Филологический квест: новые формы недели русского языка и литературы

Разделы: Русский язык


Предметные недели, ежегодно проводимые в школах, давно и справедливо считаются эффективной внеурочной деятельностью, способной привлечь внимание учащихся, мотивировать их к изучению того или иного предмета, заставить по-другому взглянуть на вроде бы давно знакомую науку.

Разрабатывая сценарии предметных недель, мы придерживаемся нескольких принципов.

Во-первых, задания подбираются и составляются совместно с учащимися. Такой подход позволяет, с одной стороны, максимально вовлечь школьников в образовательный процесс, с другой, обеспечивает преемственность в обучении: например, старшеклассники готовят упражнения для более младших классов и даже проводят у них уроки.

Во-вторых, предлагаемые задания обязательно должны быть связаны с реальной языковой ситуацией. Так, на уроках далеко не всегда уместно анализировать рекламный слоган или газетный заголовок, несмотря на то, что эти речевые жанры являются неотъемлемой частью современной лингвистической среды. Наоборот, предметная неделя, как особая форма работы с учащимися, дает массу возможностей для использования названных примеров. Как правило, такой нестандартный языковой материал привлекает внимание учащихся, мотивирует их к изучению предмета, развивает лингвистический вкус и, что очень важно, соотносит в их сознании русский язык как школьный предмет и русский язык как средство общения в реальной жизни.

И, наконец, при продумывании заданий для Филологической Недели необходимо использовать метапредметный подход. Точек пересечения здесь может быть множество: русский язык, литература, история, изобразительное искусство, музыка (как классическая, так и современная), кинематограф, журналистика, рекламоведение и даже компьютерные игры.

Так, в 2012–2013 учебном году предметная Неделя русского языка и литературы была построена как пятидневный квест (от англ. quest – один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком; при этом важнейшими элементами игры являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий [Википедия]). Заметим, что фактически такой формат работы (коллективное выполнение заданий на протяжении нескольких дней) не является инновационным, однако его позиционирование как квеста сразу интригует учащихся.

В начале каждого дня классы получали свои маршрутные листы, которые заполнялись по мере выполнения заданий и затем сдавались организаторам.

Центральным событием дня являлся один масштабный конкурс, актуализирующий тот или иной аспект изучения филологических дисциплин:

Название конкурса Идея конкурса
“Отгадай иллюстрацию”. Конкурс для учащихся начальной школы. На стенде вывешиваются пронумерованные иллюстрации ребят к произведениям мировой литературы. Необходимо угадать произведение и автора.
Викторина “Звучащая классика” (опера). В фойе школы воспроизводятся отрывки из опер, написанных по мотивам произведений русской литературы. Участникам необходимо угадать автора, название оперы и литературный источник.

Варианты заданий:

  • ария Садко из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Садко”;
  • ария Звездочета из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Золотой петушок”;
  • первая песнь Бояна из оперы М.И. Глинки “Руслан и Людмила”;
  • ария Земфиры из оперы С.В. Рахманинова “Алеко”;
  • ария Бориса из оперы М.П. Мусоргского “Борис Годунов”;
  • ария Ленского из оперы П.И. Чайковского “Евгений Онегин”;
  • ария Лауры из оперы А.С. Даргомыжского “Каменный гость”;
  • ария Германа из оперы П.И. Чайковского “Пиковая дама”.
Викторина “Звучащая классика”-2 (романсы). В фойе школы воспроизводятся отрывки из романсов, написанных на стихотворения русских поэтов. Участникам необходимо угадать литературный источник и, возможно, композитора.

