сток,
И (в) пол.. (вы)б..ра..тся,
И (в) пол.. вдруг конча..тся –
(В) р..дник большой (в)лива..тся,
Как (в) реку ручеек.

Словарная работа.

– Перед вами слова: леденеть, леденить.
– От какого слова они образовались?
– Что означает слово леденеть? (Превращаться в лед, покрываться льдом.)
– Составьте словосочетание или предложение со словом леденеть.

Леденеют крылья самолета.

– Что означает слово леденить? (Холодить, остужать, пронизывать холодом, приводить в оцепенение.)
– Составьте словосочетание или предложение со словом леденить.

Мороз леденит лицо.

– Как в русском языке называются такие слова? (Паронимы.)
– Какой они части речи? Докажите.
– Какие еще примеры паронимов вы можете привести?

Работа по новой теме.

1) Объявление и запись темы.

– Подошло время узнать новое понятие, связанное с глаголом – это НАКЛОНЕНИЕ. Запишите тему урока: “Наклонение глагола”.

2) Работа над текстом.

– Перед вами текст. О ком он? Прочитайте.

Украшай землю и жизнь.
В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором благоухали цветы, дарили прохладу волшебные деревья и радовали глаз зеленые газоны. Что ни день – старичок в своем саду сажает, поливает и окучивает. Если бы он был волшебником, то непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных.

– О ком текст?
– Какой он – садовник?
– Какие реальные события происходят в саду? Озвучьте их действиями.
– Что произошло бы, если бы садовник умел творить чудеса?
– Чем отличаются перечисленные вами глаголы?

(Одни действия были, есть на самом деле, а другие возможны при каком-то условии.)

Глагол имеет три наклонения.

Те глаголы, которые обозначают действия, происходящие в наст., пр. или буд. времени, относятся к изъявительному наклонению. (Пример из текста, запись.)

Глаголы, действия которых желаемые или возможные при определенных условиях, относятся к условному наклонению. (Пример из текста, запись.)

– К чему призывает заголовок?
– Это просьба, приказ, требование?

Глаголы, обозначающие действия, которые кто-то требует или просит выполнить, относятся к повелительному наклонению. (Примеры свои, запись).

– Сколько вы насчитали наклонений глагола?

3) Работа с материалом учебника.

– Откройте учебники на с. 201, параграф 83. Прочитайте 1 правило.
– Сегодня мы ближе познакомимся с особенностями глаголов изъявительного наклонения. (Чтение правила.)
– Как изменяются глаголы изъявительного наклонения? (Правило, запись.)

Физкультминутка.

Закрепление теоретического материала.

Упр. 483, с. 202 (у доски). Глаголы какого наклонения нам встретились?

– Какова их отличительная способность? (Изм. по врем.)

Итог.

– Что нового вы узнали на уроке?
– Чем отличаются глаголы изъявительного наклонения?

Домашнее задание: с. 201(правило), упражнение 484.