Обоснование:
I. В образовании ведутся поиски способов модернизации и повышения качества обучения с использованием компьютерных технологий, что приводит к появлению новых методов и форм обучения.
Использование информационно-коммуникационных технологий обусловило появление нового вида учебного химического эксперимента – виртуального эксперимента. Под виртуальным химическим экспериментом понимают вид учебного химического эксперимента, в котором средством демонстрации или моделирования химических процессов и явлений является компьютерная техника. В связи с этим возникает вопрос: где и как необходимо использовать виртуальный химический эксперимент.
Виртуальные лаборатории предназначены для использования во время занятий в компьютерных классах, а также во время аудиторных занятий. Также есть возможность использовать их для самостоятельной работы учащихся.
Используя виртуальные реактивы и оборудование можно проводить опыты почти так же, как в реальной лаборатории. Учащимся предоставляется возможность собирать различные приборы из составляющих элементов, производить измерения, заносить свои наблюдения в “Лабораторный журнал”, “сфотографировать” с экрана с помощью виртуального фотоаппарата, составлять уравнения реакций. Хорошо показаны изменения, происходящие в эксперименте.
Педагогами отмечаются преимущества виртуальных экспериментов для химического образования:
а) обучение выполнению требований техники безопасности;
б) проведение экспериментов, недоступных в школьной химической лаборатории;
в) быстрота проведения работы, экономия реактивов;
г) отработка основных навыков работы с оборудованием, подготовка учащихся к химическому практикуму в реальных условиях;
д) развитие навыков оформления своего труда;
е) повышение мотивации обучения химии и познавательного интереса.
Отмечается, что компьютерные модели химической лаборатории побуждают учащихся экспериментировать и получать удовлетворение от собственных открытий.
II. Наблюдения за процессом самостоятельной работы учащихся с “Виртуальной лабораторией” заставляют не согласиться с теми, кто утверждает, что это способствует:
а) развитию наблюдательности, умение выделять
главное, определять цели и задачи работы,
планировать ход эксперимента, делать выводы;
б) развитию навыков поиска оптимального решения,
умения переносить реальные задачи в модельные
условия, и наоборот.
Учащиеся увлечённо проводят произвольные опыты,
не ставя перед собой никаких задач и не делая
выводов и обобщений из полученных результатов.
Неоднозначным является и то, что программа контролирует каждое действие учащегося, проводя его через все этапы, необходимые для успешного выполнения опыта, даёт соответствующие комментарии и рекомендации. При проведении эксперимента учащийся получает пошаговые инструкции по выполнению опыта.
Получается странная смесь больших возможностей и необоснованных (для учащихся) ограничений.
Это приводит к выводу, что эффективность работы с такими лабораториями определяется организацией деятельности учащихся.
III. В курсе химии 9-го класса значительная роль отводится химическому эксперименту по распознаванию веществ с помощью качественных реакций. Обучение решать экспериментальные задачи является сложным делом, требует много времени и повторения приемов решения задач.
Экспериментальная практическая работа является традиционной формой проведения таких занятий, способствующей формированию химической грамотности учащихся.
К сожалению, для учителя часто основной целью выполнения экспериментальных задач является контроль знаний и умений учащихся.
IV. Была поставлена задача организовать деятельность учащихся на уроке с цель формирования у них осознанного обобщённого умения распознавать вещества.
Для проведения этого урока была создана презентация, имеющая следующие особенности:
- сформулирована проблемная ситуация – распознавание растворов веществ;
- представлена традиционная форма фиксации результатов эксперимента в виде таблицы;
- используется форма виртуальной лаборатории;
- имеется возможность попробовать различные реактивы и получить как полезные, так и бесполезные результаты;
- стимуляция учащихся к составлению плана распознавания веществ.
Использование данной методики дает возможность обсудить конкретные примеры, позволяет систематизировать действия ученика, направлять его наблюдения и помогают правильно делать выводы.
Такой тип урока лучше проводить при закреплении изученного материала, как обобщающий.
Цели урока:
- формирование представления обучающихся о способах распознавания неорганических веществ,
- формирование исследовательской компетенции:
- умения выдвигать гипотезы
- умения планировать эксперимент, обосновывать свои действия
- умения наблюдать, анализировать результаты наблюдений, делать выводы
- умению предвидеть результат эксперимента,
- развитие операций понятийного мышления: анализ, сравнение, обобщение,
- создание условий для развития комплекса логических умений, которые лежат в основе умения проводить эксперимент.
