Музыка рождена самой жизнью

Разделы: Музыка


Тип урока: урок изучения нового материала и закрепление пройденного.

Цель: познакомить с музыкой В.А.Моцарта и её позитивном влиянии на человека, развитие идеалов человеческой личности – добра, счастья.

Задачи:

  • повторение пройденного материала;
  • познакомить с новым музыкальным материалом;
  • вспомнить музыкальные термины (вундеркинд, серенада, скрипичный квартет);
  • сопереживать, сочувствовать музыкальному образу;
  • развивать познавательный интерес и творческую активность;
  • формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся средствами искусства.

Оборудование: компьютер, mp3 записи, мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал (таблица терминов, слова песни, творческая работа).

Ход урока

I. Приветствие:

– Добрый день, добрый час, очень рада видеть вас!!!
– Добрый час, добрый день, песни петь нам всем не лень!!!

II.

Повторение темы прошлого урока по циклу пьес М.П. Мусоргского “Картинки с выставки”.

– Ребята, с каким композитором и его музыкальным произведением мы познакомились на прошлом уроке. (М.П. Мусоргский, цикл “Картинки с выставки”

– Что такое – цикл – . (Сборник пьес, в данном сборнике 9 пьес разного характера.)

– Благодаря каким событиям в жизни композитора появился этот сборник.

(История с другом – художником В. Гарманом и его посмертной выставкой, организованной друзьями.)

– По отрывку из произведения угадайте его название. (“Избушка на курьих ножках”, “Старый замок”.)

Охарактеризуйте музыку “Старого замка”. (Таинственная, хмурая, вкрадчивая, мрачная.)

– Опишите замок, который вы нарисовали на прошлом уроке, почему он так выглядит, какие средства выразительности помогли вам увидеть именно такой замок.

III. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.

– Какое слово самое главное в теме, на ваш взгляд? Значит, мы должны узнать, чья жизнь рождает музыку, может ли жизнь рождать музыку и как музыка воздействует на жизнь.

IV. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний

– Усаживайтесь поудобнее, постарайтесь почувствовать себя так, как если бы вы находились в концертном зале. Сейчас прозвучит небольшое музыкальное произведение и вы попробуете мне о нём рассказать, опираясь на характер и свои впечатления.

Звучит “Маленькая ночная серенада”.

– Какие чувства вызвала у вас музыка? Что вы можете о ней сказать, не употребляя слово "весёлая"? (Светлая, радостная, счастливая, танцевальная, величественная.)

– Мы попали на концерт современной танцевальной музыки? (Нет, это музыка старинная, возможно XVII века. Кажется, что танцуют на балу.)

(Презентация. Слайд 1 – на балу.)

– В какое время суток устраивались балы? (Вечером, ночью.)
– Каков состав исполнителей? (Струнные инструменты.)

(Слайд 2 – струнный квартет.)

– Это произведение называется "Маленькая ночная серенада". Маленькая, понятно, почему? Ночная – звучит ночью. Серенада – что такое?

Ответы детей.

– Кто из композиторов прошлого мог бы быть автором этой музыки? (Моцарт, Бах, Бетховен.)
– В. А. Моцарт. Это действительно Моцарт. Вы поняли, что попали на концерт, в котором звучит музыка Моцарта (светлая, радостная, счастливая, изящная)

(Слайд 3 – В.А. Моцарт.)

– Давайте вспомним, как в среде композиторов называли Моцарта? (Солнечный – так как вся его музыка проникнута каким – то светом, теплотой, грациозностью.)

– Какая жизнь была у Моцарта? Кто знаком с его биографией? (Опираясь на знания, учащиеся вспоминают биографию В.А.Моцарта.)

(Слайд 4 – первые концерты В.А.Моцарта.)

Моцарт – вундеркинд. В 4 года он уже писал небольшие музыкальные произведения, а в 6 лет вместе с отцом и сестрой Анной поехал в своё первое концертное путешествие по Европе. Все вокруг восхищались маленьким мальчиком в напудренном парике и расшитом золотом кафтане. Вольфганг был настолько мал ростом, что ему на стул подкладывали специальную подушку для того, чтобы он мог дотягиваться до клавиш клавесина. Моцарт мог импровизировать на сцене, играть с завязанными глазами, играть по памяти только что просмотренные ноты.

Однажды один из зрителей сказал, что ему помогает колдовское кольцо, тогда мальчик снял с пальчика тоненькое золотое колечко и продолжал играть.

– А в Париже с ним случилось вот что.

V. Ознакомление с новым материалом.

О ПОЕЗДКЕ МОЦАРТА В ПРЕКРАСНЫЙ ПАРИЖ

Париж!.. Наверно, это самый удивительный, самый сказочный город на свете! Возьмите хотя бы названия парижских улиц!
Улица СТАРОЙ ГОЛУБЯТНИ... Улица КОШКИ, ИГРАЮЩЕЙ В МЯЧ!

(Слайд 5 – старинный Париж.)

А вот что писали в своих письмах иностранцы, которым посчастливилось побывать в Париже в те времена: "Сам воздух Парижа веселит нас!".
Более того! Говорят, что каждый отъезжающий увозил с собой в изящной вазе или кувшине парижский... воздух! И когда ему становилось грустно, он открывал сосуд и, вдохнув волшебный воздух старого города, начинал беспечно смеяться! Как известно, парижане очень любят шутить.

(Слайд 6 – маленький Моцарт в Париже.)

Когда Моцарт приехал в Париж, они его тоже восприняли как очаровательную шутку музыки. "Такой младенец и талантливее многих старых! Ну разве это не забавно?!" – смеялись парижане.
И, желая угодить добрым французам, Моцарт писал им сонаты, менуэты и, надев серебряный паричок, играл и играл свои бесконечные концерты, и вскоре о нём заговорил весь Париж.