Варианты заданий:

  • “Выхожу один я на дорогу…” (музыка Е. Шашиной, стихи М.Ю. Лермонтова);
  • “И скучно, и грустно…” (музыка А.С. Даргомыжского, стихи М.Ю. Лермонтова);
  • “Что в имени тебе моем?” (музыка В. Чистякова, стихи А.С. Пушкина; романс из к/ф “Прощание с Петербургом”);
  • “Я помню чудное мгновенье…” (музыка М.И. Глинки, стихи А.С. Пушкина);
  • “Не здесь ли ты легкою тенью…” (музыка П.И. Чайковского, стихи А.А. Фета).
Викторина “Звучащая классика”– 3 (современная музыка).

В фойе школы воспроизводятся отрывки из современных музыкальных композиций, написанных на стихотворения русских поэтов. Участникам необходимо угадать литературный источник и современного исполнителя.

Варианты заданий:

  • “На заре ты ее не буди…” (стихи А.А. Фета, исполняет Макс Покровский (“Ногу свело”), композиция из к/ф “Азазель”);
  • “Я сижу у окна…” (стихи И. Бродского, исполняет Диана Арбенина);
  • “Москва” (“Да! Теперь решено. Без возврата…” (стихи С. Есенина, исполняет Земфира (или группа “Монгол Шуддан”));
  • “Маяк” (стихи В.В. Маяковского (“Лиличке!”), исполняет группа “Сплин”);
  • “Apres Moi” (стихи Б. Пастернака (“Февраль! Достать чернил и плакать…”, исполняет Регина Спектор (Regina Spector)).
“Исправь рекламщика”. Для данного конкурса необходимо подобрать и распечатать примеры рекламных объявлений и вывесок, составленных с ошибками различного типа. Учащимся предлагается увидеть и объяснить эти ошибки, а также предложить свой вариант текста.

Важно подбирать примеры не только с обычными орфографическими ошибками (вывеска “АДВАКАТ”, название магазина “Курочька”), но и тексты, неудачные с коммуникативной точки зрения, рождающие двусмысленность (“Поезд Москва – Владивосток. 40 лет в пути” – реклама РЖД, рекламная вывеска “ЛАДА по цене завода” и т.д.).

Примеры заданий см. в Приложении 1.

“Игра в портреты”. По школе развешаны пронумерованные портреты писателей и поэтов (как отечественных, так и зарубежных).

Задача участников – отгадать, кто изображен на портрете. Дополнительные баллы получают те, кто также указал произведения, созданные этим автором.

Отметим, что по окончании конкурса важно прикрепить к каждому портрету действительные имена авторов.

В дополнение к главному мероприятию в рамках предметной Недели проводились выставка иллюстраций к художественным произведениям “Дети рисуют классику”, “Уроки письма”, занятия, подготовленные старшеклассниками для младших учащихся, открытые уроки и мастер-классы учителей русского языка и литературы, тематические экскурсии.

Началась Неделя вечером русского романса и любовной лирики, подготовленным совместно с преподавателями музыки, а заключительным мероприятием стало заседание Литературного клуба на тему “Хогвартс: реальность или утопия?”.

Безусловно, организация такой предметной недели требует серьезных временных затрат и подразумевает совместную работу преподавателей различных дисциплин. Но, как показывает обратная связь, учащиеся по достоинству оценили проведенные мероприятия, особенно отметив нестандартность и разноплановость заданий:

“Больше всего мне понравилось угадывать портреты писателей и поэтов! Ходишь по всем этажам, выискиваешь… Это здорово!” (Лида, 6 класс).

“Очень необычно было, когда включили современные песни! Мы не ожидали такого поворота событий!” (Учащиеся 9 класса.)

“Самый интересный конкурс – “Исправь рекламщика”. Мы такие ошибки очень часто встречаем в обычной жизни, но не всегда задумываемся над ними, не анализируем. И вообще, задания интересные. Получился действительно квест!” (Учащиеся 10–11 классов.)

Как нам представляется, подобная предметная неделя является замечательным примером реализации метапредметного подхода в обучении, а также служит стимулом для развития интереса учащихся к изучаемым в школе филологическим дисциплинам.

Приложение 2.