Задачи урока:
Образовательные
- научить с помощью качественных реакций распознавать неорганические вещества;
- научить составлять схемы, таблицы;
- дать понятие о качественных реакциях в химии, аналитическом сигнале, формировать понятие о реактиве;
- организовать самостоятельную работу учащихся от постановки задачи до конечного результата;
- выработать алгоритм действий при решении практической задачи по химии.
Развивающая
- продолжить формирование умения анализировать результаты опыта, делать выводы.
Воспитательная
- продолжить формирование представлений о практическом применении химических знаний.
Методы обучения:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа);
- иллюстративные (видеофрагмент, презентация);
- частично-поисковый (проблемная ситуация).
Тип урока: – урок актуализации и обобщения знаний и формирования новых способов деятельности.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Объявление темы урока: Решение задач на распознавание веществ.
III. Мотивация (определение цели урока).
В течение нескольких уроков мы рассматривали строение, свойства и применение различных неорганических соединений. И сегодня на уроке мы повторим качественные реакции на ионы и познакомимся со способами их распознавания. Распознаванием веществ, доказательством их состава занимается целая наука – аналитическая химия. В ней занято больше людей, чем в химическом производстве.
IV. Повторение.
Каким образом распознают неорганические вещества? – с помощью качественных реакций.
Как вы понимаете это слово – “качественные”, что оно означает?
Качественные реакции – это химические превращения, сопровождающиеся характерными признаками, с помощью которых проводят распознавание веществ.
Явления при проведении качественных реакций называют аналитическим сигналом.
В качественном анализе применяют реакции, сопровождающиеся каким-либо эффектом, который можно легко обнаружить.
Как вы считаете, что это за эффекты?
- окрашивание пламени;
- реакции осаждения (образуются мало - и нерастворимые вещества – осадки белого цвета или окрашенные);
- цветные реакции – обычно изменение окраски индикаторов в кислых и щелочных растворах;
- реакции с выделением газов.
Учитель показывает видеофрагмент “Окраска пламени ионами металлов”. (приложение 1)
V. Изучение материала. Постановка проблемы.
Задача.
В пяти пронумерованных пробирках находятся вещества: HCl, Na2S, MgI2, NaCl, MgCl2.Определить, где находится каждое вещество.
Также имеются следующие реактивы: серная кислота, гидроксид натрия, нитрат серебра, хлорид бария, универсальный индикатор, хлорид кальция, роданид калия, нитрат свинца.
С помощью перечисленных реактивов, и, проделав необходимые химические реакции, определите, в каких пробирках что находится.
В случае распознавания веществ таблица будет иметь вид:
Вещество | Реактив № 1 | Реактив № 2 | Реактив № 3 | ? | ? | Вывод |
Пробирка № 1 | ||||||
Пробирка № 2 | ||||||
Пробирка № 3 | ||||||
Пробирка № 4 | ||||||
Пробирка № 5 |
VI. Выдвижение и обоснование версий.
В пробирках у вас растворы веществ. Посмотрите на эти растворы. Возможно ли распознавание этих веществ по внешним признакам?
Нет, распознавание по внешним признакам невозможно.
В таком случае, предложите ваши версии – что можно использовать?
- I версия. Подействовать хлоридом бария.
- II версия. Подействовать индикатором. Возможны и другие версии.
Объясните, что должно произойти при добавлении этих веществ.
VII. Проверка - проведение эксперимента.
В качестве критерия проведём виртуальный эксперимент, проверим наши версии.
VIII. Обобщение результатов и представление результатов.
Учащиеся заполняют таблицу и составляют уравнения реакций.
IX. Итог урока
Учитель: Сегодня на уроке мы решали с вами проблему: каким образом распознать неорганические вещества? Мы провели виртуальное исследование, основными этапами которого являются:
- постановка проблемы
- выдвижение версий и их обоснование
- проверка версий
- анализ и обобщение результатов
- представление результатов исследования.
Такие этапы проходит любой исследователь и у Вас была возможность побывать в этом качестве.
X. Задание на дом.
Составить презентацию, показывающую ход распознавания 2-3 неорганических веществ и таблицу распознавания.