(Слайд 7 – Король Франции.)

А когда наступил Новый год и на колокольнях повисли серебряные нити, а в королевском дворце зажглись золотые свечи, Его Величество король Франции пригласил мальчика на новогодний ужин.
В тот праздничный вечер Вольфганг Амадей Моцарт присутствовал во дворце как паж короля. И король Франции спрашивал своего юного пажа:
– Скажите, мой друг, что вы думаете о музыке?
И маленький Моцарт с поклоном отвечал.
– Музыка, Ваше Величество, это голос нашего сердца!
Король улыбался и милостиво кивал. А следом за королём улыбались и кивали все придворные.
Под утро, когда Моцарт выходил из дворца, поклоны сопровождали его до самой улицы. Но и на улице люди снимали шляпы и, с восхищением глядя на маленького музыканта, шептали:
– Смотрите, смотрите! Это Вольфганг Моцарт – паж Его Величества!..
Новогодняя ночь была поистине сказочной! Вольфганг шёл и от счастья тихо напевал. Но вдруг незатейливая мелодия внезапно оборвалась, Моцарт остановился! На набережной Сены, возле моста, стоял нищий мальчуган и, кутаясь в лохмотья, протягивал к нему посиневшую от холода руку.
Вольфганг стал торопливо шарить по карманам, хотя прекрасно знал, что не найдёт там и сантима. И тогда, решительно сдёрнув с себя бархатный пажеский плащ, накинул его на плечи нищего мальчугана и бросился бежать!..
Ему было нестерпимо стыдно! Что стоили его успех, его великолепие, когда на свете столько горя!..
"Музыка – это голос нашего сердца!" – сказал королю Моцарт.
Много позже, вспоминая о Париже, о маленьком нищем на набережной Сены, Моцарт сочинил колыбельную песню – воплощение любви и нежности.

(Первое прослушивание песни.)

(Слайд 8 – Колыбельная)

– Ребята, что вы можете сказать о музыкальном языке этой колыбельной? (В ней слышны радость и грусть, печаль и надежда.)
– Надежда на что? (На лучшее будущее для этого нищего мальчика, на удачу в его дальнейшей жизни.)

Знакомство с текстом, повторение мелодии за учителем, пение под аккомпанемент (раздаточный материал – текст песни).

Спи, моя радость, усни,
В доме погасли огни,
Рыбки уснули в пруду,
Птички утихли в саду,
В лунный серебряный свет
Каждый листочек одет...
Глазки скорее сомкни.
Спи, моя радость, усни,
Усни, усни...

В доме всё стихло давно,
В кухне, в подвале темно,
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит,
Кто-то вздохнул за стеной,
Что нам за дело, родной?..
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни,
Усни, усни...

– Ребята, появилась бы на свет эта колыбельная, если бы с композитором не произошла эта история с нищим мальчиком? (Конечно нет, композитор как будто хотел успокоить этого мальчишку, чтобы тот заснул и проснулся счастливым. А может быть не один мальчик, а все несчастные дети по всей Земле…)

– Какой можно сделать вывод? (Музыка рождена самой жизнью, именно из жизненных ситуаций композиторы берут образы и темы для своих произведений.)

(Слайд 9 – характеристики Моцарта.)

– Ребята, подберите слово, которое характеризует Моцарта через его музыку. (Вечный, сегодняшний, нестареющий.)

– Музыка Моцарта нужна людям сегодня и будет нужна всегда. Соприкасаясь с такой красивой музыкой, человек сам будет красивее и красивее будет его жизнь.

– Вы не будете против, если это будет слово “нестареющий”.

– Молодцы, ребята!

– А сейчас весёлая разминка “Если весело живётся”. (Выбирается ведущий и дети под фонограмму исполняют разминку.)

1-й куплет.

Если весело живётся делай так…(два хлопка).

2-й куплет.

Если весело живётся делай так… (2 хлопка по коленкам).

3-й куплет.

Если весело живётся делай так…(хлопок в ладоши , по коленкам).

4-й куплет.

Если весело живётся делай так…(два щелчка).

5-й куплет.

Если весело живётся делай всё…(собираем все движения вместе).

– А сейчас творческая работа для класса (раздаточный материал – карточки с текстом “нарисуй свои ощущения, когда испытываешь чувство радости”).

(Слайд 10 – четверостишие о композиторе.)

Счастье!

Звучит нестареющий Моцарт!
Музыкой я несказанно обласкан.
Сердце в порыве высоких эмоций,
Каждому хочет добра и согласья.

Обсуждение творческих работ с согласия учащихся (о чем ты хотел рассказать в своем рисунке).

VI. Вокальная работа.

Вокальная работа также затрагивает тему урока, ребята исполняют песню “Дорогой добра”.

Пение с аккомпанементом, соблюдаем фразировку в припеве, следим за диафрагмальным дыханием.

VII. Подведение итогов урока.

– Мы сегодня познакомились с музыкой В.А.Моцарта. Действительно ли "Жизнь рождает музыку"? (Музыка рождена самой жизнью, именно из жизненных ситуаций композиторы берут образы и темы для своих произведений.)

– Что понравилось? Что узнали?

– В заключение нашей встречи хочу пожелать, чтобы наши сердца не уставали дарить людям добро и положительные эмоции. И пусть поможет в этом нестареющая музыка великого Моцарта!

VIII. Домашнее задание

Запишите в тетрадях слово "Реквием" – выпишите из словаря, что оно обозначает.